УП для УО ФГОС
рабочая программа

Ильинская Светлана Васильевна

УП для УО ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл up_dlya_uo_fgos.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Утвержден

                                              Приказом директора МБОУ СОШ № 2

                                                 имени адмирала Ушакова от _______2017г.№__

                                                              _________________/ О.Б. Белкиной/

         УЧЕБНЫЙ ПЛАН

         общего образования для учащихся  с умственной отсталостью

муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 2 имени Адмирала Ушакова

муниципального  образования город-курорт Геленджик

                                    на 2017-2018 учебный год

                                                                         

                                                                         Принято педагогическим советом

                                                                         Протокол №  1 от «30» 08.2017г.

                                                город-курорт Геленджик

                                                                2017г.

                           

                          Пояснительная записка к учебному плану

                          для учащихся с умственной отсталостью 

                           

Учебный план предназначен для детей с легкой умственной отсталостью (первый вариант).

Содержание начального общего образования обучающихся с УО реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учётом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.

Одна из основных целей МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова - реализация прав личности ребёнка с УО на образование, трудовую деятельность и создание максимально благоприятных условий для их развития с целью подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с их психофизическими возможностями.

Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ №м 2 им. Адмирала Ушакова для обучающихся с УО разработан на основе:

*Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

*        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью утв. Приказом № 1599 от 19.12.2014 г.;

*        Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего среднего общего образования";

*        федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,

*        СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

*        Письма Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г. ИК 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».

Обучение детей с УО носит коррекционно-развивающий характер, направлено на ликвидацию имеющихся или предупреждение возможных пробелов в знаниях обучающихся. В коррекционно-развивающую работу в образовательном процессе включены групповые и индивидуальные коррекционные занятия с целью преодоления специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных обучающихся. Занятия ведутся индивидуально или в группах (2-3 учащихся), укомплектованных на основе сходства устраняемых недостатков. Индивидуально-групповые коррекционные занятия, в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 начинаются во второй половине дня через 40 минут после окончания последнего урока. Данную работу с обучающими, кроме педагогов, ведут, по своему плану, школьный психолог и логопед.

Учебный процесс в МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова обучающихся с УО осуществляется на основе программ основного общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

Цель учебного плана:

  • Коррекционная (преодоление отставаний, неуспеваемости, отклонений, нарушений, дефектов)
  • Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация успеха)
  • Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация)

Учебный план начального общего образования (нормативный срок освоения - 4 года) для детей с УО составлен с учетом решения следующих задач:

  • воспитание и развитие обучающихся;
  • овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения, речи и общения, основами личной гигиены и здорового образа жизни;
  • компенсация отставания в развитии обучающихся, устранение пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных особенностей, возникших в результате нарушенного развития (особенности мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.).

Реализация учебного плана на ступени начального общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:

  • учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
  • базовых учебных действий;
  • познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Учебный план, и в целом, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, состоят из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования (как и входящего в нее учебного плана) составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30 % от общего объема ООП НОО.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей (Язык и речевая практика, математика,  естествознание, человек и общество, искусство, технология, физическая культура), которые реализуются в общеобразовательных классах с обучающимися в них детьми с УО, реализующих АООП НОО для обучающихся с УО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательные предметные области и основные задачи и реализации содержания предметных областей приведены в таблице.

№ п/п

Предметные области

Учебные предметы

Основные задачи

реализации содержания

1

Язык и речевая практика

Русский язык

 

Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном)  языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач

Чтение (Литературное чтение)

Осознание значения чтения для решения социально-значимых задач, развития познавательных интересов, воспитание чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных произведений.

Речевая практика

Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и граматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

2

Математика  

Математика и информатика

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.   Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.

3

 Естествознание

 Мир природы и человека

Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений  о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных  природных  и климатических условиях.

4

Искусство

Музыка

Формирование и развитие элементарных умений и навыков способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.

Рисование

Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать « красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.

5.

Технология

Ручной труд

Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.

6.

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

формирование установки на сохранение и укрепление здоровья; навыков здорового  и безопасного образа жизни;

соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;

формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.;

формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;

овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой и др.)в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;

коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы;

воспитание нравственных и морально-волевых (настойчивости, смелости), качеств и свойств личности;

В инвариантой части полностью реализуются государственные общеобразовательные программы, что обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков и обеспечивает возможность продолжения образования в любом регионе страны.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности;
  • приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
  • формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Вариативная часть учебного плана отражает особенности классов, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Школьный компонент реализуется через коррекционно-развивающую область, где особое внимание уделяется коррекции дефекта и формированию адаптации личности в современных жизненных условиях. В неё включена система коррекционных занятий с обучающимися.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет школа.

Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков.

Обучение в 1-м классе осуществляется с использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 40 минут каждый.

В 1 классе вводится ежедневная динамическая пауза (после 2-го урока), которая используется для физической разгрузки обучающихся.

Региональной спецификой учебного плана является введение учебного предмета «Кубановедение» с 1 по 4-ый класс из части, формируемой участниками образовательных отношений. Со 2-го класса введён учебный предмет «Иностранный язык» (английский) - 2 часа в неделю.

Согласно СанПиН 2.4.2. 2821-10 рекомендовано проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Предмет «Физическая культура ведётся по 3 часа в неделю. Третий час направлен на укрепление здоровья школьников, увеличение объёма двигательной активности обучающихся, развитие их физических качеств и привитие навыков здорового образа жизни. С учётом внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 класса отводится более 4 часов занятий физической культурой.

Учебные предметы «Музыка», «Физическая культура», «Иностранный язык» реализуют учителя соответствующей специальности и квалификации.

Для реализации потенциала обучающихся (детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классе – не менее 34 недель.

В обучении детей с УО предусматривается интегрированное обучение. Основной задачей интегрированного обучения детей с УО в школе является стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные группы.

 недельный учебный план общего образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

1.2.Чтение

1.3.Речевая практика

5

4

-

5

2

2

5

2

2

5

2

2

20

10

6

2. Математика

2.1.Математика

4

4

4

4

16

3. Естествознание

3.1.Мир природы и человека

1

1

1

1

4

4. Искусство

4.1. Музыка

4.2. Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

3

3

3

3

12

6. Технологии

6.1. Ручной труд

2

1

1

1

5

Итого

21

20

20

20

81

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (Кубановедение)

1

1

1

1

4

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):

3

3

3

3

12

Внеурочная деятельность 

4

4

4

4

16

Всего к финансированию

29

28

28

28

113

 В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, духовно – нравственное, социальное,  общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Общеобразовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, конкурсы, соревнования, поисковые исследования и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся, образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. План внеурочной деятельности обучающихся 1- 4 классов составлен с учетом изменений в ФГОС НОО утвержденных приказом Минобнауки России от 22.09.2011 № 2357, интересов обучающихся, возможностей МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова. Является вместе с учебным планом основным организационным механизмом реализации образовательной программы.

Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психо-коррекционные занятия) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляться, исходя из психофизических особенностей обучающихся с УО на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область, не входят в максимальную нагрузку.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения

В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...

ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по литературному чтению   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  окружающему миру   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...

Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.

Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....