Современное образовательное пространство гимназии: векторы развития начальной школы
статья по теме

Щемерова Людмила Алексеевна

 "Детство - важнейший период человеческой жизни,  подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь".

                                                                                                                                                                                                          Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vektory_razvitiya_nachalnoy_shkoly.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Щемерова Л.А.

Современное образовательное пространство гимназии:

векторы развития начальной школы

Начальная школа – фундамент образования, ответственный этап в жизни ученика, который определяет его возможности самореализации на долгие годы вперёд. Здесь закладываются нравственные ориентиры, зажигаются маяки ближайших и далеких целей. Это удивительный мир открытий,  знаний, где иногда бывает трудно, но интересно, весело и радостно! Мир первых школьных друзей, время новых впечатлений, новых традиций -  то, чем так богата наша гимназия.

Мир младших школьников особый, наши ученики любознательны и пытливы, доброжелательны и открыты, непосредственны и шаловливы. У них радостное мировосприятие и мироощущение, свои критерии оценки красоты, человеческого достоинства.  

Как подготовить ребёнка к школе? Уже много лет в октябре месяце начинает работу «Школа будущего первоклассника». Главная задача педагогов – способствовать формированию в будущем первокласснике готовности к обучению, усвоить правила школьной жизни. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности в занятиях побуждают интерес и потребность к учению, тренируют внимание и память, развивают мышление. Так  новое появляется в жизни детей постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений, поэтому наши первоклассники чувствуют себя в школе комфортно и уверенно. В новом учебном году 90 первоклассников пополнят ряды  наших учеников. Уже на этапе предшкольной подготовки администрацией гимназии, педагогами, психологом ведётся большая просветительская работа с родителями: собрании, консультации, беседы.

Перед  приемом в школу, мы проводим собеседования с родителями и детьми.  Каждому ребёнку задаем вопрос:

-Хочется тебе  пойти в школу?

В последнее время наблюдается такая тенденция: многие дети затрудняются ответить на этот вопрос положительно. Почему так происходит? Здесь может быть ряд причин. В каждом случае мы вместе стараемся разобраться. Но ясно одно: наша задача  - на качественном уровне организовать процесс образования учащихся.

В начальном звене обучение ведется по программам, отвечающим требованиям ФГОС начального общего образования: «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России».

В основе образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Именно данный подход предполагает рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

Ведущая ценность и цель начального образования в гимназии – становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь, формирование умения учиться. Мы стараемся не просто дать школьнику новые знания для продолжения обучения, но и научить учиться: в совместной и самостоятельной деятельности добывая новое, оценивая учебные действия и их результат. 

В гимназии насыщенная интеллектуальная жизнь, где есть всё: поиск и творчество, внимание и забота, умелое сопровождение учителя при решении проблемных ситуаций.

Урок является зеркалом общей и педагогической культуры учителя, мерилом его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Как и для нас,  учителей, так для учеников, урок интересен тогда, когда он современен, актуален в самом широком понимании этого слова. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Современный методический инструментарий сегодня, которым вооружен думающий, компетентный учитель, позволяет решать многие сложные педагогические задачи. Примеров творческого подхода к работе можно привести множество, так как нет предела и границ поиску и всевозможным инновациям. Но все ли возможности развивающей образовательной среды нами востребованы?  Давайте вместе анализировать, выстраивать новую модель деятельности, и мы сможем получить позитивные результаты.

Из чего складывается качество образовательных результатов?

Это:

  • предметные результаты обучения;
  • метапредметные результаты обучения, личностные результаты;
  • здоровье обучающихся (динамика);
  • достижения обучающихся в рамках социально-культурной деятельности школы;
  • удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

Один из основных форм внешнего мониторига –  Всероссийские проверочные работы. ВПР— это единая система оценки достижений учащихся. Результаты проверочных работ являются достойным показателем качества и уровня подготовки выпускников начальных классов.

