Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа (4 класс)

Батоева Баирма Кимовна

Рабочая программа по русскому языку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации муниципального района «Агинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Саxюртинская средняя общеобразовательная школа»

   Рассмотрено на заседании МО              Согласовано                                                  Утверждено

   Протокол № __от_________                  заместитель директора по УВР                  Директор МОУ «Сах.СОШ»

   Руководитель МО                                    _____________20___г.

   Батоева Б.К.________                             Балданова Ж.В.________                              Номтоев С.Э.___________

                                                       Рабочая программа

         По предмету                 русский язык        

         Класс                             4

         Учитель                         Батоева Б.К.

                                                                                               

                                                                                                       

                                                             

                                                             2017-2018

с.Сахюрта

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с:

  •  ФГОС НОО (от 31.12.2015 г. №1576);
  • примерной  ООП НОО – протокол от 08.04.2015 г. №1/15;
  • основной образовательной программы начальной школы МОУ «Сахюртинская СОШ» ;
  • положением о рабочих программах, утвержденного от 29.05.2017г;                                                     

      В системе предметов начальной общеобразовательной школы «Русский язык» реализует две основные цели:

• познавательную — ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• социокультурную — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

• воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

 В соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне. На изучение предмета «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 часов, (4 часа в неделю; 34 учебные недели).

 Работа по данному курсу по системе развивающего обучения Л. В. Занкова обеспечивается УМК:

Полякова А. В. Русский язык. 2013 г. Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение.

Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 3-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя - М.: Просвещение.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Названия разделов

Планируемые результаты

Средства оценивания /КИМы

Предметные

метапредметные

личностные

Сложное предложение (7 часов)

Ученик научится:

определять сложные предложения; признаки сложного предложения;

-различать способы соединения простых предложений в сложном;

-определять союзы в сложных предложениях; признаки сложного предложения;

виды связи в сложном предложении, виды сложных предложений.

-различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение и обстоятельства места, времени, образа действия; понятие прямая речь;

Ученик получит возможность:

Регулятивные   Обучающийся научится:     - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;                                    - различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:                                                          -преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные   Обучающийся научится: - ориентироваться на разнообразие способов задач;                                                                                           - проводить по заданным сравнение критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:                                                                          - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные  Обучающийся научится:                                                                    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения;                                  - формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:                                                          -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию 

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе;

- ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Тесты/словарный диктант/ и т.д.

Местоимение (7 часов)

     Ученик научится :    

  -определять личные местоимения,                            - склонение местоимений;                            - предлоги перед местоимениями;                          - правописание местоимений с предлогами;

- применять правило обозначения гласных и согласных в приставках;

- распознавать местоимения, определять их число и лицо;

- писать раздельно местоимения с предлогом;

- употреблять местоимения в устной и письменной речи;

- распознавать приставки и предлоги;

- правильно писать гласные и согласные в приставках.

Регулятивные    Обучающийся научится:     - принимать и сохранять учебную задачу;      - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;                                                             - различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:                                                          - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;                                                               - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные    Обучающийся научится:             - строить сообщения в устной форме;              - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:                                                                       - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные Обучающийся научится:                                                                        - допускать возможность существования у людей различных точек зрения;                            - формулировать собственное мнение и позицию;                                                                             - строить понятные для партнера высказывания.                                        Обучающийся получит возможность научиться:                                                                                                          - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; строить монологическое высказывание.

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:              - интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Правописание гласных и согласных в приставках (5 часов)

Ученик научится:                       - правильно писать приставки с гласными и согласными, применять знания на практике

 Познавательные: Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;                                                                                                

Входной контрольный диктант №1

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. (10 часов)

Ученик научится:                           -выявлять особенности изменения глаголов в будущем времени;

-измененять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам;

-выделять неопределенную форму глагола;

-изменять глаголы по временам, лицам и числам;

-определять время, лицо и число глаголов;

-правильно выделять и писать личные окончания глаголов;

-находить и образовывать глаголы в будущем простом и сложном времени;

-различать глаголы настоящего и будущего времени;

-разбирать глаголы по составу;

Регулятивные   Обучающийся научится:                                             - принимать и сохранять учебную задачу;                                                   - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;                                                   - различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные  Обучающийся научится:      - строить сообщения в устной форме;                  - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:                                                          - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные  Обучающийся научится:      - допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Контрольный диктант №2

Неопределенная форма глагола. Отрицательная частица не, правописание не с глаголами (9 часов)

Ученик научится:             - понимать роль неопределенной формы глагола в предложении;

-образованию глаголов в прошедшем времени;

-правописанию частицы НЕ с глаголами;

-находить основу глаголов неопределенной формы;

-распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы; определять -спряжение по неопределенной форме;

-правильно писать частицу НЕ с глаголами; отличать возвратные глаголы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины появления ошибок и способ их предотвращения;

- применять правила правописания: перенос слов.

