Особенности использования технологии «Педагогических мастерских» в младшем школьном возрасте.
учебно-методический материал

Безрукова Светлана Анатольевна

Описание различных приёмов и техник педмастерских, направленных на выполнение задач определенного этапа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedmasterstvo_etapy.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов

Особенности использования технологии «Педагогических мастерских» в младшем школьном возрасте.

Каждому этапу урока в технологии педмастерских присущи различные приёмы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Технология педагогических мастерских предполагает своеобразный подход к ребёнку во время обучения – он получает свободное образование и воспитание на положительных примерах через систему малых  групп посредством совместного творчества самого ребёнка и учителя – Мастера. На практике я убедилась, что мастерская как локальная технология охватывает часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средства  для достижения цели, выбор темпа работы и многое другое. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями одноклассников по группе (по паре или индивидуально). На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой (парой или личностью), и только после этого точка зрения группы (пары или личности) объявляется классу.  В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

Чтобы овладеть данной техникой педагогической деятельности, на мой взгляд,  учителю - мастеру нужно многое в себе изменить. Нужны широкие знания, учитель предварительно работает с большим объёмом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Нужно освободиться от стереотипов, уметь придумывать увлекательные ситуации, стимулирующие познавательный поиск. Учитель должен чувствовать себя не «над», а рядом с обучающимися. Для этого мною выбраны методы, которые я выбираю на определённом этапе педагогической мастерской.   

Различные приемы технологии педмастерских формируют и развивают определенные универсальные учебные действия (умения).

Этапы

Метапредметные УУД

Приёмы

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Индук

ция

Целеполагание, выделение и формулировка познавательной цели

Постановка  учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать

Планирование учебного сотрудничества участников

«Ассоциации», таблицы «ЗХУ»

Само

конст

рук

ция

Поиск и выделение информации

Планирование своей деятельности, целеполагание

Умение  с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

«Пометки на полях», игра «Как думаю?»

Социо

конст

рук

ция

Поиск и выделение необходимой информации

Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Распределение обязанностей участников мастерской; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

«Как вы думаете?», «РАФТ», кластер «Синквейн»

Социализация и афиширование

Умение структурировать знания

Внесение   изменений, в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим учеником, учителем, товарищами

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

«Дискуссия», презентация, представление работ

Разрыв

Выбор  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Способность  к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и корректив в план и способ действий в случае расхождения  эталона, реального действия и его продукта)

работа с таблицами, схемами, «Толстые, тонкие вопросы»,

Рефлек

сия

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение  оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.

Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

«Ассоциации», «Цветные карточки», «Три лица», «+ - ?», анкетирование

На всех этапах урока, по желанию педагога и в соответствии с подаваемым материалом, мною используются различные методы, технологии и приёмы работы.

Приёмы:

- создание ситуации успеха;

- положительный эмоциональный настрой;

- рефлексия;

- создание проблемной ситуации через анализ, сравнение, установление противоречий;

- занимательность;

- творческая работа;

- мнемотехника (ассоциативные зацепки);

- графические ассоциации;

- повышение интереса к уроку;

- повторение  ранее изученных тем;

- коллективная учебная деятельность;

- приём устного опроса.

Работа на уроках строится в соответствии с основными принципами педагогической техники:

- принцип свободы выбора;

- принцип открытости;

- принцип деятельности;

- принцип обратной связи.

 Для успешной реализации основных принципов образования посредством применения технологии педагогических мастерских я составила Алгоритм проведения урока по данной технологии, который является основополагающим в моей педагогической деятельности на сегодняшний день.

1 этап:     индуктор  -  вводит в проблему на основе опыта, проблема выдвигается обучающимися.                                                 

2  этап:  работа с материалом                                                

 а) самоконструкция   -  исследование обучающимися проводится индивидуально.                

 б) социоконструкция - исследование обучающимися проводится в группах.    

 в) социализация  -   представление своей работы, чтение текстов, слов и т.д.

 г) афиширование  - вывешивание работ, обсуждение мнений.

3 этап:  ядро      - психологическое состояние, когда участнику мастерской открывается    новое видение закона, образа, ситуации, отношений, явлений.

 4 этап:   творческая работа   - постижение истины, творческая реализация идей

 5 этап: рефлексия     - саморефлексия (я осознаю, что думаю и отражение того, о чём думают другие).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Дополнительная образовательная программа "Чудесная мастерская" для младшего школьного возраста

Автор Конышева Н.М.Срок реализации 3 года.Пояснительная записка.Задачи (обучающие, развивающие,. воспитывающие). Содержание курса.Календарно - тематическое планирование....

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста

      Соотношение речи и мышления на  этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллекту­альное развитие р...

Педагогическая поддержка социально и педагогически запущенного ребёнка младшего школьного возраста в условиях ФГОС

В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. Ежедневно средства массовой информации сообщают нам о пре...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...

Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста

Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значит...