По результатам  анализа  работ следует сделать вывод, что у ряда детей недостаточны умения  работать с текстом. Нет нужды доказывать величие роли чтения в жизни человека. Поэтому нам следует особое внимание уделить формированию потребности вдумчивого чтения.

 Индивидуализация образовательного процесса – одна из направляющих в реализации федеральных стандартов. Бесспорно, сложно учитывать особенности и возможности каждого ребенка имея дело с целым классом. Поэтому учитель сам должен постоянно учиться. Большим подспорьем в работе мы считаем новинки пособий для учителей и учащихся, которые издают авторские коллективы применяемых нами УМК, КПК, вебинары, открытые уроки. Особенно важны встречи с представителя авторских коллективов учебно-методических комплектов.

Современная  информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Умение – это знание в действии.  Организация внеурочной деятельности призвана закреплять и применять в практических условиях отдельные аспекты содержания программы учебных предметов. В новом учебном году дети будут открывать тайны русского языка в клубе «Ключ и заря», изучать курс детской риторики и  занимательной  математики, готовиться к школьным олимпиадам.

Мы нацелены  приобщить младших школьников к исследовательской, творческой деятельности в различных областях науки и культуры.

Учащиеся начальных классов по природе своей исследователи. При умелой организации работы  каждый ребенок готов  погрузиться в творческий процесс обучения, стремится  к открытиям, активному умственному труду. С большим интересом и успешно дети  участвуют  в гимназических, муниципальных, республиканских, всероссийских  олимпиадах,  научно-исследовательских конференциях,  конкурсах.

Мы знаем, как важно для  ребёнка проверить свои возможности, приобрести ценный опыт. Ежегодно проводятся классная, а за тем школьная олимпиада по русскому языку и математике, окружающему миру, иностранному языку, мордовскому языку во 2-4 классах гимназии. Успешно справлялись с предметными заданиями олимпиады те дети, у которых сформировано «умение учиться», сформированы учебные действия, развито логическое мышление и широкий кругозор, имеются способности самостоятельно добывать знания из различных информационных источников. А дальше – следующий тур, к нему готовятся сильнейшие.

Учащиеся 3-4 классов являются неоднократными победителями и призерами городских олимпиад по русскому языку  и математике победителями в городском конкурсе чтецов, посвященному 130-ю С. Я. Маршака, призёрами муниципального этапа Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому языку,призёрами Республиканского творческого конкурса художественного чтения на языках народов Республики Мордовия «Пою Мордовию мою!»

Как распознать, раскрыть, первый, едва заметный росточек творческого начала? Ранние признаки способностей у детей педагогами и родителями не оставляются без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. 

Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе в том, что в ней принимают участие  все учащиеся. Просто уровень исследований разный.

Наши учащиеся активные участники, победители и призёры  секции «Юные исследователи» в рамках Бахтинской открытой гимназической научно-практической конференции, победители и призёры городского конкурса проектов и учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей» обладатели Гран-При, лауреаты I степени, лауреаты II степени, Республиканского тура Московского Международного форума «Одарённые дети – будущее России».

 Ежегодно гимназисты становятся победителями и призёрами Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ учащихся и студентов «Юный исследователь». Большой популярностью пользуются дистанционные и онлайн олимпиады и конкурсы. Любознательность, желание постоянно экспериментировать ведет наших учеников к достижению новых вершин. 

В гимназии функционирует сенсорная комната, где  согласно программе и установленному режиму проводится работа логопедом. С детьми, имеющими речевые проблемы, проводится коррекционно-развивающая работа. Следует отметить, что  большому количеству детей необходима помощь логопеда, что превышает возможности кабинета.

Внеурочная деятельность способствует многогранному развитию и социализации каждого ребенка, она охватывает  научно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое направления.

С целью  индивидуального развития творческой потенциала ребенка на базе каждого класса начальной школы созданы группы продленного дня.  В рамках группы организовано плодотворное сотрудничество с ДДТ, Художественной школой им Рябова, с детской библиотекой, музеем Эрзи.

