Организация проектной деятельности младшего школьника.
статья по теме

Пинюгина Ольга Александровна

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnostiml_shk_v_ramkah_fgos.rar1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Администрации г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Доклад

Тема: Организация проектной деятельности младшего школьника

в условиях реализации ФГОС.

Подготовила: Пинюгина О.А.,

учитель начальной школы.

г.Улан –Удэ

2015г.

Доклад

Тема: Организация проектной деятельности младшего школьника

в условиях реализации ФГОС.

« Великая цель образования –
это не знания, а действия.»
Гербер Спенсер

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен (актуален) в самом широком понимании этого слова. Теперь в начальной школе ребенкадолжны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учатвполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речьидет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющихоснову умения учиться: навыках решения творческих задач и навыкахпоиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет оформировании у детей мотивации к обучению, о помощи им всамоорганизации, саморазвитии и социализации.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов, в котором важным является:

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Что такое проектная деятельность?  Слайд 3.(История)

Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, способствует  развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

  Слайд 4. При работе по методу проектов необходимо учитывать

I. Психолого-физиологические особенности младших школьников.

II. Темы проектов учащихся младшего школьного возрастадолжны быть тесно связаны с предметным содержанием.Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного наповторение и закрепление изученного материала, может бытьиспользована для организации проектной деятельности.

 III. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включенияв самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшегоразвития.

IV. Длительность выполнения проекта или исследованияцелесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

  Слайд 5. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Слайд 6. Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

Слайд 8. Опасности проектной работы

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания,

сделать многое за детей, перепоручить выполнения задания родителям.

Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле

педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не

превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо

научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен

иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление,

собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка

его процесса.

Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней,

необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему

анализу самим ребенком своей работы

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности,особенно в форме межпредметных проектов.

Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему.

Метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Слайд 9. Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Слайд 10-21. Обучение грамоте 1 класс. Проектная работа «Моя любимая буква».

Завершая процесс изучения учебника «Азбука» детям предлагается: нарисовать «любимую» букву,  напечатать (написать) слова с этой буквой, найти стихотворение на эту букву. Так появляется книжка – малышка.

Проект по русскому языку «Ребусы, загадки и орфографические правила по русскому языку». Во 2-3классе учащиеся пишут сказки и сочинения на определенное правило (Жили ЖИ-ШИ. Как избежать ошибки при провописании слов с проверяемой бездарной гласной?).

Проект Математика вокруг нас.

1 класс «Числа в загадках, пословицах, поговорках».

 2 -3 класс «Элементы геометрии в посуде»

4Б класс «Путешествие во времени»

  • Можно ли путешествовать во времени? Проектирование и конструирование машины времени.
  • Турнир «Отважные путешественники». Сообщение о русских путешественниках.
  • «Россия в начале ХVIIIв.». Ярмарка.
  • «Играй и выигрывай». Составление математических игр, ребусов.
  • «Россия во второй половине ХVIIIв.» Письмо исторических рассказов, составление задач с историческими данными.

Проектная работа 1 – 2Б класс Учитель: Подшивалова ОА
«Моя - семья, моя - родословная»:

Что в имени моём? (Значение имени).

Моя семья.(История создания.Происхождение фамилии).

О профессии моих  родителей.

Традиции моей семьи.(Сочинение).

Праздник- представление.

Слайд 22. Заключение.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях.  В стандартах нового ...

Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников....