Социокультурные истоки в начальной школе. Опыт, проблемы, перспективы.
статья на тему

Малахова Татьяна Викторовна

Выступление на РМЦ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_problemy_perspektivy.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурные истоки в начальной школе. Опыт, проблемы, перспективы.

Сегодня  в  обществе  возникла  острая  необходимость  в  возрождении  духовно-нравственных  ценностей.  Многие  сейчас  начинают  понимать,  что  пути  выхода  из современного  антропологического  кризиса  надо  искать  именно  в  духовности  и нравственности.  А ведь  об  этом  давно  сказано  в  Евангелии: « не  хлебом  одним  будет  жить  человек» .

Президент  Российской  Федерации  В.В. Путин  уделяет  проблеме духовно-нравственного  воспитания  большое  внимание.  

В  послании  к  Федеральному Собранию 2012  года,  он  оценил  состояние  дел  в  духовно-нравственной  сфере,  как «демографическую  и  ценностную  катастрофу»,  происшедшую  в  результате  утраты  многих нравственных  ориентиров.

Позднее,  в 2014 году, в приветствии участников X Съезда уполномоченных по правам ребенка он  отметил «…воспитание подрастающего поколения  в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны». …«Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня».

1 декабря 2016 года, в своем ежегодном послании Федеральному Собранию, президент отметил академика Лихачева Д. С., цитируя: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества, экономическую, государственную, творческую».

О первостепенности воспитания глава государства сказал на встрече с классными руководителями выпускных классов школ в 2017 году,  передает ТАСС: «Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным».  Он добавил, что школьные педагоги занимаются, в том числе, воспитанием.

Несомненно, ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание происходит в сфере образования.

Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Духовность,  в  словаре  Ожегова,  определяется  как  свойство  души,  состоящее  в преобладании  духовных,  нравственных  и  интеллектуальных  интересов  над  материальным.

Программа «Социокультурные  истоки»  направлена  на  возрождение  первоначального контекста  категорий  и  ценностей,  которые  сложились  в  нашем  Отечестве  на  основе православной  культуры.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России,  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  общего  образования,  Стратегии  развития  воспитания  в Российской  Федерации  на  период  до  2025  года  воспитательная  деятельность  рассматривается как приоритетная и самостоятельная часть образования, как часть педагогического процесса в каждом образовательном учреждении, которая охватывает все составляющие образовательной системы школы и является неотделимой составляющей общего социокультурного пространства России.

В Концепции определены следующие базовые национальные ценности:

* Патриотизм;

* Социальная солидарность;

* Гражданственность;

* Семья;

* Труд и творчество;

* Наука;

* Традиционные российские религии;

* Искусство и литература;

* Природа;

* Человечество.

Все эти базовые ценности раскрываются в содержании программы «Истоки».

 Наша школа с 2013 года является ресурсно-методическим центром «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Социокультурный курс «Истоки». Мы можем сказать, в чем заключается уникальность программы «Истоки». Уникальность и универсальность Истоковедения состоит в том, что оно может быть представлено и в урочной и во внеурочной деятельности, причём как в виде целостной системы, так и в виде её отдельных компонентов. На сегодняшний день – это уникальная программа, не имеющая аналогов в мировой образовательной практике. Она не только развивает ум, но формирует ценностные ориентиры: любовь к родному краю, к родителям, к своей школе, своей стране, своей вере и своим традициям. Но, не смотря на то, что мы видим большие плюсы этой программы, мы сталкиваемся с рядом проблем и трудностей.

