Общая характеристика детей с задержкой психического развития и методы преодоления ЗПР
консультация на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_obshchaya_harakteristika_detey_zpr.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская школа-интернат №2

Доклад по теме:

 «Общая характеристика детей с задержкой психического развития и методы преодоления ЗПР»

Выступление на ШМО

учителей начальных классов

Воспитатель: Баруздина В.И.

Ногинск 2016г

Введение

Общеобразовательная школа уделяет большое внимание совершенствованию процесса обучения, одним из направлений которого является преодоление неуспеваемости учащихся.

Неуспеваемость школьника может быть обусловлена причинами разного характера. для разработки способов её преодоления и предупреждения важно определить основную, ведущую причину неуспеваемости каждого ученика.

Большую часть среди стойко неуспевающих учащихся начальных классов составляют дети с ЗПР (задержкой психического развития).

Особенности обучения детей с ЗПР хорошо освещены в работах сотрудников НИИ дефектологии АПН в 70-90 гг. прошлого века (Н.А. Никашиной, Н.А. Цыпиной, Р.Д. Триггер, Г.И. Жаренковой, Г.М. Капустиной). Разработка вопросов содержания и методов обучения проводилась в лаборатории психологии и педагогики детей с ЗПР под руководством В.И. Лубовского. Эти разработки актуальны и в настоящее время.

Учебно-воспитательный процесс в специальных школах и классах выравнивания для детей с ЗПР имеет коррекционную направленность, строится таким образом, чтобы восполнить пробелы предшествующего развития ребёнка, активизировать внимание, память, мышление, словарь и развивать связную речь, а также формировать личностные качества и нравственность ребёнка.

Для этого в учебно-воспитательном процессе предусматривается использование и применение методов, приёмов, обеспечивающих смягчение (сглаживание) факторов, отрицательно действующих на успешность обучения. на уроках большое внимание придаётся формированию познавательных интересов, оптимальному сочетанию умственной и практической деятельности чередованию интенсивной работы и разрядки. Методики обучения по основным предметам рекомендуют значительную расчленённости строгую поэтапность преподнесения учебного материала, увеличение объёма тренировочных упражнений, систематическое повторение пройденного материала.

Важнейшим принципом обучения является специальная подготовка детей к усвоению знаний, что достигается введением дополнительных разделов в содержание обучения по основным предметам.

Чрезвычайно важное значение придаётся ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности.

В практике обучения детей с ЗПР особое внимание уделяется систематизации обобщённых представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), развитию пространственных представлений, широко используется приёмы сравнения предметов, выделения существенных признаков, на основании которых предметы объединяются в родовые группы.

Уроки по ознакомлению с окружающим миром направлены на развитие связной речи: составление учениками рассказов, по опорным словам, плану, по картинке, рассказы-описания. в связи с этим, особое значение придаётся наблюдениям за объектами, о которых будут составляться рассказы, а также таким продуктивным видам деятельности, как рисование, лепка, оригами, аппликация.

Общая характеристика детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР нет выраженных нарушений анализаторов и они не являются умственно отсталыми. В качестве причин ЗПР выделяется психический и психофизический инфантилизм и длительная церебрастения (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская). Для детей характерно раннее органическое поражение ЦНС, которое приводит к недоразвитию сложных форм психической деятельности. Эти дети оказываются не готовы к обучению в школе, потому что в семилетнем возрасте эти дети не достигают необходимого для начала обучения уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности. Учителем это воспринимается, как неспособность ребёнка выполнять многообразные требования, которые ему предъявляет школа. Учителя отмечают, что их успеваемость связана с неустойчивостью внимания, с быстро наступающей утомляемостью, с плохой памятью и отсутствием познавательных интересов.

Недостаточная сформированность основных свойств произвольного внимания подтверждается экспериментальными данными.

Исследователи отмечают у этих детей сужение объёма внимания, неспособность воспринимать в определённый отрезок времени необходимое количество информации, в связи с чем, их деятельность осуществляется в более медленном, чем у нормально развивающихся детей, темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже.