Результативность  деятельности на уроках  ярко прослеживается во внеурочную деятельности  в рамках нашего творческого фестиваля-конкурса «Арт-дебюта» Большим успехом у младших школьников пользуется номинация «Художественное чтение».  Первый тур конкурса  проводится на уроках  литературного чтения.  Лучшие чтецы из каждого класса выступают на отборочном туре  гимназического конкурса. Самых  лучших  чтецов мы слушали на финальном концерте.  

Особый продукт совместной деятельности - театрализованные представления в номинации «По дорогам сказок».  Нет сомнения, что здесь каждый учитель – маститый режиссер-постановщик, а участник спектакля – выдающийся талант! Только учителя знают, как сложно сделать хорошую постановку. Ведь в спектакль участвуют все учащиеся начальных классов. Иначе нельзя, потому что это больше чем постановка, это сотворчество, сотрудничество, которое объединяет коллективы детей и родителей.  Артисты театра позавидовали бы нашим ученикам, особенно, 1-2 классов. Столько преданных зрителей пришло на спектакли в гимназию, что едва уместились в зале. И такой аншлаг ежегодно.

В прошедшем учебном году на базе гимназии  организован и поведен городской конкурс чтецов, посвященный 130-летию поэта, драматурга, переводчика С.Я. Маршака.  На конкурсе успешно выступили и стали победителями наши ученики.

 Раскрытию и развитию  творческого потенциала способствует дополнительное образование в рамках гимназии. Учащиеся начального звена занимаются в танцевальных коллективах «СТИНТ», «Пульс», вокальных коллективах «Веснушки», «Ладушки», в младшем хоре, радуя зрителей не только на гимназическом, но и на городском и республиканском уровне.

На начальной ступени образования закладываются векторы развития, каждому ребенку важно быть успешным. Мы  систематически отслеживаем результативность участия наших учеников в мероприятиях различного уровня. На  линейках  по итогам учебной четверти поощряем победителей и призёров различных олимпиад и конкурсов. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для детей, мотивирует на развитие  интеллектуального и творческого потенциала.

Пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Маячок».    Чего ждет ребенок от школьных каникул? Прежде всего, наверное, хорошего отдыха, ярких впечатлений и незабываемых приключений. Задача взрослых в этом вопросе – не обмануть надежд наших детей.                                                                                                                Вот  почему на протяжении уже многих лет на базе нашей гимназии организована работа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Маячок»!     Но чтобы ребятишкам  из года в год хотелось провести свои долгожданные каникулы в пришкольном лагере, нужен огромный труд большого количества людей. 

И самым заветным желанием у наших детей в общем кругу, когда  встали в  него, чтобы проститься, было желание на следующих каникулах вновь оказаться в «Маячке»! Не это ли высшая похвала для всего педагогического коллектива, работавшего в лагере?!                                                                  

В образовательных стандартах обозначано: родители – участники образовательного процесса. Велика доля участия родителей в начальных классах, особенно, в 1 классах. Сохранение позиций сотрудничества родителей и школы на всех этапах обучения школьника – один из залогов успешности. Во всех начинаниях и достижениях первыми помощниками и союзниками являются родители наших учеников.

«В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя учителя» - К.Д. Ушинский. Какая бы проблема не поднималась сегодня, ее решение так или иначе сводится к роли и личности учителя. Чтобы соответствовать вызовам времени современному педагогу необходимо совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции, компетентности в профессиональной сфере. Поэтому наша задача - обучаться и быть интересными своим ученикам.

Что сделает ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нём как в личности.

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе. Элементы современных образовательных технологий в структуре урока. Здоровьесберегающие технологии....

Современные образовательные технологии в учебном процессе начальной школы

Файл содержит статью о современных образовательных технологиях в процессе обучения в начальной школе...

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе.

      ФГОС второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых откры...

Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Данный материал освещает основные образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС....