Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ
статья

Ефременкова Ирина Александровна

 Преподавая курс ОРКСЭ, надо понимать,что мы не можем брать на себя роль священнослужителя, мы лишь проводники ,которые могут помочь исследовать ребёнку мир, в котором наряду с «практическими» явлениями присутствуют и «духовные». Причём в процессе исторического развития общества в разных странах возникли разные вероисповедания, разные религиозные направления. Эточасть нашей жизни и мы обязаны научить ребёнка разбираться в особенностях каждой из религий и прежде всего учить критично (не от слова критиковать, а от слова  мыслить) относиться к религии, к вере, приводить к мысли, что настоящая вера основана прежде всего на общечеловеческих ценностях.В ствтье рассматриваются виды и тематика проектной и исследовательской работы в процессе изучения предмета ОРКСЭ по разным УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира – общего для людей различных национальностей и конфессий».

 В.В. Путин

Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей

Толстой Л. Н.

Бог есть любовь; это единственная истина, которую я всецело признаю (Махатма Ганди).

Вера и религия-это понятия разные, но исторически сложилось, что люди отождествляют эти слова.

 Преподавая курс ОРКСЭ, надо понимать,что мы не можем брать на себя роль священнослужителя, мы лишь проводники ,которые могут помочь исследовать ребёнку мир, в котором наряду с «практическими» явлениями присутствуют и «духовные». Причём в процессе исторического развития общества в разных странах возникли разные вероисповедания, разные религиозные направления. Эточасть нашей жизни и мы обязаны научить ребёнка разбираться в особенностях каждой из религий и прежде всего учить критично (не от слова критиковать, а от слова  мыслить) относиться к религии, к вере, приводить к мысли, что настоящая вера основана прежде всего на общечеловеческих ценностях.

 «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». В нашем понимании  ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богатые – духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляет наше культурное многообразие. Но мы богаты, когда вместе.

В настоящее время, особенно в связи со  страшными событиями в мире: террористические акты, разгул экстремизма,  лжерелигиозные  призывы, особенно важно доносить  идею верховенства общечеловеческих ценностей. Семья, нравственность, вера, национальная культура - вот то, что должно объединять всех людей. Именно поэтому сейчас  воспитание толерантного отношения к разным  людям и непримиримого  отношения к злу становится особенно актуальным.

 Одна из целей воспитания  – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, образу жизни.

При определении содержания курса «Основы мировых религиозных культур» ;на первый взгляд авторы учебника делают акцент на  ознакомление с религиозными понятиями, энциклопедический принцип подачи материала присутствует, поэтому  целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции :

- рассмотрение курса  в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных целей

- опора на предшествующий учебный опыт школьников, изучение ими вопросов, поднимаемых на уроках  в курсах ОРКСЭ, обществознания, литературы;

- учет тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в т.ч. семью, СМИ;

- необходимость опираться на социальный опыт школьников, на те общественные процессы, которые формируют их мнение по рассматриваемым проблемам;

- разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

- акцент на личное участие школьников в тех процессах, которые служат укреплению нашего российского  единства, развитию многообразия культур, и противоборства негативным явлениям во взаимоотношениях людей разного этнического происхождения, культур; акцент на единство общечеловеческих ценностей в различных культурах.

- превращения школьника в активного участника, в его соавтора через реализацию деятельностного подхода к подготовке и организации занятия.

Предмет ОРКСЭ дает нам благодатный материал для реализации проектной и исследовательской деятельности, в процессе реализации которой учащиеся не только изучают  особенности религий, местные храмы, традиции, но и учатся выстраивать и реализовывать свою деятельность в сотрудничестве с другими людьми, одноклассниками, взрослыми, учатся работать с информацией, перерабатывать её и представлять в виде готового продукта. (УУД)

В школе при изучении курса реализуются проекты разные по длительности от мини-проекта, до длительных.

От монопроектов (конкретно по предмету, до межпредметных), одни проекты выполняются на уроках, другие во внеурочной деятельности.

Виды проектов по доминирующему типу деятельности: (Мы будем приводить примеры как из курса Светской этики, так и ОМРК, как реализованные, так и проектируемые)

Практико-ориентированный

Эти проекты отличают обозначенный с самого начала практический результат, который можно использовать в жизни класса, школы, других людей, создаётся продукт, который можно использовать на практике.

