Методы формирования Самооценки
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

Методы формирования самооценки младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методы30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы      формирования    самооценки,

как  эффективное средство   достижения   метапредметных  результатов в  начальной  школе.

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.

Оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения. Оценивание — это систематический сбор информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи. Оценивание является основой дальнейшего планирования обучения

Что же такое самооценка? Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка — это оценивание  человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.

 У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе.

Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате.

 Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Ведь от правильной самооценки зависит взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

 Самооценка детей развивается в процессе организации формирующего оценивания.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.

            Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.

Формирующее (внутреннее) оценивание    нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

 Формирующее оценивание для обучающихся

  • помогает учиться на ошибках;
  • помогает понять, что важно;
  • помогает понять, что у них получается;
  • помогает  обнаружить, что они не знают;
  • помогает обнаружить, что они не умеют делать;


             Таким образом, формирующее оценивание – это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого учащимся, дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.

Формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед.

 Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:

  • Выявление планируемых результатов
  • Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая; учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения
  • Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов; учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
  • Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
  • Сопоставление и выводы об эффективности работы; учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  • Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Какие же существуют  приёмы формирования   самооценки?

1.Речевые.

2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т. п.).

3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т. п.).

 4.Шкалы.

5.Таблицы.

 В своей работе для формирования адекватной самооценки младших школьников учителя используют  следующие приемы самооценки и самоконтроля:

  1. Словесные приемы.

Прием «Оценка – не отметка»

Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.

«Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» - фразы, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке.

«Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал» - фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха.

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

 2.Знаковые письменные приёмы.

1) Графики

Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности. Самооценку на уроке изучения нового материала организуем поэтапно, для этого используем «Лестницу успеха», учащиеся в течение урока поднимаются вверх по лестнице, а около цифр делают поэтапную самооценку собственной деятельности на уроке.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил

2) Рисунки

1. «Светофор». 

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки» 

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

 3) Символы

 Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

«Солнышко»

На уроках математики на начальном этапе можно использовать прием «Солнышко». В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.

 4. «Карточка сомнений»

+ — «Я понял все»;

— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? — «Не понял».

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V — УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+ — НОВОЕ

 ? — НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

0 — ДУМАЛ ИНАЧЕ

 5) «Портфолио ученика»

 Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений, реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формирование универсальных учебных действий.

 Главные цели ведения портфолио:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

6) Листы   самооценки

Лист самооценки №1

 Моя успешность на уроке

Вид работы        

Знак (!?)

1

2

3

4

5

итоговый балл

Достигли ли мы цели?

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Лист самооценки №2

 Моя успешность на уроке

Вид работы        

Знак (!?)

1

2

3

4

5

итоговый балл

1.На уроке я работал активно/пассивно

 2.Своей работой я доволен/недоволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/непонятен

         Полезен/бесполезен

         Интересен/неинтересен
7.Домашнее задание легкое/трудное

        Интересное/неинтересное

        Полезное/бесполезное

8.Достигли ли мы цели?

9.Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Лист самооценки №3

 (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)

да    нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал (а) устное сообщение

9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

3. Знаковые   внешние приёмы.

 «Дерево успехов».

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко — все удалось, цветок — неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок — сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

 В виде сигнальных карточек разного цвета.

«Карточки»

Самооценка с помощью карточек.

 «Своя валюта»

Этот приём используется для оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов. В классе вводится своя денежная единица: например, звёздочка. Чтобы перевести валюту в отметку нужно набрать определенное количество звёздочек.

Приём можно использовать в любом возрасте и на любом уроке для организации активной работы учащихся.

«Пальчики» 

Самооценка с помощью пальчиков.

4. Шкалы

 «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г. А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

 ‒ позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

‒ помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

 «Ладошки»

Этот прием рекомендуется использовать с первых дней обучения ребенка в школе.

С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку.

Очень хорошо – карандаш у кончиков пальцев.

Испытывает затруднения – на уровне большого пальца.

Нужна помощь – карандаш внизу ладошки.

 5. Таблицы

Вариант организации работы по самооценке на уроке систематизации и закрепления знаний.

Тема урока. Правописание гласных на конце наречий 4 класс.

 Урок обобщения и систематизации знаний.

Карта знаний + —

Карта знаний

Начало урока

Рефлексия

Я знаю, что такое наречие

Я знаю, что обозначает наречие

Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от глагола

Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от существительного

Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от прилагательного или другого наречия

Я знаю, каким членом предложения может быть наречие

Я знаю, как наречие связано с другими словами

Я знаю, как образуются наречия

Я знаю, правило написания гласных в конце наречий

Этот прием помогает отделить известный материал от неизвестного, сформулировать тему и цель урока дает представление о том, какой материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Вывод:

Самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребёнка, чем этот компонент с обострёнными свойствами сомнения и контроля является динамические во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребёнок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении.

 Оценочный компонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придаёт сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники стимулирования.

Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Для этого мы, учителя,  используем формирующее оценивание.

Таким образом, приёмы формирования самооценки являются эффективным средством достижения метапредметных результатов  обучения в начальной школе.


Источники:

  1. Андрианова О. П., Васильчикова Г. Н., Плетникова Е. А. Самооценка на уроках в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 642-645. — URL https://moluch.ru/archive/131/36418/
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2008–399 с. Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьников. / И.В Дубровина — М., 2005–145 с.
  3. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М., «Просвещение», 1968–217 с. «Нач. шк. +" 6. 2004 г.
  4. Е. В. Ишмаметьева «Развитие самооценки в младшем школьном возрасте» — 40 с.
  5. Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? — 105 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ шко...

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Формирование самооценки первоклассников

Презентация к выступлению на педсовете...

Приемы и методы формирования самооценки учащихся

Приемы и методы выработки самооценки учащихся...

Копилка различных методов оценки самооценки и самоконтроля учащихся

Копилка различных методов оценки самооценки и самоконтроля учащихся в начальной школе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Название методической разработки: «Методы и приёмы формирования самооценки учащихся начальной школы»Актуальность методической разработки связана с тем, что самооценка поможет обучающимся н...