Дети с ЗПР, несмотря на отсутствие дефектов зрения или слуха, испытывают трудности в процессе восприятия. В воспринимаемом объекте они выделяют гораздо меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Многие дети с трудом узнают предметы, данные в непривычном ракурсе, в контурном или схематическом изображении, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга.

Память этих детей характеризуется особенностями, которые находятся в определённой зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности.

Продуктивность непроизвольного запоминания первоклассников учащихся с ЗПР значительно ниже, чем у нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на два-три года. Основная причина – пониженная познавательная активность детей. Эти дети не предпринимают специальных усилий для припоминания материала.

Особенно явно отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников заметно при анализе ихъ мыслительных процессов.

Это отчётливо проявляется в трудностях, которые они испытывают при овладении навыками письма и чтения, усвоении грамматических правил, способов решения математических задач.

Особенности развития наглядно-действенного мышления проявляются при выполнении задания на составление целого их частей. Например, ребёнку дано задание сложить разрезанную на 4 части по прямым линиям картинку с изображением петуха или разрезанную на 4 части по прямым линиям картинку с изображением петуха или разрезанную на 5 частей картинку, на которой нарисованы мальчик и девочка, стоящие рядом.

Большинство детей с ЗПР сразу же приступают к практическому выполнению задания, они берут со стола две детали, пытаются их приставить одну к другой в воздухе. Вновь кладут детали на стол, передвигают их, повторяя одни и те же способы решения, хотя они и не приводят к положительному результату. Дети долго не могут найти место одной, а то и двум частям. В этом случае хвост петуха дети ставят рядом с головой, соединяют голову и ноги мальчика и девочки, не обращая внимания на отсутствие туловища, приставляют ноги мальчика к девочке и наоборот. Они считают задание выполненным, хотя целой картинки у них не получилось, не замечая недостающих частей или несовпадения отдельных частей.

В отдельных случаях дети долго не приступают к выполнению задания, но это не связано с обдумыванием хода практических действий или рассматриванием деталей и планированием предстоящей деятельности, что характерно для нормально развивающихся детей. У детей с ЗПР так проявляются неуверенность в своих силах, неумение актуализировать свои возможности для успешного выполнения задания.

При наличии помощи со стороны взрослого, иногда только при виде одобряющих или побуждающих к деятельности замечаний, дети с ЗПР полностью справляются с заданием.

Следует отметить, что дети с ЗПР, хотя и нуждаются в помощи взрослого, в большинстве случаев с заданием справляются самостоятельно, что не по силам умственно-отсталым детям.

Установлено, что в условиях коррекционного обучения отставание в развитии наглядно действенного мышления обычно преодолевается детьми с ЗПР к IV классу.

Анализ особенностей словесно-логического мышления показывает, что для детей с ЗПР характерен недостаточно высокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Эти дети выделяют в объекте меньше признаков, чем их хорошо успевающие сверстники, но больше, чем умственно отсталые учащиеся. Характерной чертой операции анализа у этой группы детей является отсутствие планомерности работы, что существенно отличает их от нормально успевающих школьников, которые в своём описании объекта придерживаются определённого плана. При группировке предметов на основании общих признаков у этих обнаруживается недостаточная гибкость мышления, склонность к шаблонным, стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия.

Невысокий уровень развития словесно-логического мышления у детей с ЗПР проявляется при выполнении ими заданий на составление рассказов по серии сюжетных картин.

В этих рассказах дети должны не только определить последовательность происходящих событий, но и установить причинно-следственные связи между ними. Так, в рассказах по серии картинок «Синичка» нормально развивающиеся учащиеся правильно и обоснованно описывают последовательность событий: синичка зимой залетела в комнату через форточку, потому что была голодна; дети покормили её и оставили жить у себя до весны, а весной выпустили её на волю.

