Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
статья на тему

Варданян Мариа Араики

В докладе рассматривается вопрос о том, что курс ОРКСЭ является средством формирования у школьников поликультурной компетентности, обладает значительным воспитательным потенциалом и призван обеспечить реализацию важнейших задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан, их социализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в своём содержании и методическом обеспечении отвечают задачам реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС за счёт знакомства учащихся с основами культурологических знаний, приобщения их к нравственным ценностям и нормам религиозных и светских культур, приобретения ими опыта соответствующего поведения. Предмет в полной мере обладает значительным воспитательным потенциалом и наряду с задачами передачи определённых знаний, формирования умений, навыков, компетенций призван обеспечить реализацию важнейших задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан, их социализацию.

Современным педагогам важно осознавать, что сегодняшняя школа решает актуальные проблемы воспитания и социализации школьников в условиях поликультурного и многоконфессионального российского общества, постоянно изменяющегося мирового сообщества. Она призвана активно культивировать внутри себя те общественные ценности и модели взаимоотношений, которые присутствуют в окружающем ребёнка мире, с которыми дети постоянно сталкиваются за порогом школы, к которым они должны быть готовы после её окончания. Совместное обучение школьников разных национальностей и разного вероисповедания в одном классе создаёт условия для воспитания толерантности и уважительного отношения к разным мировоззренческим позициям, воспитания патриотизма и гражданственности, формирования российской идентичности.

Курс ОРКСЭ является средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.

Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что результатом изучения данного курса для школьников может стать понимание того, что каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику развития; ни одна из них не может быть лучше или хуже другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. Именно культура может создать условия для первичного знакомства обучающихся со смыслом и значением ценностей светской этики и религиозных культур, приобщения к решению вечных вопросов человечества: «Что есть добро и зло?», «В чём смысл жизни?», «Для чего человек приходит в этот мир и каково его предназначение в нём?», «Как можно прожить свою жизнь?», «Что есть нравственный выбор и есть ли он у человека?» и т. д., конечно, с учётом возрастных особенностей, знаний и опыта младших школьников. Именно культура создаёт то объединяющее начало, на котором строится новый предмет.

К преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики», отбору содержания предмета и выбору методического обеспечения учебников определены в качестве основных культурологический, аксиологический, коммуникативный и деятельностный подходы.

Общей целью предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», помимо решения задач социализации и воспитания, является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование у них первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, проживающих в нашей стране, людей разного вероисповедания. В то же время важным является формирование понимания того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.

В рамках культурологического подхода в процессе изучения курса школьники осознают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества – огромный, насчитывающий тысячелетия путь, на котором в различные исторические эпохи интегрируются элементы национальных культур. Такое широкое понимание культуры важно для процесса самоидентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.

Материал учебников помогает школьникам узнать, как жили раньше наши предки и как живут сейчас представители различных сообществ; какой мир окружает человека сегодня; каковы были и есть ценности и нравственные основы жизни; почему люди поступали и поступают так, а не иначе; каков был и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды – всё, что мы называем «образ жизни».

Изучение истории религий важно для понимания истоков культуры. Религиозная культура заложила основы морали и правовых отношений человечества, сформировала эстетические и нравственные идеалы, является источником вдохновения, обеспечивая разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Этические и религиозные учения всегда составляли ядро культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве.

Религиозная и светская культура, основные ценности человечества представлены в учебниках не только через высокие идеи, но и через традиции, язык, быт представителей каждой культуры, знакомство с которой даёт возможность увидеть, услышать, почувствовать, понять её. В учебном материале большое внимание уделяется описанию деталей жизни, быта, поведения представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, этикетными формами языка, образом жизни, повседневным поведением, т. е. течением жизни в её реально-практических формах.

Для младших школьников процесс усвоения и присвоения ценностей лежит в несколько иной плоскости, чем для учащихся основной школы. В соответствии с принципом возрастосообразности логика подачи материала данного УМК повторяет логику «путешествия»: как путешественник, остановившийся в доме мусульманина (иудея, христианина, буддиста), начинает понимать мусульманскую (иудейскую, христианскую, буддийскую) культуру, узнавая её через быт, образ жизни, поведение её представителей, переживая реальные чувства в реальной жизни, так и ребёнок, чтобы понять ту или иную культуру, должен не просто знать её «устав», а хотя бы в какой-то мере к ней приобщиться.

Одна из базовых концептуальных основ УМК по ОРКСЭ – аксиологический подход к определению целей и задач курса, результатов его освоения учащимися, к отбору и логике представления содержания, разработке методического аппарата. УМК курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к общечеловеческим и российским ценностям, в том числе традиционным религиозным ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы. Через аксиологический контекст, знакомство с основными ценностями культуры народов нашей страны, этическими нормами общества – светскими и религиозными – происходит осознание ребёнком себя как самоценной личности и как части человеческой общности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности, нравственных качеств.

