Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Трутнева Ольга Андреевна

Проблема работы с одаренными учащимися  актуальна для нашего  общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Используя эту программу  учитель  достигает  поставленную  цель: выявляет, обучает, воспитывает и поддерживает одарённых детей. Программа построена с учётом возврастных особенностей учащихся. Дети учатся фантазировать, понимать закономерности, решать нестандартные задачи. развивают мыслительную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе

 

           Программа ориентирована на детей начальной ступени обучения- 1-4 класс.

Проблема работы с одаренными учащимися  актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением нестандартных задач. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. В отличие от курсов учебных дисциплин, например, математики и языка, задачей предлагаемого курса выступает именно развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Цель работы с одаренными детьми:

создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей

Задачи программы:

1- формировать методический и диагностический банк данных по работе с одарёнными

 детьми в период обучения в начальной школе;

2- формировать метапредметные УУД как базисные способности саморазвития;

3- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

4- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье

 

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

 Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

 Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Главные принципы реализации программы:

- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.

- Гуманизм в межличностных отношениях.

- Научность и интегративность.

- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

 

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Обучение в начальных классах – это первый этап работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы:

  - создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

  -  внедрение передовых образовательных технологий;

  -  укрепление материально-технической базы;

  - нормативно-правовое обеспечение деятельности;

  - методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

  - повышение профессионального мастерства педагогов;

  - организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

  - научно-методическое и информационное обеспечение программы;

   -  формирование банка данных по проблеме одарённости.

    - предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного   уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Формы работы с одаренными учащимися:

-занятия в рамках внеурочной занятости учащихся(1 класс - весь классный коллектив, 2-4 класс-формирование разновозрастных групп по итогам тестирования);

- конкурсы и конференции;

- участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

- заниматься самообразованием;

- повышать профессиональное мастерство;

- посещать занятия других педагогов;

- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

проводить мероприятия с учащимися.

Работа с родителями.

- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

Мониторинг результативности работы с учащимися

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (психолог.);

- изучение структуры интеллекта (психолог.);

- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (психолог.);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (психолог);

- отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

 - Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

- Поддержка совместно с родителями талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

- Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- Развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации и ее презентации;

- определять учебную задачу;

- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- владеть своим вниманием;

- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

- использовать основные приемы мыслительной деятельности;

- самостоятельно мыслить и творчески работать;

- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 

Этапы реализации

 

I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

Создание:

- банка данных по одарённым детям (тестирование психологом детей 2-4 классов, наблюдение за детьми 1 классов);

- банка творческих и проекно-исследовательских) работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

Организация:

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеурочной работы в разновозрастных группах.

II этап. Деятельностный:

- организация подготовки учащихся к активной научно-исследовательской деятельности;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

Содержание программы

Методические требования к организации и практической реализации программы:
-  Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
- Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
- Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
- Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
- Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

Формы и виды организации работы с детьмисклонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

- Организация и проведение регулярных занятий

- Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, участие в научно-практических конференциях.

Наблюдение, контроль за выполнением программы.

-  Проведение тестов, наблюдений.

-  Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

Принципы построения программы:

Системность: задания располагаются в определённом порядке.

Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются.

Увеличение объёма материала.

Наращивание темпа выполнения заданий.

Смена разных видов деятельности.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

    Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.

Сроки реализации.

Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 132-133 занятия: одно занятие в неделю, 33 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Формы занятий:

-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

-по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

-по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на  2015 – 2019 гг.

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

Сентябрь (1-2 неделя)
ежегодно

2.

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год.

Август, ежегодно

3.

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

4.

Участие в олимпиадах разных уровней

  ежегодно

5.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

июнь
ежегодно

6.

Творческий отчет по итогам работы

Ежегодно,май

7.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2016 – 2019

8.

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно

 Срок реализации программы – 4 года.

 

Планируемые личностные результаты по итогам 4 лет прохождения программы

Предполагаемые результаты.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем  проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие умения:

- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- Целеполагать (ставить и удерживать цели);

- Планировать (составлять план своей деятельности);

- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

План работы с одаренными детьми на 2017-2018 учебный год

1 класс

№ П/П

Тема занятия

Кол-во

часов

  1.  

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

2

  1.  