 (книга, настольная  игра)

Исследовательский.

Этот проект подразумевает конкретную цель исследования, актуализацию этих целей, выдвижение гипотез, сбор статистических  материалов, обработка данных, формулировка выводов

(Узнайте, какие виды религии преобладают в вашем крае? Какие церкви есть в вашем районе?

С 92 №5 «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье, среди ваших близких»)

Информационный

Направлен на сбор сведений о каком либо объекте или явлении предоставлении информации для широкой аудитории.

(История церкви, рассказ о своём  святом покровителе, традиции и игры народов России,

 с 51№5 «Вместе со старшими опишите в небольшом сочинении одно из религиозных сооружений , находящихся в вшем посёлке,городе или регионе. Какие художественные произведения религиозного назначения в нём находятся»

с 69 №7 «Подготовьте проект о вкладе, который внесли в историю, культуру, хозяйство нашей страны представители разных религий»)

Творческий

Максимально свободный нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. (газета, сочинение, видео, презентация)

Приключения, сюжетные или ролевые игры.

Одной из традиционных форм воспитательной работы в нашей школе стали школьные конференции по различным темам.

Логично проводить такие конференции на этапе обобщения ,систематизации материала.

 Данный материал представляет собой методическую разработку  проекта и конференции по теме: «Мы разные, но мы вместе», которая является  финальным этапом одноимённого проекта.

Этапы проекта.

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

  1. Актуализации проблемы

Постановка проблемы, актуализация представлений

Постановка целей проектной деятельности

  1. Поиск путей реализации

Помощь в формировании групп, в конкретизации направлений поисковой деятельности

Формирование групп, Конкретизация направлений поисковой деятельности

  1. Реализация проекта

Помощь в отборе  и систематизации материала.

Отбор  и систематизация материала. Оформление презентаций по темам.

4. Представление                  проектов

Помощь в проведении конференции.

Участие в конференции в различном качестве.

Идея подготовить конференцию по проблемам общечеловеческих ценностей возникла на уроке ОРКСЭ. Темы уроков поднимали вопросы многонациональности нашего государства, различий и сходства культурных ценностей, семейных и религиозных ценностей. На одном из уроков возник вопрос: А каковы же истоки всех моральных ценностей?

Ученики 4 класса уже владеют умениями, необходимыми для согласованной групповой  поисковой  работы. Они самостоятельно поделились на группы по интересам:

-Семейные ценности.

-Культурные  ценности.

-Религиозные ценности.

Ими, совместно с учителем  были выработаны критерии требований к выступлениям:

Критерии оценки защиты проекта

        1. Качество представления (ясно, связно, кратко или затянуто.)

        2. Элементы творчества, оригинальность исполнения.(использование музыки,         презентации, поэзии и т.д.)

        3. Качество оформления.

        4. Процесс работы над проектом:

                – умение работать в команде (для коллективного проекта).

        5. Полнота ответов на вопросы учителя и класса.

Дети работали по темам:

Группа: «Культура  народов России»

-Игры народов России

- Чеченские, осетинские, дагестанские традиции.

-Жизнь народов Севера России

-русские народные праздники

Группа: «Семейные ценности»

- Моё семейное древо

-Семейная реликвия

-Герб семьи

Группа: «Религиозные ценности»

-Ислам и его ценности

-Православные обряды и традиции

-Буддизм и его святыни

-Взгляд светский и религиозный.

Путём анализа и сравнения ценностей разных религий и общечеловеческих ценностей мы приходим к выводу, что ценности –они едины, это любовь,добро,семья,жизнь!!!

Спасибо за внимание, берегите себя и своих близких!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....

Организация проектной деятельности младших школьников при изучении курса ОРКСЭ.

В материале представлен обобщенный опыт работы по технологии проектирования в рамках преподавания курса ОРКСЭ: подготовка к проекту, этапы проекта, презентация результатов проектов учащихся....

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности .

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение.  Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средств...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках курса "Разговоры о важном"

Презентация для выступления на региональном устном журнале "Учительница первая моя"-2023...

Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ

Особенности духовно – нравственного  воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности

Выступление на педсовете по теме "Проектная и исследовательская  деятельность младших школьников во внеурочное время" (из опыта работы во время учебной практики в школе)...

Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»

Курсовая работа «Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ»...