Концепция предмета ОРКСЭ подразумевает в качестве результата обучения формирование базового уровня личности гражданина, патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою причастность к судьбе Родины, глобальные проблемы современности, свою роль в их решении, уважающего ценности иных культур, конфессий, мировоззрений. Это креативный, мотивированный к познанию, творчеству, обучению и самообучению гражданин; это человек, уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения общего результата, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Задача формирования у школьников российской идентичности рассматривается сегодня как важнейшее условие укрепления российской государственности, выступает как одна из важнейших задач воспитания, при этом этническая и региональная идентичность рассматриваются как базовые в идентичности человека. Становление гражданской идентичности – это формирование россиянина, внутренней установки «Я – гражданин России». Общечеловеческая идентичность – ещё одна составляющая процесса самоидентификации современного человека. Она основывается на тех качествах личности, которые позволяют быть толерантным по отношению к представителям других народов и культур, свободно общаться с людьми разных наций, рас, этнических и культурных групп, чувствовать себя частью большого глобализирующегося современного мира и частью своей страны, своего народа, своего рода и семьи.

Содержание материала учебника способствует формированию у ребёнка историко-географического образа России в его пространственно-временной динамике, представления о современном социально-политическом устройстве Российского государства, знания своей этнической и региональной принадлежности. Важно также, чтобы дети знакомились с золотым фондом культурного и научного наследия России и мира, ориентировались в системе морально-нравственных норм и ценностей, обладали навыками здорового и безопасного образа жизни. Ценностный компонент призван сформировать у ребёнка гордость за свою Родину, осознание своей государственной и этнической идентичности. Важно, чтобы школьники были толерантны, уважали людей, обладали навыками моральной и нравственной самооценки, были патриотами и гражданами своего Отечества.

Предмет ОРКСЭ не должен рассматриваться в учебном процессе обособленно, в отрыве от других школьных предметов и вне системы нравственного воспитания в целом. Являясь органичной частью образовательной программы начальной школы, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» может предоставить возможности для выстраивания связей между различными предметными областями: связать воедино представления о происхождении жизни на Земле, о человеке, географии и культуре древних цивилизаций, о «взрослении» человечества от родовых культов до господствующих в наши дни этических теорий, в том числе и религиозных.

В соответствии с требованиями «Концепции духовно-нравственного воспитания и формирования личности гражданина России» и ФГОС второго поколения личностные результаты освоения предмета ОРКСЭ подразумевают:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, гражданского отношения к Родине и истории России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование представлений о ценностях многонационального российского общества;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить компромиссы и выходы из спорных ситуаций на основе конструктивного диалога;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные, национальные, этнические и конфессиональные группы, составляющие народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно-религиозного сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной религии;
  • российской государственности;
  • мирового сообщества.

Важно, чтобы педагоги и родители обучающихся отчётливо понимали, что благодаря введению комплексного курса ОРКСЭ ребёнок может получить первичное системно-целостное представление о картине мира и духовном развитии человечества уже в начальной школе наряду с изучением предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение». В то же время очевидна и внепредметная, внешкольная составляющая нового курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем и вне системы образования. Таким образом, новый предмет способен выполнять просветительскую функцию, быть развивающим предметом.

Культурные, в том числе религиозные, традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам, чтобы избегать разного рода недоразумений и конфликтов, возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Но наряду с умением избегать конфликтов важно сохранение своего «я», наличие твёрдых принципов, не позволяющих человеку поступаться своей совестью, предавать личные, семейные, национальные, государственные интересы, идеалы и ценности. Культурная толерантность и самоидентичность – это необходимые условия для жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме.

При разработке концепции модуля «Основы светской этики» авторы учитывали опыт становления и развития методики преподавания философии в общеобразовательной школе – как отечественный, так и зарубежный (Э. П. Козлов, А. И. Шемшурина, М. Липман, Н. С. Юлина). Этот опыт, а также результаты исследований многих учёных свидетельствуют о наличии прямой связи между степенью насыщенности сферы образования общекультурным, в частности философским и культурологическим, содержанием и возможностями приобретения школьниками демократического опыта жизнедеятельности уже в школе, формированием их готовности к развитию демократических ценностей в обществе и выстраиванию его демократических основ; воспитанием толерантности и умения жить в современном полиэтничном, многоконфессиональном, поликультурном мире; эффективным решением задач социализации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Модуль 1 :Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Механизмы реализации освоения школьниками курса ОРКСЭ по теме: "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России"...

Модуль 2 :Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Механизмы реализации освоения школьниками курса ОРКСЭ по теме: "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России"...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина через преподавание учебно – методического комплекта

Учебно - методический комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие у детей доброты, ответственности, готовности помогать друг другу....

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...