Большинство детей с ЗПР при выполнении задания испытывают значительные трудности. Правильно истолковав события, изображённые на каждой картинке (птичка влетела в форточку; дети кормят птичку; дети выпустили птичку из клетки), им непонятно, что птица находилась в доме в течение не одного-двух дней, а целой зимы.

Многие исследователи отмечают, что довольно часто дети с ЗПР не могут выполнить отдельные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельности, хотя по уровню своих интеллектуальных возможностей должны легко справляться с ними. Подобные явления учителя часто наблюдают на уроках. Во время фронтальной работы в классе ученик совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальной работы, когда учитель организует деятельность ребёнка, он выполняет то же задание правильно. В этом случае учителя склонны считать ребёнка ленивым, упрямым, недисциплинированным. В деятельности же эти особенности детей с ЗПР связаны с незрелостью их эмоционально-волевой сферы, что проявляется в неорганизованности поведения, неумении осуществлять целенаправленную деятельность

Опыт экспериментального обучения детей с ЗПР  показывает то, что преодоление ЗПР во многом зависит от характера стимулирования их познавательной активности со стороны взрослого.

Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу

Одним из важнейших условий успешного обучения ребёнка в школе является хорошая дошкольная подготовка. Л.С. Выгодский писал: «Подготовить общее представление относительно мира природы, относительно общества, всё это и составляет непосредственную задачу, которую школа ставит перед дошкольным воспитанием».

К моменту школьного обучения дети с ЗПР не приобретают тех знаний, навыков, умений, которыми самостоятельно овладевают нормально развивающиеся дошкольники. У них недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные математические и языковые обобщения, составляющие необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения.

Дети с ЗПР плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в своей повседневной жизни. Так, они не могут правильно рассказать о составе своей семьи, о трудовой деятельности её взрослых членов. Дети часто не в состоянии ответить на вопросы, касающиеся их самих (назвать свой возраст, день рождения, сообщить свой адрес и т. п.). Они значительно хуже, чем их нормально развивающиеся сверстники, ориентируются в назначении, названии, расположении общественных и бытовых предприятий, находящихся около дома.

Изучение особенностей игровой деятельности 6-7 летних детей с ЗПР показало, что круг представлений о трудовой деятельности взрослых у детей с ЗПР значительно беднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Их знания о прфессии врача, продавца, воспитателя поверхностны, а в отдельных случаях даже ошибочны; игровые действия, как правило, шаблонны и стереотипны.

При анализе представлений о явлениях природы следует, что дети с ЗПР, как правило, смешивают понятия время года, месяц, не умеют рассказать об отличительных признаках времени года. При рассматривании картинок эти дети безошибочно определяют зиму и лето, но при этом опираются на 2 – 3 отличительных признака. Нормально развивающиеся дети выделяют 5 – 7 признаков, характеризующих погоду, состояние деревьев, животных, одежду людей летом и зимой.

Дети с ЗПР часто путают осень, весну, потому что эти сезоны имеют ряд сходных явлений (идут дожди, бывают туманы, расцвет). Эти дети часто в развитии затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность отчётливо проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок.

У детей с ЗПР наблюдается большое количество ошибочных ответов при назывании изображений отдельных предметов, что касается только определённых групп (в основном, это птицы, цветы, деревья, рыбы, грибы, насекомые). Не зная наименования предмета, дети зачастую дают его фрагментарное описание. Например, перечисляя известных ему насекомых, ребёнок говорит: «Ещё такая, тоже летает... и крылышки тоненькие... вот так и ещё так (показывает форму крыльев). я её знаю, только забыл, как называется». Увидев описанную, но не названную им стрекозу на картинке, этот ученик поясняет: «Это бабочка, только немножко другая. Её как-то по другому называют... или так... не знаю».

Наблюдается и обратное явление, когда ребёнок с ЗПР, наряду с другими называет, например, кита, лося, моржа, но не узнаёт их изображения на картинках.