         Первая проблема,  с которой мы столкнулись, это - конечно же, непонимание со стороны  родителей. Некоторые не понимали направленность курса,  другие думали т.к. истоки построены на основе православной культуры, а они принадлежат к другой вере, то им посещать эти занятия нет необходимости. Пути решения этих проблем подсказала сама тематика занятий социокультурных истоков. Также мы активизировали формы работы с родителями:

- тематические родительские собрания;

-внеклассные мероприятия;

-открытые уроки;

-праздники

 

Родители сами увидели, принимая участие в таких мероприятиях, что этот курс можно назвать семейным и глубоко нравственным. Потому что готовясь к занятиям по таким как  «Семейные традиции, «Семейные праздники». Дети дома из уст взрослых узнают интересные истории, которые происходили с их предками, с их родителями, связанные с вещами, которые они видели каждый день, но не придавали им ни какого значения, а у родителей не было времени рассказать им об этом. А тут наш предмет и задание, а его нужно выполнить.

 Когда я рассказывала детям о православном празднике Пасха, дети принадлежащие к другой религии выяснили, что Пасха и Ураза-Байрам в чём-то похожи. Далее мы с детьми сделали заключение, что праздники каждого народа  отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлён богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Что воспитывает любовь и уважение к народным традициям.

 Ещё одна проблема, о которой бы хотелось сказать это преемственность.

Нравственный стержень должен быть заложен к семи годам, если ребёнок, трудясь вместе с родителями, воспитателем, группой детского сада впитал в себя всё, что ему дали «Истоки», то, поверьте, такого ребёнка трудно испортить,  сбить с пути. П.э. очень важно, чтобы курс «Истоки» начинался с дошкольного возраста, тогда и детям, и педагогам в начальной школе работать будет легче. Да и родителей этот курс будут не нов. Такая программа разработана и нам хотелось бы, чтоб коллеги из детских садов не боялись его.

Так же мы выделили такую проблему как- кадровая.

 Какие требования должны быть к педагогу, взялся работать по программе «Социокультурные истоки»?

 На наш взгляд у педагога должно быть самое главное – любовь к тому делу, которым он занят. Любовь и Добро – это две базовые категории, без которых педагог не может существовать. Если они есть,  всё остальное рождается. Без любви к детям и к своему труду не получится ни воспитывать, ни образовывать ребёнка. Важно, чтобы всё, о чём, учитель, транслируя содержание курса, было ему на самом деле, близко. Ведь дети на уровне чувств воспринимают другого человека и «считывают» его внутреннее состояние. Учитель сам должен быть глубоко-нравственным.  

Кроме того курс «Истоки» новый, поэтому нагрузка на педагога начальной школы возрастает. Педагогу приходится в ограниченное время осваивать совершенно новый, ещё неизвестный ему предмет.

По нашему мнению методическое сопровождение предмета разработано на достаточно хорошем уровне, разработаны и учебники, и тетради, и методическое пособия для педагогов. Но рабочих тетрадей на всех учеников не хватает, а тетради являются продолжением, дополнением и большим подспорьем для учителя.

   

 Следующая проблема, также достаточно серьёзная. Это правильное освещение педагогами тем курса. Как я уже говорила выше, что в основе программы «Социокультурные истоки» лежат основы православной культуры и  изучения предложены такие темы как «Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва» , «Устройство Храма», «Значение икон». Простые учителя, которые сами не так близки к церкви, не в полном объёме, и может быть не совсем точно могут осветить подобные темы. Поэтому,  желательно заключить договор с Храмами г. Нижневартовска на предмет взаимопосещений (не по личной инициативе педагога). Можно запланировать какие-то мероприятия в течение года.

Так же тематика занятий предполагает большое количество предметов, утвари и инвентаря, которое необходимо демонстрировать детям и желательно, чтобы их можно было потрогать.

Я перечислила проблемы, с которыми сталкиваемся не только мы, но и коллеги из других школ.

Многодетный священник протоиерей Александр Ильяшенко на вопрос о воспитании будущего поколения, как-то сказал: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование. Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.

Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....

Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.

Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....

Выступление на ШМО «Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы».

laquo;Инклюзивное образование в начальной школе:Опыт, проблемы»...

Сборник "Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы"

Представлены материалы по основным направлеия деятельности...