Регулятивные: Обучающийся научится:                          - принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:            - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: Обучающийся научится:                      - строить сообщения в устной форме;                                 - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:            - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

 Коммуникативные: Обучающийся научится:       - допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о совей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:     - интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Контрольный диктант за 1 четв

I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов (15 часов)

Ученик научится:              -понятие о спряжении; определение спряжения глаголов;

-признаки 1 и 2 спряжения глаголов; глаголы-исключения;

-личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения;

-правописание -тся и –ться в 3 лице глаголов;

-правописание Ь во 2 лице глаголов;

-писать глаголы с суффиксом –сь(-ся); писать Ь во 2 лице глаголов;

-писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3 лице глаголов;

-употреблять глаголы в письменной и устной речи.

Регулятивные:    Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:    Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные: Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

У обучающегося будут сформированы:

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Контр диктант№3

Наречие (на ознакомительном уровне)-15 часов

-значение наречий, их образование;

-правописание суффиксов на конце наречий, правописание наречий с приставками;

 

-употреблять наречие, ставить вопросы к наречиям, определять их;

-образовывать наречия от прилагательных, существительных;

-правильно писать наречия.

Регулятивные:   Обучающийся научится:

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.   Обучающийся получит возможность научиться:                                       - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:      Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные:  Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Контр дикт №4

Второстепенные члены предложения (5 часов)

Ученик научится: 

- выделять второстепенные члены предложения: дополнение и определение;

-производить разбор предложения по членам предложения и частям речи; определять предложения по цели высказывания и по интонации;

-выделять главные и второстепенные члены предложения;

-составлять из слов и по схеме предложения; распознавать виды предложений;

-ставить знаки препинания в сложных предложениях и в простых с однородными членами;

Регулятивные    Обучающийся научится:                        - принимать и сохранять учебную задачу;                          - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;                                                         - различать способ и результат действия.               Обучающийся получит возможность научиться:            - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;                 - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: Обучающийся научится:                         - строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:             - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные:  Обучающийся научится:                 - допускать возможность существования у людей различных точек зрения;                                                       - формулировать собственное мнение и позицию;              - строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:            - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;                                                            - строить монологическое высказывание.

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Контр дикт №5

Склонение имен прилагательных (30 час)

Ученик научится:

- выявлять особенности склонения имен прилагательных мужского, среднего и женского рода;

-правописанию окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;

- понимать способы образования имен прилагательных;

-распознавать падежи прилагательных;

-склонять имена прилагательные; образовывать имена прилагательные;

-правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе;

-употреблять прилагательные в устной и письменной речи;        -подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению

Регулятивные:       Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:      Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные:  Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Контрольный дикт №6

Контр дикт за 3 четв

Контр дикт №7

Правописание глаголов (10 часов)

-правильно выделять и писать личные окончания глаголов;

-находить и образовывать глаголы в будущем простом и сложном времени;

-различать глаголы настоящего и будущего времени;

-разбирать глаголы по составу;

-находить основу глаголов неопределенной формы;

-распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы; определять -спряжение по неопределенной форме;

-правильно писать частицу НЕ с глаголами; отличать возвратные глаголы;

-писать глаголы с суффиксом –сь(-ся); писать Ь во 2 лице глаголов;

-писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3 лице глаголов;

-употреблять глаголы в письменной и устной речи.

Регулятивные:    Обучающийся научится:

 принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

Познавательные:       Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы

(включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:   Обучающийся научится:                - строить  монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

изложение

Простое и сложное предложение (6 часов)

Ученик научится:

-различать сложное предложение и предложение с однородными членами;

-находить определения, дополнения и обстоятельства места, времени, образа действия;

-находить прямую речь в письменной и устной речи;

-расставлять знаки препинания при написании прямой речи.