Уже в первый год обучения дети часто встречаются с задачами, когда нужно описать отдельные предметы и рассказать о каком-то событии, явлении. Чтобы составить полный рассказ, ребёнок должен отчётливо представлять себе объект, его существенные свойства. Эти задания вызывают большие затруднения у детей с ЗПР. Они осуществляют анализ в основном в трёх направлениях: цвет, размер деталей, эмоциональную оценку. Часто даётся такое описание клоуна: «Это клоун. На голове Петрушка (имеется ввиду колпак), руки... головка... ноги... туловище...». Если же ребёнок называет признаки предмета, то часто называет: «рубашка красивая, ботинки красивые, рот большой, нос большой».

При сравнивании двух объектов, дети ЗПР, как правило, рассказывают только об одном из сравниваемых предметов, выделяя яркие или хорошо знакомые его признаки, а затем переходят к описанию второго предмета. Установление сходных и отличительных признаков сравниваемых предметов или явлений вызывает большие трудности у учащихся, дети зачастую не могут рассказать, в чём их сходство, и наоборот, определив у сравниваемых предметов общие признаки, не видят их различий. Многие дети ЗПР знают обобщающие слова: посуда, мебель, но неправильно ими оперируют.

У детей с ЗПР также отличается характер выполнения заданий по сравнению характеристик. У них характерна неравномерность («толчкообразность») деятельности. Начиная выполнять задания, они обычно быстро и правильно называют 3 – 4 предмета, затем следует пауза, после которой правильно называются ещё 2 – 3 предмета или перечисляются предметы, не относящиеся к указанному родовому понятию. Перечень насекомых, например, у этих учащихся носил такой характер: «Бабочка, жук, муха... больше не знаю... ещё как это... стри... стрисогузка... ещё такие... в лесу видел... не помню».

Обычно в ходе перечисления эти дети несколько раз повторяют названия одного и того же предмета. Подобных явлений у нормально развивающихся детей этого же возраста не наблюдается. Они более сосредоточенно и целенаправленно вспоминают известные им предметы и достигают большей продуктивности в выполнении заданий.

Что касается уровня речевого развития детей с ЗПР, то их высказывания в основном состоят из простых предложений. У многих детей не полностью сформировано умение самостоятельно с помощью интонации делать речевой поток на предложения. их предложения порой состоят из 17 – 23 слов, и бывает трудно определить границы составных частей высказывания, например, на вопрос учителя, как узнать сороку среди других птиц, ребёнок говорит: «Потому что сорока... она всё узнаёт... у неё вот тут белое, глазки маленькие, чёрные, а это всё... крылья большие и хвост».

Затруднения детей в выражении своих мыслей видны на примере следующих двух высказываний: «Деревья стоят голые. Не только деревья, и кустарники. С деревьев опали листья» и «Небо опускается. Небо серое, хмурое. Облака наполнены дождём. Небо грязно-синее». В первом высказывании возвращение к уже сказанному. Во втором – ребёнок использует только отдельные грамматические конструкции.

Такие особенности детей с ЗПР указывают на необходимость проведения работы по развитию речи в единстве с совершенствованием деятельности восприятия, представления, мышления.

Использована литература:

1. Психология игры. Москва Просвещение 2001г

2. Просвещение. 1997г

3. Журналы «Начальная школа» 2009 – 2013гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая адаптированная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития предмета "Литературное чтение " для 4 класса

Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности....

Адаптированные общеобразовательные программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР VII вида)

в разделе представлены программы по русскому языку, литературному чтению, математике, музыке, технологии,окружающему миру, физической культуре....

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.) для 1 класса по окружающему миру.

Адаптированная основная образовательная программа начальногообщего образования для детей с задержкой психического развития по окружающему миру для 1 класса....

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...

Психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития — это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. У многих таких детей отставание но...

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

методический материл с описанием психологических особенностей детей с ЗПР, направлениям коррекционной работы и  рекомендациями по обучению и воспитанию данной категории детей...