Система оценивания образовательных достижений
статья

Дамбиева Аюна Цыденовна

система оценивания в соответствии с УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_umk_shkola_rossii.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

С 2015 года я работаю по УМК «Школа России». Система оценивания образовательных достижений учащихся  веду на основе  планируемых результатов, которые обеспечивают связь между требованиями стандарта и образовательным процессом, с учетом возрастных особенностей и способностей обучающихся. Планируемые результаты (дичностные, метапредметные и предметные) прописаны в рабочих программах, в которых отражены основные направления оценочной деятельности, состоящие из трех блоков целей: 1) ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения определенного учебного предмета; 2) цели, характеризующие систему учебных действий, «Ученик научится»; 3) отражены результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

В системе оценки образовательных достижений использую два уровня, в соответствии с УМК «Школа России»: формирующее оценивание (стартовая диагностика в 1 классе, текущее, промежуточное оценивание на этапе 2, 3, 4 класса); итоговое оценивание (4 класс, 2 полугодие).

- стартовая диагностика – 1 класс, используются тетради «Готов ли я к школе», авторы Т.В. Белова, В.А. Солнцева, издательство «Просвещение».

- текущее оценивание

- промежуточная диагностика – 2, 3, класс 1 и 2 полугодие, 4 класс 1 полугодие, используются рабочие тетради, входящие в систему УМК «Школа России».

Тетради соответствуют структуре и содержанию учебников. Работа с тетрадями, дает мне как учителю возможность спроектировать индивидуальную образовательную траекторию развития для каждого обучающегося, провести диагностику развития ЗУНов и определить уровень сформированности УУД (универсальных учебных действий), также являются информацией для родителей моих учеников.

Формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого обучающегося. У обучающихся последовательно формируются все регулятивные процессы (Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания).

Действия, которые  обеспечивают вовлечение обучающихся в процесс оценивания:

  • вопросы открытого типа, направленные на анализ, сравнение, обобщение, оценку и т.д;
  • наблюдения, обеспечивающие погружение в процесс, явление, обстоятельства, в зависимости от учебного предмета и уровня изучения темы;
  • дискуссии, обсуждения, аргументация, доказательства;
  • рефлексия процесса от цели к результату (рубрики: шмуцтитул, проверим, оценим достижения, волшебные линеечки, светофоры, смайлики, листы самооценивания, «говорящая стена») и т.д.

Педагогическая ценность формирующего оценивания :

  • повышение мотивации обучающихся к образовательному процессу;
  • создание критериальной основы оценки достижений обучающихся;
  • обеспечение качественной и количественной информацией всех  участников образовательного процесса об уровне освоения ЗУНов и УУД обучающихся.

Электронные приложения учебников УМК «Школа России» включают систему заданий для организации контрольно-оценочной деятельности в рамках урока, темы. Индивидуальный  «журнал» обучающихся сохраняет результаты выполненных работ, что даёт возможность сопоставлять достигнутые результаты с предшествующими, определять уровень достижений, оценить динамику их развития и проблемное поле в системе формируемых умений.

Итоговое оценивание  определяет уровень достижения обучающихся в области предметных и метапредметных результатов на заключительном этапе обучения в четвертом классе.

Промежуточное оценивание в конце 1, 2, 3 класса и итоговое оценивание проводятся на основе пособий:

Логинова О. Б., Яковлева С. Г. / Под ред. Логиновой О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс.

Логинова О. Б., Яковлева С. Г. / Под ред. Логиновой О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс.

Логинова О. Б., Яковлева С. Г. / Под ред. Логиновой О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс.

Логинова О. Б., Яковлева С. Г. / Под ред. Логиновой О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс.

Баранова В. Ю., Демидова М. Ю., Ковалёва Г.С. и др. / Под ред. Ковалёвой Г.С. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. Начиная с первого класса, дети вовлечены в процесс формирующего оценивания. С действием контроля и самооценки ребята встречаются с самых первых уроков.  С сентября  месяца  я им предлагаю определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбирают  смайлик с соответствующим настроением на лице, и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение. Позднее я  предлагаю им  оценить свои успехи в цветовой гамме, дети используют цветные карандаши при письменной работе, на полях рисуют точки определенного цвета: зеленый – легко, без затруднений, желтый – с некоторыми затруднениями, красный – самостоятельно с заданиями не справился, светофоры - при устной работе, в паре и в группе. Формирование оценочной самостоятельности происходит и при работе с эталонами и со шкалами.

Во всех учебниках представлена страница «Шмуцтитул», где дано основное содержание и задачи изучения темы. Дети, работая с этой страницей, прогнозируют содержание раздела, определяют задачи его изучения. Обсуждая содержание раздела, мои дети приобщаются к планированию учебной работы, идет формирование способности принимать и сохранять цели работы по теме, и устанавливают связь со средствами ее достижения. А в конце раздела представлена рубрика «Проверим и оценим свои достижения», которая позволяет детям систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Внутри разделов представлена система вопросов и заданий, формирующих и развивающих регулятивные умения (составление плана действий, применение алгоритмов, оценка выполненной работы по представленным критериям, задания на самоконтроль, определение наиболее рациональных способов действий, работа со справочными

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

  • решение задач творческого и поискового характера, система заданий УМК «Школа России»: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня;
  • текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
  • комплексные работы на межпредметной основе.

Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий осуществляется на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Школа России, представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.

В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых я составляю проверочную работу. В учебниках приводятся также примерные проверочные работы, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.

Например, комплексная проверочная работа, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда), познавательные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).  (Приложение 1)

Для отслеживания результатов провожу стартовую диагностику в начале учебного года и в конце. Все результаты фиксируются в диагностическом инструментарии в виде карты разработанную в программе Excel. В карте расписаны все УУД начальной школы.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Работа по нему носит системный характер. В нем фиксируются итоговые достижения учащихся; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика (лучшие работы по проекту, рисунок, фото изделий и т.д.) Постоянно ведется обновление портфолио, выборка работ. Таким образом, эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, используемые при текущем, промежуточном (как правило, тематическом), рубежном и итоговом контроле, которые, направлены на проверку уровня освоения отдельных элементов системы опорных знаний и умений учащихся. Поддерживает и поощряет учебную мотивацию, развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

В систему оценки образовательных достижений включаю в учебный процесс проектную задачу. Проектная задача ориентирована на оценку способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий. Задача носит групповой характер.

Вывод: 

Таким образом я придерживаюсь системы оценивания, соответствующей ФГОС, что включает

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • включение обучающихся в активную контрольно-оценочную деятельность;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности  выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений....

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...

Система оценивания образовательных достижений

Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.В зависи­мости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...