Регулятивные  Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:        Обучающийся научится:                 - строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Коммуникативные:      Обучающийся научится:            - допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Итоговый контр дикт с грамм зад

Речь (6 часов) 

Ученик научится: определять текст, типы и структуру текстов;

признаки текста; стили речи;

находить главную мысль текста, разбивать текст на части, озаглавливать части текста; отбирать материал к сочинению; составлять план к собственному сочинению;

писать различные виды объявлений; распознавать стили речи;

писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

писать сочинения повествовательного характера;

пользоваться словарями и справочной литературой.

Регулятивные:                         Обучающийся научится:                       - принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;               - различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:                                                             - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;                                                 - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:                      Обучающийся научится:                - строить сообщения в устной форме;                                    - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:                                                           - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные:                Обучающийся научится:           - допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

У обучающегося будут сформированы:

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:       - интереса к познанию русского языка;                       - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;      -ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Контр работа  годовая

                                                                                       

                                  Содержание учебного предмета «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый -мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое» овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Возвратные глаголы.

Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.

Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия, образование наречий.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.

Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.

Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да. Использован не интонации перечислен и я в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применепие правил правописания:

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

- сочетания чк, чн, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- соединительные буквы о и е в сложных словах;

- буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;

- двойные согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

- буквы е и и в суффиксах существительных -ек- и -ик-;

- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ми);

- буквы о и е на конце наречий;

- безударные окончания имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- правописание частицы не с глаголами;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинании (запятая) в предложениях с однородными членами;

- знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;

- знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного .мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной "мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.

                                                                                                             

                                                                                                         

                                                                                                          Тематическое планирование

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы

Урочная

(в часах)

Внеурочная (в часах)

Внеурочная форма

Раздел 1. Сложное предложение (7ч)

1

Повторение о предложении. Грамматическая основа.

Различение предложений простых и сложныхС.3-4

1

1

2

Сложное предложение С.5

1

1

3

Составление сложных предложений из простых.  С.6

1

1

4

Союзы в сложных предложениях.          с.7-9  

1

1

5

Отличие сложного предложения от предложения с однородными членами. с.10-12

1

1

6

Обобщение о сложном предложении.СинтаксическийразборС.1314

1

1

7

Конкурс пословиц и поговорок. Обобщение о сложном предложении

1

1

конкурс

Раздел 2. Местоимение  (7ч)

8

Местоимение. Общее понятие.   С.15-18

1

1

9

Личные местоимения. Изменение личных местоимений по числам с.19-25

1

1

10

Склонение местоимений 1 и 2 лица.  Личные местоимения 1, 2 и 3 лица

единственного и множественного числа с.26-31

1

1

11

Склонение личных местоимений ед-ого и множественного числа. С.32-34

1

1

12

Викторина «Я, ты, он, она, …»

1

1

викторина

13

Входной контрольный диктант №1.

1

1

14

Работа над ошибками. Предлоги перед местоимениями

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями С.35-39

1

1

15

Обучающее сочинение. Сочинение по личным наблюдениям за осенними изменениями в природе по теме «Местоимение»        Рр Создание собственных текстов по предложенным

1

1

                Правописание гласных и согласных в приставках (5 часов)

16

Анализ сочинений. Работа над речевыми ошибками.

Правописание гласных в приставках

Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках С.40-41

1

1

17

Правописание согласных в приставках

Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках С.42-43

1

1

18

Правописание парных согласных в приставках под-, об-, от-, над-. .

Правописание приставок под-,об-,от-,над- С.44-46

1

1

19

Беседа «Секреты русского языка»

1

1

беседа

Раздел 3. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. (10 часов)

20

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени . по лицам и числам.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времС.47-48

1

1

21

Личные окончания глаголов настоящего времени.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времС.49-52

1

1

22

Будущее простое время глаголов. С.53-55

1

1

23

Личные окончания глаголов будущего времени.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

( спряжение) С.56-59

1

1

24

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. . С.60-63

1

1

25

КВН «Угадай-ка»

1

1

КВН

26

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. С.64-70

1

1

27

Последовательность предложений в тексте. РрОбучающее изложение по упр.92  

«Изменение глаголов по временам» с.67

1

1

28

Анализ изложений. Работа над речевыми ошибками.

