Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова".
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Данная разработка представляет конспект урока по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме "Приставка как часть слова". Здесь представлена работа по формированию и развитию всех компонентов саморегуляции. На каждом этапе урока идет теоретическое обоснование практической деятельности учащихся. Представленный урок разработан в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и отражает работу по формированию и развитию всех универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

по теме «Приставка как часть слова»

Тема.  Приставка как часть слова

Тип урока: урок получения новых знаний.

Задачи

Предметные: 

- сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

- находить приставку среди других частей слова;

- образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные

  • познавательные: 

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

  • - коммуникативные:

 - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в процессе совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • - регулятивные: 

- учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем (проблемный диалог);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

  • - личностные: 

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательные мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

                                 

         

                              Ход  урока

Психолого-пе-дагогическое обоснование деятельности учителя

Какие компо-ненты РУУД формируются

  1. Организационный момент.

             Громко прозвенел звонок –

             Начинается урок.

             Девочки за парты сели,

             Мальчики за парты сели.

             На меня все посмотрели.

             Слушаем, запоминаем,

             Ни минутки не теряем.

У. – Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

У. – Чтобы хорошо учиться, надо к цели стремиться. Чему вы хотите научиться сегодня на уроке? Какие цели ставите перед собой? Для ответа на этот вопрос вспомните, что у вас получается не очень хорошо, где есть трудности?

Создание моти-вации. Эмоцио-нальный наст-рой на работу.

Выслушав несколько ответов, предложить рассказать о намеченных целях друг другу.

Создание хоро-шего настрое-ния, положи-тельной мотива-ции, организа-ция рабочего места и своей деятельности.

Постановка целей. Принятие позиции партнера.

  1. Планирование работы.

У. – Обратите внимание на доску. Что на ней записано? Зачем? Скажите, что мы будем делать на уроке и в какой последовательности?

Д. – На доске записан план урока. Он нужен для того, чтобы знать, как и над чем нам работать, чтобы ничего не забыть.

На доске:

1. Орг.момент.

     2.Знакомство с планом.

     3.Чистописание.

     4.Повторение: суффикс и корень. Игра «Лото»

     5.Все ли части слова нам известны?

     6.Выведение темы урока.

     7.Что это такое? (определение)

     8.Нахождение этой части в слове. Работа по  учебнику с. 88 №7

9.Итоги урока.

10.Оцени свою работу.

11.Домашнее задание.

Предваритель-ное знакомство с содержанием работы, нацеливание детей на осмысление своей работы

 

Планирование
целеполагание, осмысление сво-ей деятельности

  1. Чистописание.

У. – Какой следующий пункт нашего плана?

Д. – Чистописание.

У. – Зачем нужно чистописание?

Д. – Чтобы красиво и правильно писать.

                 - Я тетрадочку открою

                   И с наклоном положу.

                   Я от вас, друзья, не скрою,

                   Ручку я вот так держу.

                   Сяду прямо, не согнусь,

                   За работу я возьмусь.

У. – Сегодня мы пропишем буквосочетания ИК и ЕК, диктуя алгоритм написания этих букв.

     По окончании выполнения учащиеся оценивают свою работу.

У. – Подчеркните самые красивые, правильно написанные сочетания.

Настрой на работу, нацеливание учащихся на выявление цели деятельности, контроль за посадкой детей, здоровьесберегающая технология

«Письмо с секретом», пошаговое выполнение задания

Саморегуляция,

Целеполагание (зачем, с какой целью?), при-нятие этой це-ли, организа-ция своего ра-бочего места, действия по алгоритму

.Работа по алгоритму, самооценива-ние

  1. Повторение изученного. Актуализация опорных знаний и умений.

У.- Как вы думаете, почему мы взяли именно эти буквосочетания? Кто их узнал?

Д – Это суффиксы.

У. – Что вы можете о них сказать?

Д – Они служат для образования новых слов и придают им уменьшительно-ласкательное значение.

У. – Зачем мы изучаем суффиксы?

Д. – Чтобы уметь разбирать слова по составу, находить в них орфограммы и правильно их писать,

уметь образовывать с их помощью новые слова.

У. – А какую еще часть слова вы знаете?

Д. – Корень.

У.- Правильно. Давайте обратимся к нашему плану. Что дальше?

Д. – Игра «Лото»

У. – У вас на парте лежат карточки синего и красного цвета – одна на парту. Вы работаете в парах.

Повторение и обобщение полученных ранее знаний, осознание смысла деятельности

В течении все-го урока учащиеся пользуются сигнальной картой. Если ответ товари-ща неправиль-ный, то зажи-гается крас-ный свет, если согласны – то зеленый. Сом-неваюсь – си-ний.

(раздаточный материал)

Работа в парах

Осознание смысла деятельности

(зачем?), планирование, пошаговый контроль.

Умение принимать точку зрения другого, умение договариваться о совместной работе, коорди-нировать свои действия

 Карточки синего цвета

 Карточки красного цвета

Корень – это…

…общий смысл всех однокоренных слов.

