Формирование понятия системно-деятельностного и компетентностного подходов
статья на тему

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

  • формирование предметных,метапредметных и личностных результатов обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon larionova_m.a.doc864.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование понятия системно-деятельностного и компетентностного подходов

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

  • формирование предметных,метапредметных и личностных результатов обучающихся

Что такое системно-деятельностный подход? (вопрос стажерам)

Системно-деятельностный подход -это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода  уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Перед учителем встает вопрос: Какими методами и средствами реализовать системно-деятельностный подход? Наши учителя Площадки открыты для обсуждения этого вопроса. На открытых уроках вы увидите технологии, формы, методы и средства, используемые для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования на основе системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич  Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.

Ключевое место  в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой  структурные элементы деятельности как системы:

При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Подбираем формы деятельности для каждого ученика в зоне их актуального развития, используя разноуровневые задания.

Реализация деятельностного подхода обеспечивается  системой дидактических принципов: 

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения  

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает  создание  доброжелательной атмосферы

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо развивать ключевые компетентности– в этом функция учителя.

Для формирования ЛР,ПР,МПР Необходимо развивать ключевые компетентности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети "открывают" их сами в процесе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учите...

Презентация. ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения

К материалу стажировочных мероприятий (мастер-класса) по опережающему внедрению ФГОС НОО.  Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в станд...

Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Компетентностный и системно-деятельностный подходы как методологическая основа ФГОС

Школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, дос...