Работа над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе
методическая разработка

Булашова Наталья Александровна

Несмотря на внимание методистов к рассматриваемой теме в области обучения выразительному чтению много ещё неясных и нерешенных вопросов, которые необходимо решать теоретически и экспериментально. Одной из проблем несовершенства обучения чтению следует признать отсутствие методических материалов и целенаправленной системы формирования навыка выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над выразительным чтением

на уроках литературного чтения в начальной школе

        

Работа над ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ речи на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Прочувствовать -значит принять и понять, а после воспроизвести! Именно выразительность нам даёт возможность понять отношение ребёнка к прочитанному тексту.

     Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, и включает в себя  подготовку к восприятию произведения,  первичное знакомство с произведением, анализ произведения и непосредственно   работу над средствами выразительности.

Работу над умением выразительно читать текст я начинаю уже в первом классе. Эта работа включает в себя упражнения на речевое развитие. Для работы над интонацией, ритмом, тембром чтения,  чёткостью произношения слов, над выделением логического ударения использую чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы.

Работе над выразительным чтением на моих уроках предшествует тщательная подготовительная работа

1. анализ художественного произведения, понимание фактического содержания текста, осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.

2. демонстрация образца выразительного чтения произведения. Это или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи.

3.  словесное иллюстрирование,  то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, а также чтение по ролям, драматизация.

Работа над средствами выразительности.

1.Соблюдение знаков препинания.

Дети, еще во время обучения чтению, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

2. Паузы логические и психологические.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его.

3. Ударение.

В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением.

4. Темп и ритм чтения.

Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

5. Интонация.

Определение интонации - это широкое понятие, оно включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки.

Как итогом этой работы является составление детьми партитуры текста:

| - короткая пауза
|| - длинная пауза
′ - знак ударения над гласной (ударной)
– - логическое ударение
- чтение в слиянии
- повышение интонации
- понижение интонации
- убыстрение  или замедление темпа и произношения ,
http://e-libra.ru/files/books/2011/07/12/250728/pic2.jpg

5. Обязательным условием работы над выразительным чтением считаю выразительное чтение текста детьми и обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Важно, чтобы в конце урока ученики класса обсудили удачи и промахи в чтении.

Приёмы для развития выразительности чтения:

- чтение с передачей различных чувств радости, грусти, жалости, нежности, мечтательности

- чтение по ролям;

- инсценирование;

- конкурс чтецов

- открытый микрофон

Формирование полноценного навыка выразительного чтения я провожу как на уроках классного чтения, так и на уроках внеклассного чтения, уроках слушания и во внеурочной деятельности.


Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.

Компоненты, составляющие интонацию:

1. Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, как в общей громкости звучания, так и в выделении наиболее значимых слов.

Например:

Работаем со скороговоркой «Проворонила ворона воронёнка». Показываю три смайлика:

Задание:

-Прочитайте с таким настроением, какое вы видите у первого смайлика. (Таким же образом читают, смотря на второй смайлик и третий). Так же я работаю над интонированием скороговорок.

2.  Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал К.С. Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста.

 Например, вернёмся к той же скороговорке: « Проворонила ворона воронёнка»

Задание: - Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона проворонила именно воронёнка.

- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона именно проворонила воронёнка.

- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно ворона проворонила своё дитя.

3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.

Здесь рекомендую работу связать со знаками препинания и смыслом, который вложил автор в произведение.

4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации.  

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.

Предлагаю такую работу на уроке: Выбираем одно из предложений в тексте. Например, «Завьюжила, закружила зима город»

Задание: Набрав воздух в рот, постепенно выпуская его изо рта, повторим это предложение.

- А теперь проделывая то же самое, кружимся вокруг себя.

5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.

6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.

7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять.

8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания.

Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности.

Приведем здесь некоторые из них:

- на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;

- не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;

- учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;

- следует избегать механических жестов, не оправданных психологически;

- удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.

Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения.


В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с
помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

К ним относятся:

- упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. На уроках я использую следующие упражнения для развития голоса:

1. самолеты взлетают: у-у-у
машины едут: ж-ж-ж
лошади поскакали: цок-цок-цок
рядом ползет змея: ш-ш-ш
муха бьется в стекло: з-з-з-з
2. а) Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно согласные звуки: [к], [л], [м];
б) тоже, что и в упражнении 2 а), но с добавления гласных.

Эти упражнения помогают научить детей пользоваться «6 рычагами»: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
На уроке работаем под дикцией, четким произнесением звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.

1) Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки. Сначала беззвучно, затем, убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко.
2) Произносим согласные вместе с гласными:
би-бе-ба-бо-бу-бы
ри-ре-ра-ро-ру-ры
3) Произносим тройное сочетание – согласный, гласный, согласный. Вдох. Пауза.
Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах, сами разучивают со своими товарищами. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. На первом этапе обязательно беру короткие, а затем более сложные скороговорки:
«Наш Полкан – попал в капкан».
«Три сороки на пороге, три вороны на воротах».
«Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела – белой даже не была».

4) Работая со скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания, например: «Прочитайте скороговорку с целью увидеть, порадовать, воодушевить, сообщить».

5) Хорошо способствует выработке чистоты звука, нужной дикции – небольшой стишок, который включаю в физкультпаузы. На такие упражнения отвожу 5-10 минут.

1) «К нам пришла зима сама!
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежинки,
Санки, лыжи и коньки!»
2) «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше!»
(Дети произносят стихи эмоционально, произвольно жестикулируя.)

В ходе действий у детей формируется самостоятельная деятельность:

- самоанализ;
- самопланирование, самоорганизация;
- самоконтроль и оценка, саморегулирование.

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Тон иногда задает учитель.

6) Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения – занимает работа над лирическими стихотворениями.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.


Работа в данном случае проходит по следующим этапам:

  1. Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).
    2) Первое чтение – выразительное чтение стихотворения учителем.
    3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:
    - какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
    - как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д.
    4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:
    - не спеша прочитать стихотворение,
    - отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.
    5) Анализ лирического стихотворения.

Использую для этого такие приемы:

а) выборочное чтение;
б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;
в) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);
г) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).


6) Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс, используется памятка.


Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Бальмонт "Снежинка" (конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"  К.Бальмонт. "Снежинка"...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"

Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Зима недаром злится" Ф. Тютчев

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока "зима недаром злится" Ф.Тютчев. На данном уроке используется технология критического мышления....

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»

Урок литературного чтения в 1 классе  по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»...