Обобщение опыта по теме : "Дидактические игры"
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Волженина Светлана Анатольевна

Обобщение опыта по теме : "Дидактические игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshch_opyta_did_igry.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические  игры  на уроках русского языка

 

         Как элемент любого урока, метод обучения русскому языку, как прием активизации учебного процесса и воспитании интереса к изучению русского языка на уроках и во внеурочное время – на занятиях факультатива и кружка – я использую игры.

         Учебный процесс, сопровождаемый играми, характеризуется большой активностью, проявлением инициативы, смекалки детей, лучшим и более прочным запоминанием изученного материала. Игры дают богатый материал интеллектуального развития школьников,  их умственных способностей, помогают учителю изменять формы работы на уроке, повышать трудоспособность и снимать усталость детей, формирует навык самостоятельно учиться.  

         В основе игровых занятий – состязание во внимательности, изобретательности, находчивости. Используя ту или иную игру, я ставлю ее на службу преодоления определенных недостатков в усвоении того или иного материала в школьной программе, на повышении снижении усвоения, на заинтересованности учащихся к определенной теме.

         При использовании игры опираюсь на следующие задачи:

1) разбудить в учащихся интерес, вкус к игре, желание играть;

2) направить игру в нужное русло, ведь игра нас интересует не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она помогает учащимся приблизиться к вполне конкретным целям обучения.

         В игре действуют только положительные эмоции. Эмоциональность игры, спонтанность, некоторые другие факторы позволяют учащихся включаться в занятие не частично и не формально, а дают ему возможность проявить свои лучшие личностные качества  в полной мере. Ученики получают от игры удовольствие, так как игра стимулирует учащихся к участию в занятии. В игре, с психологической точки зрения, происходит сглаживание внутренних противоречий личности, поэтому у учащихся в условиях игрового обучения обычно улучшается психологическое состояние.

         Игра позволяет создать между учителем и учеником и между учащимися класса особые отношения доверительности, как любая другая форма приятной и полезной деятельности, требующая взаимопонимания и взаимодействия учащихся.Совместная деятельность укрепляет положение учителя как организатора учебного процесса и повышает его профессиональный авторитет, сплачивает класс, создает в нем дружеские и одновременно деловые  отношения.

   

        На уроке  пользуюсь разными видами игр:

1)      игры инструментальные – игры, в которых ученики пользуются различными предметами, комментируя свои действия;

2)      игры-сопровождения действия словом;

3)      игры-соревнования, главная движущая сила – «спортивный интерес»: кто быстрее, точнее, оригинальнее выполнит какое-либо задание;

4)      ролевые игры;

5)      игры-дискуссии – учитель, используя общую проблему, вызывающую интерес учащихся, побуждает их к развернутым высказываниям, в которых они выражают и отстаивают свою точку зрения;

6)       «гибридные» формы игр – ролевая игра/игра-конкурс, ролевая игра/инструментальная игра и т.п.

       7.  Пример игры-соревнования. Тема «Знакомство. Представление». «Сколько у человека имен?»

         Подготовка к игре. Учащиеся должны знать, от каких русских имен образуются производные (уменьшительные).

         Задание. Выберите два полных русских имен: одно мужское, одно женское. Придумайте от них как можно больше производных. На игру дается 3 минуты.

         Реализуемый материал. Образование русских уменьшительно-ласкательных имен.

         Пример ролевой игры. Тема «Портретная характеристика». «Передай книгу моему знакомому».(диалог)

         Задание. А. Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять у него книгу. Но оказалось, что Вы не можете поехать на эту встречу. Позвоните своему другу, объясните, что встречу отменить нельзя. Попросите его встретиться со знакомым вместо Вас.

                         Б. Выслушайте просьбу А. Уточните, что, где, когда, с кем Вам предстоит встретиться. Попросите дать описание его внешности.

         Реализуемый материал. Характеристика внешности человека, вопросы и ответы о наиболее характерных чертах внешности, одежды.

         Пример инструментальной игры. Тема «Питание». «Составление меню».

         Задание. Составьте меню обычного (праздничного) дня.

         Реализуемый материал. Лексика по теме – названия блюд.

         Комментарий. Игра ведется в быстром темпе.

         Основная задача – научить учащихся пользоваться названиями блюд.

         Реализуемый материал. Знакомство в ролевых отношениях.

         Такие игры можно составить на любые темы высказывания: «Учеба», «Труд», «Отдых», «Мои интересы», «Родной край», «Мои друзья», «Будни и праздники» и т.д.  Большим успехом они пользуются и на занятиях факультатива, кружка, элективного курса.

         При изучении особых курсов программы русского языка я пользуюсь фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими играми.

         Пример фонетических игр.

         Игра «Догадайся». Учитель показывает немую артикуляцию гласных и согласных, а ученики должны по движению губ назвать, какой это звук – гласный или согласный.