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

  1.  

 Игры на сравнение (по нескольким существенным признакам)

1

  1.  

Развитие мышления (узнавание предмета по заданным признакам)

1

  1.  

 Развитие мышления (закономерности)

1

  1.  

Развитие мышления (анализ и синтез)

1

  1.  

Развитие пространственного мышления (Задания по перекладыванию спичек)

1

  1.  

Развитие воображения (загадки)

1

  1.  

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций (простейшие логические задачи)

1

  1.  

Развитие мышления, речи (ассоциации)

1

  1.  

Развитие мышления (матрицы Ровена)

1

  1.  

Развитие аналитических способностей (сезонные изменения)

1

  1.  

Совершенствование воображения (сказки)

1

  1.  

Развитие логического мышления (анализ и синтез)

1

  1.  

Тренировка внимания (сравнение)

1

  1.  

Развитие мышления (закономерности)

1

  1.  

Развитие мышления (игры с буквами и словами)

1

  1.  

Развитие аналитических способностей (Игра «Сыщик»)

1

  1.  

Совершенствование воображения (рисунки-загадки)

1

  1.  

Развитие логического мышления (простейшие логические задачи)

1

  1.  

Развитие концентрации внимания(игры на внимание)

1

  1.  

Конкурс «Любознайки»

1

  1.  

Развитие мышления (классификации)

1

  1.  

Развитие мышления (обобщение)

1

  1.  

Развитие аналитических способностей (обобщение)

1

  1.  

Развитие мышления (классификации)

1

27-28

Мои первые исследования

1

29.

Развитие аналитических способностей (обобщение, классификация) (работа в парах)

1

30.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций (работа в группах)

1

31.

Первые проекты

1

32.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

33.

Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

 

План работы с одаренными детьми на 2018-2021 учебный год

2-4 классы

Разделы, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Второй год обучения (2-4 класс)

33ч

10ч

23ч

Введение.

 

 «Игры с буквами и словами».

 «Занимательная математика».

 «Удивительное рядом».

«Мои проекты».

Третий год обучения (2 -4 класс)

33ч

26ч

«Любимые писатели, герои, произведения».

3

 «Химия вокруг нас».

«Объекты и явления природы».

«Мои проекты»

Проект «Мы помним – мы ценим».

Четвёртый год обучения (4 класс)

34ч

11,5ч

22,5ч

Проект «Математика – удивительная наука».

2,5ч

4,5ч

Проект «Организм человека».

Проект «Родная старина» или «Мир русской избы» или «Многонациональный Алтай»

Проект «К тайнам родного языка»

1,5ч

7,5ч

Фестиваль знаний

3 ч

 

3 ч

Краткое описание разделов

1 класс (33 занятия)

   Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

     Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.

    Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такова:

«Зарядка для ума» (1-2 минуты).

   Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности.

Разминка (3 минуты).

   Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, мышления). (10-15 минут).

Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

 Динамическая пауза (3-5 минут).

Логически-поисковые задания(10-12 минут).

Гимнастика для глаз (1-2 минуты).

Графические упражнения(10 минут).

Формы подведения итогов реализации программы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями этой системы являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.

           Программа разработана на основе методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. –. – М.: Просвещение, 2010 г.;   Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.;  Федеральной целевой программы развития образования на 2013- 2017 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа»;  Конвенции о правах  ребенка; Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;   Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»,Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.; Е.М. Белорукова, Л.В. Гражданкина, С.И. Змиева, И.А. Калашникова, О.В. Карзакова, Г.В. Стюхина Актуальные вопросы оценки и реализации внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации, Барнаул 2013

 

Литература


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюхина, И. А. Обеспечение школьной адаптации как необходимое условие развития творческой одаренности детей [Текст] /И. А.Матюхина // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №2. – С.41-42.8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

11.Тихомирова Л.Ф Логика для младших школьников.-Ярославль, 1998

12. Зеленина, Е. Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? [Текст] /Е. Б.Зеленина //Народное образование.- 2010.- №8.- С.201-206.

13. Вопросы одаренности: от теории к практике. Диагностика одаренности. Программа работы с одаренными детьми. Психолого-педагогические аспекты одаренности. [Текст] // Завуч. – 2009. – №8. – С.9-138.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....