Группировка глаголов прошедшего времени по признакам С.71-75

1

1

29

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2  

1

1

Неопределенная форма глагола. Отрицательная частица не, правописание не с глаголами (9 часов)

30

Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола.  С.76-78

 

1

1

31

Определение основы глагола в неопределенной форме.

Формообразующие суффиксы.

Неопределённая форма глагола.

1

1

32

Роль неопределенной формы глагола в предложении

Морфологический разбор глаголов С.81-83

1

1

33

Образование глаголов в прошедшем времени. .с.84-88

Путешествие по стране «Глаголия»

1

1

Урок путешествие

33

Контрольный диктант за 1 четверть

1

1

35

Работа над ошибками. Правописание частицы –НЕ- с глаголами.

Частица не, ее значение  С.89-90

1

1

36

Минута славы

1

1

Минута славы

37

Закрепление изученного о правописании частицы –НЕ- с глаголами

Применение правил правописания: не с глаголамис.91-92

1

1

38

Рр Обучающее сочинение по картине «Первый снег». «Использование в речи глаголов неопределенной формы»

Знакомство с основными видами сочинений (без заучивания определений);

сочинения- описания

        I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов (15 часов)

39

Анализ сочинений. Спряжение глаголов С.93-96

1

1

40

Правописание личных окончаний глаголов в ударной позиции

Морфологический разбор глаголов. С.97-98

1

1

41

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

(спряжение С.99-100

1

1

42

Определение спряжения по неопределенной форме

Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение)

с.101-103

1

1

43

Правописание окончаний глаголов. с.104-107

1

1

44

Глаголы-исключения . С.108-110

1

1

45

Игра «Почемучка»

1

1

Урок-игра

46

Спряжение глаголов. Повторение

Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).

С.111-113

1

1

47

Контрольный диктант №4 Определение спряжения глаголов

1

1

48

Работа над ошибками.

Правописание безударных окончаний глаголов.   Применение правил

правописания: безударные личные окончания глаголов  с.114-115

1

1

49

Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов

Применение правил правописания: безударные личные окончания глаг с.116

1

1

50

Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Применение правил правописания: безударные личные окончания глаголовс.117

1

1

51

Контрольное списывание с заданием

«Личные окончания глаголов» 

1

1

53

Работа над ошибками. Закрепление о личных окончаниях глаголов.

Применение правил правописания: безударные личные окончания глаголовс.118

1

1

54

Брейн-ринг

1

1

Урок-игра

Наречие (15 ч)

55

Знакомство с Наречием. С.119-120

1

1

56

Признаки наречия как части речи С.121-122

1

1

57

Постановка вопросов к наречиям.  С.123-124

1

1

58

Контрольный диктант с грамматическими заданиями  за 1 п\годие

1

1

59

Работа над ошибками..Значение наречий.  С.125-131

1

1

60

Образование наречий от прилагательныхС.3-4

1

1

61

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. С.5-6

1

1

62

Образование наречий от существительных косвенных падежах С7-8

1

1

63

Правописание суффиксов наречий –о,-е после шипящих С.9-

1

1

64

Интеллектуальный марафон

1

1

марафон

65

Правописание наречий с приставками С.10-12

1

1

66

Правописание наречий с приставкой и суффиксами  –и, -ому,-ему с.13-14

1

1

67

Контрольный диктант с грамматическим заданием №5

1

1

68

Работа над ошибками. Упражнение в нахождении наречий С.15  

1

69

Угадай  слова

1

Урок-игра

Второстепенные члены предложения (5 часов

70

Второстепенный член предложения - обстоятельство

Различение главных и второстепенных членов предложения С.16-17

1

1

71

Обстоятельство места, выраженные именами существительными С.18-21

1

1

72

Сравнение дополнений и обстоятельств

Различение главных и второстепенных членов предложения С.22-24

1

1

73

Упражнение в нахождении обстоятельств времени

Различение главных и второстепенных членов предложения   С.25-30

1

1

74

Контрольный диктант.№6

1

1

                                                                                                                Склонение  имен прилагательных (31 час)

75

Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердой основой с.31-33

1

1

76

Конкурс по разбору по членам предложения

1

Урок-соревнование

77

Упражнение в определении падежа имен прилагательных

С.34-37

1

1

78

Ударные и безударные окончания имен прилагательных

Изменение прилагательных по родам, числам и падежам  С.38-39

1

1

79

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Морфологический разбор имен прилагательных. С.40-41

1

1

80

Обучающее изложение (с.159 мет.) «Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода с твердой основой

1

1

81

Анализ изложений. Работа над ошибками.