         Игра «Побольше эмоций». Возьмем одну фразу. Кто сумеет ее произнести с наибольшим количеством интонаций.

         Игра «Кто скорее». Учитель предлагает написать пять слов, в которых больше будет звуков, чем букв. Такие игры направлены на преодоление недостатков звукового анализа и синтеза, недочетов в навыках чтения, письма и устной речи.

   Игра «Корень и дерево». Придумайте как можно больше слов, производных от…

   Игра «Одно слово». Составить предложение из слов, каждое из которых включает один и тот же корень (Ученик учится по учебнику учителя).

   Игра «Телеграмма». Вам пришла телеграмма. Восстановите полный текст сообщени

Игра «Путаница».

Напишите правильно слова.

Леодоя

Торавкь

Скерол

Латуыбк

Аназксаве

Кубла

Илкви

Купашод

   На уроках и во внеурочное время, когда дети устают или остается свободное время, пользуюсь играми из цикла в «Свободную минуту», «В часы досуга». С большим успехом дети решают метаграммы, шарады, анаграммы, путаницы, загадки-складки, играют в словесный футбол, в игру-карты, -домино, соревнуются в мотогонки, разгадывают ребусы, шарады, кроссворды, чайнворды, увлекательны игры-загадки, игры-рассказы, игры-диалоги, задания с элементами занимательности.

                                                 

   Пример задания с элементами занимательности.

Какие два местоимения мешают ездить по дороге?    (я мы )

Какое местоимение требует чистоты? (мой )

Какое местоимение превращается в союз, если его прочитать справа налево? (он )

Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (я   мы)

 шарад

         Описание одного микроурока. Даны предложения: Летний солнечный день. На поляне тишина. Вот речка. Рядом речка. Задание: найти среди данных предложений предложение назывное, т. е. разграничить распространенные предложения и двусоставные полные предложения.

         Идет дискуссия, в ходе которой выявляется необходимость определить второстепенные члены, и тогда ученики осознают, что дополнение  и обстоятельство, принадлежащие составу сказуемого, могут быть только в двусоставном предложении. Если в предложении из второстепенных членов наличествуют только определения, перед нами назывное предложение. Алгоритм готов.

         Часто учащимся предлагаю игры «Поле чудес», «Звездный час», «Счастливый случай», «Великолепная семерка», «Умники и умницы», «Кто хочет стать отличником». Большой интерес к подобным урокам проявляют не только способные ученики, но и неуспевающие, потерявшие всякий интерес к учебе. Игры расшевелят их, вызывают интерес к предмету, желание учиться, вырабатывается в них уверенность в свои силы, стремление к новому. Можно использовать всю игру как метод обучения или же какие-то ее элементы.

               В русском языке очень много слов. Появились они, конечно, не сразу. Язык обогащается постепенно, вместе с развитием культуры, техники, науки… Пушкин, например, не знал слов «компьютер», «космонавт». Он не мог их знать, потому что их не было, не было таких понятий,  которые они стали обозначать. Для нас же непонятны такие слова, как «тло» - основание, дно, земля, «конка» - вид транспорта. Этот процесс непрерывный: одни слова рождаются, другие умирают. Кроме того, русский язык, как и другие языки, пополняется словами других языков. Наши слова «мир», «дружба» знают во всех странах. Мы пользуемся словами «бутерброд», пришедшим из немецкого языка, «картофель» - из французского. Чтобы раскрыть историю слова, его происхождение, надо знать и другие языки – новые и древние. В ходе игры мы с вами сегодня будем производить «раскопки», раскрывать историю слов.

               Задания. (задания даются домой)

1.      Объяснить, откуда пришли названия месяцев.

2.      Что значат названия дней недели?

3.      Как  получили свои названия монеты?

4.      Что обозначают наши имена? Откуда они пришли?

5.      Мать играет с ребенком: « Ладушки, ладушки. Где были – у бабушки.» И малыш весело хлопает в ладоши. А знаете ли Вы, что значат «ладушки»?

         Игры. «Почему мы так называемся?».( задания даются домой )

1.      Кто напишет за пять минут больше слов, имеющих общую иноязычную часть, составит с ними предложения, тот победит.

2.      Карточки со словами раздаются играющим. Карточки со словами и их этимологией учитель оставляет у себя. Ведущий называет слово, а играющий, у которого карточка с этим словом, рассказывает его историю.

         Интересно и живо проходят уроки, построенные в форме сюжетно-ролевых урок-репортаж, урок-расследование, урок-вернисаж, урок-прогноз, урок-круглый стол, урок-диспут, урок-путешествие, урок-концерт и др. Эти деловые игры способствуют интенсификации учебного процесса, повышению его насыщенности, активизации мыслительной деятельности. Скучное становится занимательным, унылое – разнообразным, обязательное – интересным. На таких уроках можно отказаться от домашнего задания – а это нравится детям.

