Развитие у младших школьников творческого мышления и навыков самостоятельной исследовательской работы
статья

Петренко Елена Анатольевна

 Творческое мышление является  условием,  обеспечивающим высокий образовательный уровень учащихся, предпосылкой для формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности для получения ими универсального образования, для реализации индивидуальных творческих запросов. В статье обозначены  психологические составляющие творческой деятельности, представлена серия достаточно простых и быстрых в использовании диагностических методов, предложены наиболее подходящие задания для формирования умений, необходимых для развития творческого мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие у младших школьников  творческого мышления и навыков самостоятельной исследовательской работы»

Петренко Елена Анатольевна

МБОУ «СШ №22», г.Нижневартовск

В современных условиях учебные заведения ставят перед собой задачу подготовить не просто знающих, высококвалифицированных специалистов, но и людей, способных к деятельности в условиях конкуренции, умеющих ориентироваться в потоке научно-технической информации, работать с технической литературой, осваивать новые технологии, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

  Ориентир обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок,  ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции.

    Исходя из общих положений федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Что же такое творчество? Это созидание, это «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» (см.Психология. Словарь./ Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.- М., 1990. – с. 393). Таково научное определение.

В повседневности же творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание и реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, т.е. созидание разума.

Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книг (сопереживание героям, воображение -  первая ступенька к творчеству), в селекции выращивании растений и животных, приготовлении блюд и сервировке стола, пошиве одежды и т.д.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых!) не составляет творческого элемента.

В современной массовой школе обучение не должно сводиться к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. На мой взгляд, дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Какова же эффективность программы формирования творческих способностей? Является ли творческое мышление условием,  обеспечивающим высокий образовательный уровень учащихся, предпосылкой для формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности для получения ими универсального образования, для реализации индивидуальных творческих запросов?

Я решила глубже изучить данную тему.

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания.

Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия – короткое озарения и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: « Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».

Во второй половине ХХ века были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: 

  • гибкость ума;
  • систематичность и последовательность мышления;
  • диалектичность;
  • готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.

Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться  в «скачку идей»,- когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются.

Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, не соединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.

Известно, например, что законы наследственности были открыты и опубликованы Георгом Менделем в 1865 году. Но до 1900 года все биологи игнорировали открытие Менделя. Только спустя 35 лет, после того как три разные группы ученых вновь открыли законы наследственности, об открытии Менделя вспомнили и приняли его.

Выделенные выше психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития:

  1. наглядно–действенное
  2. причинное
  3. эвристическое                                    

Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок должен овладеть качествами, формирующихся на предшествующих.

Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте в процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи (например, методом проб и ошибок ребенок практически ищет принципы разборки и сборки пирамидок, матрешек, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей). К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. Дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа – представления. Выделение отдельных компонентов образа позволяют ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. В психологии эту способность называют фантазированием.

Хорошими стимулами для фантазирования являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов – оригинальность. Это качество творческого мышления зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой  поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиции выдвинутых гипотез. Эти способности являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.

Интенсивное изучение творческих способностей осуществляется с конца 50-х годов XX века. Выяснилось, что творческие способности во многом зависят от того материала, на основе которого составлено задание. Например, ребенок может достаточно легко и продуктивно фантазировать, комбинируя элементы зрительного образа, однако с трудом составлять слова из букв. Или, если он легко составляет слова из букв, то может с большим трудом придумывать целостные фразы.

Отсутствие связей можно объяснить только тем, что каждая мыслительная способность формируется автономно, на специфическом учебном материале и имеет свои психические механизмы развития. Существует определенная этапность формирования творческих мыслительных способностей.

К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Эти задания доступны уже пятилетним детям. Показателями творческих способностей здесь могут служить: оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета.

К 6-ти годам формируется способность к обобщениям и классификациям. Способность к аналогиям формируется только к 9-10 годам. Среди речевых способностей раньше других формируется способность к словообразованию (7-8 лет), а способность к образованию фраз по заданным свойствам складывается только к 10-11 годам.

Для исследования творческого мышления я отработала серию достаточно простых и быстрых в использовании диагностических методов. Каждый из них ориентирован на определенный возраст и имеет свои показатели творческих способностей.

  1. Изучение гибкости построения графического образа (5-9 лет).
  2. Тест «Несуществующее животное» (7-10 лет).
  3. Изучение гибкости при создании слов (7-10 лет).
  4. Изучение речевых творческих способностей на уроках русского языка во 2 классе (7-8 лет).
  5. Изучение развития логических операций (8-9 лет).
  6. Изучение гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов (9-12 лет).
  7. Изучение словесной ассоциативной способности (12-14 лет).

В начале учебного года с учащимися были проведены тесты №1, 2, 3, 4.  20%  детей показали высокий уровень развития творческого мышления, 42% -  средний уровень, 38% - низкий уровень.

Изучив литературу, я выбрала наиболее подходящие задания помогающие сформировать следующие умения:

  • анализировать зрительный образ;
  • работать со свойствами предметов;
  • узнавать объекты на основе описания отдельных признаков;
  • находить общие и различающиеся признаки объектов;
  • делать логические выводы;
  • устанавливать ситуативные связи между событиями;
  • находить причины;
  • представлять последствия событий.

Диагностика, проведенная  через полгода, показала следующие результаты: 85% составил высокий уровень, 12% - средний и лишь 3% - низкий. Таким образом,  уровень развития творческого мышления учащихся возрос.

Не менее важным, чем изучение мыслительных способностей детей, оказывается изучение творческого мышления их наставников: педагогов и родителей. А.Н. Лук (1975) подчеркивал, что у педагогов с высоким творческим потенциалом творчески одаренные  ученики добиваются блистательных успехов в учебе. Если же преподаватель сам находится внизу шкалы творческих способностей, то творчески одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей.

Поэтому диагностику творческого мышления детей класса я начала с изучения творческого потенциала своего и родителей учеников.

Ответив на вопросы теста, я набрала 46 баллов. Это норма, т.е. у меня вполне нормальный творческий потенциал. То же у родителей – от 33 до 46 баллов. Это значит, что мы, взрослые, обладаем теми же качествами, которые позволяют нам творить. Но у нас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, наш творческий потенциал позволит нам творчески проявить себя, если только пожелаем.

Таким образом, у учеников есть предпосылки для развития творческого мышления.

В заключение хотелось бы предложить взрослым, занимающимся стимулированием творческой активности ребенка, придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Обеспечивайте ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давайте ему прямых инструкций, помогайте действовать независимо.
  2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  3. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
  4. Предлагайте детям возникающие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.

В любом случае взрослый должен оказывать ребенку помощь, но не «руководить», не командовать, не регламентировать его творческую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Карточка для самостоятельной исследовательской работы по английскому языку "Что умеют делать животные"

Карточка-тренажер для самостоятельной работы к учебнику английского языка "Spotlight" (Дули и др.) по теме "Что умеют делать животные?". Карточку можно использовать как во втором, так и в третьем клас...

Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...

Статья.Развитие у младших школьников внимания и навыков самоконтроля.

Статья.Развитие у младших школьников внимания и навыков самоконтроля....

Доклад "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции. Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием ...

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе...