Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Жубанова Наталия Шукургалиевна

Пояснительная записка

 

Окрыляет меня мечта,
К звездам путь освещая.
Так я творчество вижу всегда,
Жизни смысл для себя постигая.
Потому что творчество

начинается с искры,
С ветки, ветра, с летящих туч,
Чтобы однажды потом родиться,
Как волшебный чарующий луч.

  

 

Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период формируются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pervye_shagi_v_nauku.docx109.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Окрыляет меня мечта,
К звездам путь освещая.
Так я творчество вижу всегда,
Жизни смысл для себя постигая.
Потому что творчество
F:\шаблоны для презентаций\Анимационные картинки для презентаций. Часть 2\Школа\052ahc4.gif

начинается с искры,
С ветки, ветра, с летящих туч,
Чтобы однажды потом родиться,
Как волшебный чарующий луч.

        

Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период формируются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

В работах В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого предлагается использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

В начальной школе у детей развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы.

В связи с этим цель образовательной программы школы заключается в формировании личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые шаги в науку» по направлению «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и является  механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

Сроки реализации программы «Первые шаги в науку» составляют 4 года по 1 часу в неделю. Программа состоит из 4 блоков:

- «Что? Где? Когда?», 1 класс,

- «От почемучки к потомучке», 2 класс,

 - «Юный исследователь», 3класс,

- «Проектируем вместе», 4 класс.

Цель программы – развитие творческого потенциала обучающихся в ходе проектной деятельности. Реализация программы позволит обеспечить:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Место учебного курса. Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы, как «литература», «природоведение», «математика» и пр.

Практическая значимость программы. Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Отличительные особенности программы «Первые шаги в науку» заключаются в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Основные понятия. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Форма организации. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села, района (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний клубов, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований; реализацию социальных проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:

Первый уровень

результатов

(1 класс)

Второй уровень

результатов

(2 – 3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание:

  •  формулировать и удерживать учебную задачу;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

  •  применять установленные правила в планировании способа решения;
  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  •  определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  •  составлять план и последовательность действий;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

  •  предвосхищать результат;
  •  предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль и самоконтроль:

  •  различать способ и результат действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коррекция:

  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его завершения на основе его оценки;
  •  вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

Оценка:

  •  выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  •  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Итак, в сфере регулятивных УУД формируются: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

  •  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  •  использовать общие приёмы решения задач;
  •  применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  •  осуществлять рефлексию способов и условий действий;
  •  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  •  ставить, формулировать и решать проблемы;
  •  самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Знакомо-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов;

- моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные:

  •  поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
  •  сбор информации;
  •  запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;
  •  анализ информации;
  •  передача информации устным, письменным, цифровым способами;
  •  интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
  •  применение и представление информации.

Логические:

  •  подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  •  анализ, синтез, сравнение;
  •  классификация по заданным критериям, установление аналогий;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  построение рассуждения, обобщение.

В сфере познавательных УУД выпускники в ходе проектной деятельности научатся воспринимать и анализировать сообщения; использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коллективное сотрудничество:

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества:

  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  •  определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

  •  формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
  •  строить понятные для партнёра высказывания;
  •  строить монологическое высказывание.

Управление коммуникацией:

  •  определять общую цель и пути ее достижения;
  •  осуществлять взаимный контроль;
  •  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии .

В соответствии с особенностями организации общения в ходе проектной деятельности формируются следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:

  •  исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  •  социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
  •  оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
  •  информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
  •  презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
  •  рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

- менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Календарно-тематическое планирование

«Проектируем вместе», 34 часа

4 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

1.

Роль исследования в нашей жизни. Классификация проектов

1

6/09

2.

Методы исследования.

Эксперимент. Наблюдение.  

План работы над проектом. (Повторение)

1

3.

Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы?

Презентация исследовательской работы

1

4

Знакомство с темой  «Наши пернатые друзья». Выбор интересующих аспектов темы

1

5

Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми

1

6

Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте

1

7

Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Наши пернатые друзья»

1

8

Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.

Реализация выбранных проектов

1

9

Презентация проектов «Имена птиц», исследование «Что нужно птицам для выживания?»

1

10

Знакомство с темой  по русскому языку «Используем средства языка при общении». Выбор интересующих аспектов темы

1

11

Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми

1

12

Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте

1

13

Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Используем средства языка при общении»

1

14

Ориентировочное планирование этапов работы над проектами

Реализация выбранных проектов

1

15

Презентация проектов. Детская энциклопедия «Тайны русских слов». Словарик речевого этикета

1

16

Знакомство с темой по математике «Длина и ее измерение». Выбор интересующих аспектов темы

1

17

Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми

1

18

Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте

1

19

Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Длина и её измерение»

1

20

Ориентировочное планирование этапов работы над проектами

Реализация выбранных проектов

1

21

Презентация проектов по теме: Стенд «Что меньше всего? Что больше всего?». Викторина «Что мы знаем о единицах длины».

Исследование: Определить среднюю длину шага учеников класса

1

22

Знакомство с темой по литературному чтению. «Авторские сказки»

1

23

Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми

1

24

Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте

1

25

Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Авторские сказки»

1

26

Ориентировочное планирование этапов работы над проектами Реализация выбранных проектов

1

27

Знакомство с темой по окружающему миру «Сохраним чистоту рек и озер нашей родины»

1

28

Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми

1

29

Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте

1

30

Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Сохраним чистоту рек и озер нашей родины»

1

31

Ориентировочное планирование этапов работы над проектами

Реализация выбранных проектов

1

32

Презентация проектов:

Фотоальбом «Водоемы и проблемы их охраны».

Схема-модель «Откуда вода в водопроводе»

1

33

Исследование: Как можно очистить воду от загрязнения?

1

34

Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы « Сохраним чистоту рек и озер нашей родины»

1

35

Презентация проектов: Малая конференция.

Конкурс творческих работ. Выставка.

1

Итого:

35

         Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.F:\шаблоны для презентаций\Анимационные картинки для презентаций. Часть 2\Школа\20_1.jpg

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентации, буклеты.

Информационное обеспечение программы

  1. Бабкина Н.В. Познавательная деятельность младших школьников. – М., 2002.
  2. Беседы с учителем. Методика обучения. 1 класс. Под редакцией Л.Е. Журовой. – М., 2004.
  3. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск, 2006.
  4. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе. – Волгоград, 2010.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  6. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010.
  7. Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2008.
  8. Миляева О.С. Проектная деятельность в начальных классах: содержание и методика. – Липецк, 2011.
  9. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.
  10. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М. К. Господникова. – Волгоград, 2008.
  11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров». – Самара, 2007.
  12. Феоктистов В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. – Волгоград, 2011.
  13. Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
  14. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград, 2010.
  15. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. – М., 2010.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Камышки

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Заместитель по ВР                                Директор МБОУ СОШ с.Камышки

МБОУ СОШ с.Камышки                                                                                                                                         ______________/Харьков С.П./

__________/Сулименова А.К./                Приказ № 130

от «30» августа 2017 год                        от «30» августа 2017 год

Рабочая программа

 курса  внеурочной деятельности

 « Первые шаги в науку»

для учащихся 4 класса

Программа ориентирована

на учащихся 4  класса

Срок реализации: 2017-2018уч.г.

учитель начальных классов:

Жубанова Н.Ш.

Квалификационная категория: первая

Камышки

2017-2018 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...

Программа учебного курса " Первые шаги в науку" и календарно-тематическое планирование для учащихся 3 классов

Программа учебного курса " Первые шаги в науку" и календарно-тематическое планирование для учащихся 3 классов...

рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза  В.А. Стёпина»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"

Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...