   

         Пример урока-конкурса. Тема «Состав слова».

       К ласс делится на две команды. Один из сильных учеников ведет игру, другой следит за правильностью ответа учащихся. Состав команд разный, есть и сильные, и слабые ученики. Парты расставляются попарно по периметру класса, в центре – стол, на котором разложены конверты с заданиями. От каждой команды к столу подходит представитель (капитан), и конверты разыгрываются (как в телевизионной игре «Что? Где? Когда?»). После того, как конверты вскрыты, начинается подготовка к ответу. Есть вопросы и теоретические, и практические, чередуются друг с другом. Команда готовит ответ, один из членов команды выступает с защитой выбранного командой ответа. Команде дается дополнительный балл, если отвечающий не допустил ни одной ошибки. Команда-соперник имеет  право задавать вопросы отвечающему. В конце игры отводится время для подведения итогов конкурса. Определяются лучшие участники игры и лучшие ответы. Победившая команда получает приз.

         Примерные задания.

1.      Из каких основных частей состоит слово? В приведенных ниже словах определите эти части: гора, гористый, горец.

2.      Из каких значимых частей состоит слово? Покажите на примере.

3.      Какие слова называются однокоренными? Подберите однокоренные слова к словам: дом, зеленый, строить.

4.      Каковы общие и отличительные признаки у приставки и суффикса? Придумайте слова по схеме: приставка, корень, два суффикса, окончание.

5.      В чем основное отличие корня от приставки, суффикса и окончания? Покажите это на примерах.

         Подобные деловые игры учащимся дают многое. Это – стимул к чтению книг, формирование культуры дискуссии, коллективный поиск истины, развитие концепции плюрализма мнений, вовлечение школьников в совместную подготовку уроков, формирование навыков восприятия разных точек зрений, умение их квалифицированно анализировать и вырабатывать по спорным вопросам свое мнение, навыки подхода к оценке явлений и процессов, что немаловажно в формировании  личности. Уроки, на которых применяются игры, легко запоминаются, материал занятия врезается в память, повышается интерес к изучению предмета. Современного ученика непросто заинтересовать уроком, заставить его готовиться к ним, а игры помогут учителю в этом. Большую помощь оказывает и применение компьютера на уроке. Ученики с удовольствием решают игровые задания, выполняют тесты, сами составляют игры..

       

Игра « Грамматический бой «

1.      Назовите предметы, очертания которых похожи на буквы алфавита.

2.      Конкурс знающих. За определенное время члены команды должны заполнить свободные клетки, подобрав слова, начинающиеся с указанных букв.( сущ, п рилаг., глаголы )

   

К                                                                З

О                                                               Н

Н                                                               А

К                                                               Ю

У                                                             Щ

Р                                                                И

С                                                                Х

3. Игра «Аукцион». Продается слово «с – е – а». Оно будет вашим, если угадаете, какое это может быть слово.

4. Игра «Наборщик». Составить и записать возможно большее количество существительных от слова «великан».

5. Игра «Командировка». Три человека из команды работают в другом кабинете, а потом докладывают о результатах «поездки».

         Задания. А. Написать мини сочинение-рассказ на тему «Жизнь дана на добрые дела».

                         Б. Подготовить сочинение-интервью, которое «корреспонденты» должны взять у учителя, школы, парты, входной двери и т.п. ( на перемене )

                         В. Оценка сочинений, написанных командой противника.

         На многие вопросы  - история развития литературного языка, его основной словарный фонд и др. – школьная программа не дает ответа. Ответы на них можно найти на занятиях кружка и факультатива по русскому языку.  Основной языковой материал стараюсь давать детям через игры, вопросы занимательной грамматики, краткие увлекательные рассказы учителя, учащихся о жизни языка, проектные работы учеников о наблюдениях над языковыми явлениями. К подбору материала привлекаются дети. Старшеклассники самостоятельно подбирают необходимый материал, сами оформляют очередной стенд, альбом, подбирают необходимые игры. Это позволяет развитию не только творческой мысли, но и эстетического чувства. На занятиях успешно используются все виды игр, применяемые на уроках.

 

 

Литература

1.       Арутюнов А.С. Игровые задания на уроках русского языка. М., «Просвещение», 1984.

2.      Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе. Под редакцией Н.В. Мальцевой и др. Л., «Просвещение», 1987.

3.      Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М., «Просвещение», 2003.

4.      Панов Б.М. Внеклассная работа по русскому языку. М., «Просвещение», 1999.

5.      Преображенская Е.П. Кружок русского языка. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Дидактические игры на развитие логического мышления".

Подобраные игры способствуют развитию наглядно-образного и логического мышления учащихся 1-2 классов....

Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №12»      Обобщение опытапо теме:«Развитие произвольного внимания младших школьни...

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонност...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...

обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме

Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших  школьников на уроках  математики". Также даётся конспект урока по данной теме...