Склонение прилагательных женского рода с твердой основой Применение правил правописания безударные окончания имен прилаг-ых  С.42-43

1

1

82

Викторина

1

викторина

83

Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердой основой

Прим-ие правил правоп-ния безуд-ые оконч-я имен прилагат-ых С.44-45

1

1

84

Закрепление в правописании безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердой основой

Морфологический разбор имен прилагательных С.46

1

1

85

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Применение правил правописания безуд-ые окончания имен прилаг-ых С.47-48

1

1

86

Правописание падежных окончаний прилагательных во мн.числе

Применение правил правописания безуд-ые окончания имен прилаг-ых С.49-50

1

1

87

Контрольный диктант №7 «Правописание падежных окончаний имен прилагательных с твердой основой»

1

1

88

Работа над ошибками. Родит и дат падеж имен прилагательных муж-го и сред-го рода с мягкой основой  С.53-54

1

1

89

Экскурсия в сельскую библиотеку

1

экскурсия

90

Рр Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Создание собственных текстов по предложенным планам

1

1

91

Анализ сочинений.

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой С.55 Прим-ие правил правописания безударные окончания имен прилагательных

1

1

92

Упражнение в написании окончаний имен прилагательных

мужского и среднего рода с мягкой основой с.56

1

1

93

Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой С.57-58

1

1

94

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягкой основой С.59-60

1

1

95

Контрольный диктант за 3 четверть

1

1

96

Работа над ошибками. Упражнение в написании безударных окончаний имен прилагательных  С.61-62

1

1

97

Звёздный час. Правописание безударных окончаний имён прилагательных

1

1

Урок-игра

98

Правописание безударных окончаний имен прилагательных С.63-65

1

1

99

Склонение прилагательных во множественном числе С.66-69

1

1

100

Правописание безударных окончаний имен прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах во множественном числе с.70-72

1

1

101

Образование прилагательных Разбор слов по составу. С.73-74

1

1

102

Закрепл-ие в образовании имен прилаг-ых Разбор слов по составу. С.75-76

1

1

103

Экскурсия в школьный музей

1

экскурсия

104

Контрольный диктант №8 «Правописание имен прилагательных»

1

1

Правописание глаголов (10 часов)

105

Работа над ошибками. Знакомство с правописанием глаголов с суффиксом –сь,ся. С.77

1

1

106

Правописание глаголов с возвратным суффиксом –ся(-сь) С.78-79

1

1

107

Упражнение в правописании

глаголов с суффиксом –ся(-сь)

1

1

108

Контрольное изложение по теме «Образование имен прилагательных»

1

1

109

Анализ изложений.

Правописание мягкого знака в глаголах второго лица  с.81

1

1

110

Викторина упражнение в написании окончаний глаголов 2 лица ед-го ч С.82  

1

1

викторина

111

Глаголы в неопределенной форме и в 3 лице. С.83-84

Применение правил правописания: мягкий знак в глаголах в сочетании -ться

1

1

112

Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3 лице. Применение правил правописания: мягкий знак в глаголах в сочетании -ться     с85-87

1

1

113

Упражнение в правописании глаголов с возвратным значением  С.88-89

1

1

114

Закрепление в правописании -ться и –тся у глаголов С.90-91

1

1

115

Промежуточная аттестация

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

1

1

Простое и сложное предложение (6 ч)

116

Работа над ошибками. Простое и сложное предложение. С.92-95  

1

1

117

Олимпиада классная

1

1

олимпиада

118

Предложения с однородными членами. С.96-98

1

1

119

Простое и сложное предложения. Нераспространенное предложение. С.99-103  

1

1

120121

Итоговая контрольная работа

2

2

122

Работа над ошибками. Разбор  предложений

1

1

123

Конкурс на знание фразеологизмов

1

конкурс

Речь  (6 ч )

124

Речь. Текст. Фразеологизмы.

С.104-110

1

1

125-126

Текст. Прямая речь

С111-114  

1

1

127-128

Текст. Косвенная речь.

С.115-118.  

1

1

129

Типы текстов

1

1

130

Повторение. Фонетический анализ слова

1

131-132

Морфологический разбор

 2

2

133

Разбор слов по составу

1

1

134-135

Резервные уроки

2

2

олимпиада

136

Итоговый урок за год

1

1

136

116

20

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...