Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе
презентация к уроку на тему

Сахарова Ирина Владимировна

Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обученияв воспитательном процессе"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе Заседание методического объединения классных руководителей

Слайд 2

Формирование ключевых компетенций обучающихся с ОВЗ.

Слайд 3

Способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называется компетентностью . Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией. Компетенция – Это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности.

Слайд 4

Жизненная компетенция – овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми обучающимися в обыденной жизни.

Слайд 5

Жизненные компетенции 1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 10) проявление готовности к самостоятельной жизни .

Слайд 6

Социальная компетентность , представляет собой способность действовать в социуме с учетом позиций других людей.

Слайд 7

Социальные компетенции 1) знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы; 2)знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать; 3)владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов. 4)знания о природе, взаимосвязи между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей природной среде; 5)использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач. 6)начальные представления о единстве растительного и животного миров, мира человека; 7)практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы; 8)знания о теле человека; элементарные навыков, способствующие укреплению здоровья человека .

Слайд 8

Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий.

Слайд 9

Инновационные педагогические технологии: Информационные технологии Проектные и деятельностные технологии Креативные технологии Игровые технологии : Технологии личностно-ориентированного воспитания Этнопедагогические технологии Коллективные и групповые способы обучения Эвристическое обучение; Диалог культур Проблемное обучение; Деловая корзина; Форум; Обсуждение вполголоса; «Думай и слушай»; Панельная дискуссия; Программа саморазвития Тренинги Педагогические технологии поддержки школьников

Слайд 10

Проект « креативное пространство» как метод активного обучения.

Слайд 12

В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя!!!



Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

г. Фурманов

Заседание методического объединения классных руководителей.

Тема заседания: «Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения».

Форма: ярмарка педагогических идей

Руководитель МО:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сахарова И.В.

2018

“Главным ресурсом развивающего общества
являются люди, не столько подготовленные,
сколько развивающиеся непрерывно”.

(П.Г. Щедровицкий)

1вопрос Формирование ключевых компетенций  обучающихся с ОВЗ.

Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний на практике.

Способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называется компетентностью.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

Компетенция – Это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности.

Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Для детей с ОВЗ обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, дома и др.). 

Жизненная компетенция – овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми обучающимися в обыденной жизни.

Одним из главных приоритетов для учащихся с интеллектуальными нарушениями являются формирование жизненных компетенций, так как для учащегося данной категории свойственно ограничение контактов с окружающим миром, для такого ребенка становится важным развитие жизненного опыта, овладение возможностью стать независимым, приспособленным и активным членом общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью раскрывает проблему формирования жизненных компетенций учащихся с интеллектуальными нарушениями. 

1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

10) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Социальная компетентность, по мнению В. Гузеева, представляет собой способность действовать в социуме с учетом позиций других людей.

Социальные компетенции: 1) знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

2)знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать;

3)владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов.

4)знания о природе, взаимосвязи между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей природной среде;

5)использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач.

6)начальные представления о единстве растительного и животного миров, мира человека;

7)практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;

8)знания о теле человека; элементарные навыков, способствующие укреплению здоровья человека.

Также существуют компетенции:

  • Ценностно-смысловые
  • Общекультурные
  • Учебно-познавательные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Социально-трудовые
  • Компетенции личностного самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Информационная компетенция - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция - это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.

Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личного самосовершенствования.
С целью формирования данной компетенции учителем применяется такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый - лишний).

2 вопрос: Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми. Остановимся на некоторых из них.

Выступление кл. рук. 4 класса Назаковой В.Э.

Выступление кл. рук. 7 «А» Варавиной Л.В.

3 вопрос: Проект «креативное пространство» как метод активного обучения.

Исследовательская деятельность, проектная деятельность во внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

Выступление кл. рук. 7 «Б» кл. Васильевой И.В.

Выступление кл. рук. 8 «Б» кл. Востроиловой С.В.

 

Итог: Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.


В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя!!!

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету при формировании коммуникативных компетенций

    Всякое познание предполагает включение познающего субъекта в активную деятельность. Вот почему так остро стоит вопрос об организации этой деятельности учителем. Заинтересованность...

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...

Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения( из опыта работы ) "

Доклад на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Использование современных педагогических технологий"....

Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...

Использование современных педагогических технологий в развитии психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ

Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в...

Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе

laquo;Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...