В корне заключен…

…нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть.

Слова, имеющие общий корень и общий смысл, называются…

…главная часть слова

Чтобы правильно выделить корень…

…часть слова

Суффикс – это …

…однокоренными или родственными

Суффикс состоит …

…образования новых слов.

Суффикс служит для …

…после корня.

У. – Предлагаю сыграть в грамматическое лото. На карточках синего цвета – начало фразы, а на карточках красного цвета – окончание фразы. Встает ученик с синей карточкой и читает, дети должны внимательно слушать. Затем должен встать тот ученик, у которого окончание начатой фразы, и завершить начатое высказывание.

Умение работать в парах, слушать и слышать других, своевременно реагировать.

Принятие и удержание учебной задачи. Работа в парах, умение договариваться о совместной работе, о после-довательности действий.

У. – Молодцы! А теперь мы должны отдохнуть.

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

           Вот мы руки развели,
          Словно удивились.
          И друг другу до земли
          В пояс поклонились!
          Наклонились, выпрямились,
          Наклонились, выпрямились.
          Ниже, ниже, не ленись,
          Поклонись и улыбнись.

Физкультминутка, здоровье-сберегающая технология.

Работа по образцу.

  1. Проблемная ситуация

У. – Следующим пунктом нашего плана стоит вопрос: все ли части слова нам известны? Чтобы ответить на него, посмотрите на доску.

Ребята! Посмотрите, что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части. Помогите мне их восстановить.

       Школь, ник, ный, школь, ный, при, школь

Д. – У нас получились слова: школьник, школьный, пришкольный.

У. – Спасибо, теперь все верно. Что вы можете сказать об этих словах?

Д. – Это однокоренные слова.

У. – Докажите свой ответ.

Д. – Они имеют общую часть – школь- и имеют общий смысл – принадлежность к школе.

У. - Какие части слов вы уже знаете? Выделите эти части в словах.

Дети называют известные им части слов.

У. – С какой проблемой столкнулись?

Д – Не все части слов можем обозначить.

У. – В каком слове выделены не все части? Почему?

Д. – В слове «пришкольный».

У. – Где находится эта часть?

Д. – В начале слова.

У. – Назовите эту частичку.

Д. – при-

У. – Молодцы! Скажите, что мы сделали с этой частичкой? Для этого сравните «школьный» и «пришкольный».

Д.- Мы ее добавили, приставили к началу слова.

У. – Кто догадался, как она называется?

Д. – Приставка.

У. – Верно. Приставка обозначается так -

Школьник, школьный, пришкольный

Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Создание проблемной ситуации. Прогнозирование учебной деятельности.

Частично-поисковая деятельность. Решение практических задач, связь с жизнью.

Участие в целеполагании как постановке учебной задачи. Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Постановка цели урока через проблемный диалог.

Прогнозирова-ние результа-тов.

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

У. – Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Д. – Приставка.

У. – Тема нашего урока «Приставка как часть слова». Скажите, а что бы вы хотели узнать о приставке?

Д – Что такое приставка и для чего она нужна.

У. – Зачем вам нужны эти знания?

Д. – Чтобы уметь разбирать слова по составу, писать слова без ошибок.

Формулирование задачи урока совместно с учащимися. Деятельностный подход в обучении. Настрой на успешную деятельность. Осмысление собственной деятельности..

Осмысление и принятие учебной задачи. Целеполагание.

Саморегуляция.

.

7. Открытие нового знания.

У. – Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вы должны выполнить задание на карточка. Для этой работы нужно объединиться в группы.

Задание для 1 группы

…бежал за угол

…бежал из дома

…бежал первым

…бежал через дорогу

…бежал от края

Подсказка:

За-, вы-, при-, пере-, от-, про-

Задание для 2 группы

…читал маме

…читал вслух

…читал снова

…читал в журнале

…читал до конца

Подсказка:

За-, про-, пере-, вы-, до-.

Задание для 3 группы

…писал письмо

…писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На-, до-, за-, пере-, вы-.

У. – Обсудите в группах, какое задание можно дать по этим карточкам и зачем.

      Давайте вспомним алгоритм работы в парах (на доске):

- говорить по очереди,

- не перебивать друг друга,

- внимательно слушать того, кто говорит,

- если то, что говорят, не совсем понятно, следует обязательно переспросить и постараться понять и т.д.

Д.- Нужно дописать слова, используя подсказки, добавляя к каждому слову свою приставку. Так мы пробуем работать с приставками.

     После того, как дети выполнят задание, каждая группа представляет свою работу, и идет совместное обсуждение.

У. – Какую часть слова вы сейчас дописывали?

Д.- Приставки.

У. – Что вы получали в результате?

Д. – Однокоренные слова.

У. – Попробуйте в своих группах составить составить определение: что такое приставка. Для решения этой задачи я даю вам схему-опору:

     Приставка – это значимая …….   ……,

                           которая стоит ….     ……

                           и служит для …..    …….

     Учащиеся выводят определение. Выслушиваются все варианты.

