Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
статья на тему

Батурина Елена Алексеевна

Cчитается, что основная задача школы –дать образование, может ли каждый педагог спокойно смотреть, как из года в год ухудшается состояние здоровья их воспитанников?  Отвечая на этот вопрос в последние годы была разработана «Здоровьесберегающие технологии», цель которых –достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии.  

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, дать детям знания об организме человека, учит их беречь и укреплять собственное здоровье. 

В данной статье представлены различные приемы работы  по данной теме на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzh_uchebn.mater_.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Батурина Е. А.

Проблема здоровья детей сегодня настолько остра, что мы можем задать вопрос : «Что для нас важнее- их физическое состояние или обучение?». Еще Шепенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля». Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на время пребывания ребенка в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение  состояния здоровья детей, причем эти годы проходят под постоянным контролем со стороны специалистов – педагогов.

Традиционно считается, что основная задача школы –дать образование, может ли каждый педагог спокойно смотреть, как из года в год ухудшается состояние здоровья их воспитанников?  Отвечая на этот вопрос в последние годы была разработана «Здоровьесберегающие технологии», цель которых –достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии.  Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть комфортным для ребенка, поэтому при планировании и проведении каждого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!»

Итак, целью здоровьесберегающей технологии является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесбережением, реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учительи каждая школа. Поэтому при построении своих уроков учитываю такие требования:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура, освещение, звуковые раздражители)
  2. Норма видов учебной деятельности на уроке 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т. д)
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности 7-10 минут.
  4. Количество видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, самостоятельная работа). Чередование видов работы через 10-15 минут.
  5. На уроке следует выбирать такие методы, которые активизируют инициативу и творческий потенциал учащихся.
  6. Должны присутствовать оздоровительные моменты6 физкультминутки, минутки релаксации, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
  7. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся.
  8. На уроке следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
  9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, позвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материала.
  10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, музыкальные минутки. Небольшие стихотворения.

Особо хочется остановиться на содержании учебного материала урока.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, дать детям знания об организме человека, учит их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению и укреплению здоровья моих учеников.

Так на уроках математики я прививаю ученикам навыки здорового образа жизни при решении текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о пользе и целебных свойствах меда и молока, овощей, фруктов, орехов и ягод. Рассказываю детям о том, что употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и повышаем способность его бороться с заболеваниями.

Продолжаю эту работу и на занятиях внеурочной деятельностью в рамках кружка «Занимательная математика» при решении логических задач.

Наппример…

Задачи по математике. Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого  человека  меньше, чем у новорождённого?    Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90.   350 – 260 = 90.  Куда деваются эти кости? (Они срастаются.) Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого. Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни? Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.   Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре,  сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?Ответ: в 2 раза. Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С  и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

На уроках русского языка в 1 классе  предлагаю учащимся списать с доски слова спасибо, пожалуйста, будь здоров, с добрым утром, спокойной ночи. И говорю им: «Эти слова волшебные. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и слушают. Говорите чаще эти слова друг другу, желайте здоровья, а желания рано или поздно исполняются»

Предлагаю учащимся правильно списать с доски   текст: «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».Или такой текст: «Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им. После краткого обсуждения пословицы   предлагаю повторить её вслух всем вместе.

Задание для 3 класса. Разбор слова по составу. Пясть- пястные кости- запястье. Перст – персты – перстень  -перстенёк. Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши. Пальцы – пяльцы – пялить глаза. Ухо – подушка – заушница – заушная область. Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными.  Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст». Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда.  « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин ) Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.                 Задания на уроках чтения. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.  Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. Сказка « Колобок».  Дети легко и охотно приходят к заключению:«Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.»  Сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» . Вывод -для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.  Если вода прозрачная, красивая, она чистая?  Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.  Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций: Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Задания по окружающему миру. Лекарственные  растения твоего края. Говорю учащимся: «Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.»

Задание  к теме « Введение». Природа и человек. Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Таким образом, правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а так же помогает детям осознать важность сохранения здоровья. В заключении,  вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. –Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» 

Литература

  1. Анисимова Н. В. , Каралашвили Е. А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. М., Сфера. 2002.
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М., Вако.2004
  3. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие   технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.,  Илекса. Народное образование.  2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленны...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Концепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Определение понятия...

«Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В последнее время вызывает тревогу состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Здоровье ребёнка, его физическое и псих...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...