У. – А теперь давайте проверим себя. Откройте учеб-ник на с. 88 и прочитайте определение.

У. – Предлагаю отдохнуть.

Проведение физкультминутки.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Овладение азами исследовательской деятельности.

Умение сфор-мулировать задание само-стоятельно и определить цель своей деятельности. Работа в групппах:уме-ние договари-ваться, плани-ровать и рас-пределять задания в группе.

Формулировка выводов с помощью подводящих вопросов.

Сверка своей работы с образцом.

Здоровьесберегающая технология

Целеполагание, постановка задачи и принятие ее, осмысление деятельности.

Работа по алгоритму.

Принятие чужого мнения.

Планирование учебного со-трудничества.

Выбор способа действия.

    Составление алгоритма.

Самоконтроль и самопровер-ка.

Работа по образцу.

8. Работа по учебнику. Первичное закрепление. Применение новых знаний.

У. – Давайте обратимся к нашему плану. Мы справились с поставленной задачей?

Д. – Да, мы вывели определение приставки.

У. – Что следует дальше?

Д. – Работа по учебнику.

            20131106_183634

У. – Что требуется выполнить в этом задании? Зачем?

Д. – Списать стихотворение. Обозначить в глаголах приставки. Мы будем выполнять это упражнение для того, чтобы научиться находить и выделять приставки в словах.

У. – Как вы будете решать первую орфографическую задачу?

Д. – Чтобы списать текст, нужно открыть памятку №1 в учебнике с. 140 «Как   правильно списывать текст»

 Учащиеся самостоятельно списывают стихотворение.

У. – Молодцы! Теперь нам нужно решить вторую орфографическую задачу. Как отыскать приставку в слове? Нужен алгоритм действий. Давайте попробуем составить его вместе. Что нужно выделить сначала?

Д. – Корень.

У. – Как это сделать?

Д. – Подобрать однокоренные слова и найти общую часть.

У. – Верно. Где будет находиться приставка?

Д. – Приставка стоит перед корнем.

У. – Правильно. А чтобы проверить себя, можно подобрать 2-3 слова с такой же приставкой.

     На доске составляется алгоритм:

1.Подобрать однокоренные слова.

2.Выделить корень слова.

3.Выделить приставку.

4.Подобрать 2-3 слова с такой же приставкой.

У. – Молодцы! Перед тем, как выполнить это задание, давайте попробуем оценить свои возможности. Кто разобрался в новой теме, все понял и легко может справиться с этим заданием, поставьте на полях знак «+». Кто сомневается в своих силах, тот ставит знак «?». Кто совсем не уверен в своих силах и не сможет выделить приставки, тот ставит знак «-«.

У – Выделите в глаголах приставки, используя алгоритм. Проверьте себя.

У. – Выполните взаимопроверку в парах. Сравните работу с образцом.

     На доске появляются глаголы с выделенными приставками.

Осмысление собственной деятельности.

Работа по памятке.

Совместное составление алгоритма.

 Предвосхище-ние результа-тов своей дея-тельности.

Работа в па-рах.

Планирование.

Пошаговый самоконтроль.

Целеполагание

Выбор способа действий.

Работа по готовому алгоритму.

Составление алгоритма действий и работа по нему.

Планирование, выполнение действий по образцу с ис-пользованием норм саморе-гуляции: самоконтроля и самопроверки.

Формирование прогностичес-кой самооценки

Взаимоконт-роль и взаимо-проверка.

9. Подведение итогов урока.

У. – Итак, пришло время подвести итоги. Давайте обратимся к нашему плану. Весь наш урок был посвящен ответу на один вопрос. Какой?

Д. – Что такое приставка и как найти приставку в слове.

У. – Правильно. Давайте повторим ответы на эти вопросы, используя в качестве помощи наши алгоритмы.

1. Алгоритм определения приставки.

2. Алгоритм нахождения приставки в слове.

10. Рефлексия.

У. – Что по плану нам нужно сделать сейчас?

Д. – Оценить свою работу на уроке.

У. – Со всеми ли пунктами плана мы успели поработать?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Понравился ли вам урок?

- Было ли интересно?

У. – Какие затруднения вы встретили при выполнении упражнений?

Учащиеся дают развернутые ответы.

У. – А теперь на наших волшебных линеечках мы должны оценить свою работу. На первой линеечке нужно оценить, как хорошо вы поняли, что такое при-ставка (О). На второй линеечке – насколько правиль-но вы научились находить приставки в словах (Н).                  

             -

                   О               Н

Самооценива-ние своей ра-боты по заданным критериям.

 Работа со шкалами. Чем ниже по шкале, тем меньше сфор-мирован оце-ниваемый па-раметр. Чем выше – тем лучше.

Планирование.

Саморегуляция

: работа над формировани-ем самоконтро-ля и самооцен-ки

Самооценива-ние по задан-ным критерии-ям.

  1. Домашнее задание

У. – Запишите домашнее задание: с.88 №6 или с.89 №8 по вашему выбору.

Задание по выбору.

Работа над формировании-ем прогности-ческой само-оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...