Методический семинар на конкурс "Самый классный - классный" - "Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова при организации деятельности младших школьников краеведческой направленности."
статья

Плотникова Елена Николаевна

Транслирование опыта организации коллективной творческой деятельности школьников при реализации задач гражданско-патриотического воспитания и духовно нравственного развития учащихся по средствам краеведческого содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_seminar_kraevedenie.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова при организации деятельности младших школьников краеведческой направленности.

ЦЕЛЬ: транслирование опыта организации коллективной творческой деятельности школьников при реализации задач гражданско-патриотического воспитания и духовно нравственного развития учащихся по средствам краеведческого содержания.

Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины – нищий человек.

Якуб Колас

А что для человека Родина и где она начинается? Как сказал уроженец села Косиново  майор Картавцев Александр Иванович, побывавший в 2-х горячих точках « Родина начинается с родного порога»

Я родилась и выросла в Мантуровском районе и была ученицей прекрасного учителя Клевцова Игоря Анатольевича, который горел любовью к изучению родного края и зажёг это в сердца своих учеников. И раз судьба свела меня с Обоянским районом, а конкретнее с селом Косиново, то я считаю, что это мой гражданской и педагогический долг изучить край, в котором я живу и научить любить свою родину и гордиться ею, своих детей.

Мой творческий педагогический путь начался в 2012 году с конкурса «Учитель года», именно тогда я поняла, что настоящий учитель не может жить скучно, не может довольствоваться только тем, что ему предлагает методичка. Он должен жить той реальностью, которая будоражит его и стремиться преображать её.

Такой идеей стали для меня идея изучения родного края.

«Краеведение учит любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки»

Д.С. Лихачев

Основные аспекты краеведческого принципа:

а) систематическое обращения к местному материалу;

б) связь с жизнью;

в) изучение особенностей развития  культуры региона.

Д.С. Лихачев в своих трудах указывал на тот факт, что краеведение является действенным средством сохранения и возрождения культуры страны. Использование материала краеведения в школе несет в себе большую педагогическую значимость, так как он является средством формирования эстетической культуры школьников, подлинного нравственно-патриотического воспитания. Краеведение устанавливает, и поддерживает связь времен, поколений и преемственность в развитии  культуры региона.

 Как я вижу цель краеведческого образования  —она состоит в том, что мы формируем знания, умения и ценностные ориентации, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развиваем творческие способности, воспитываем уважения к культуре и истории родного края.
Задачи краеведческого образования с моей точки зрения, следующие:
1. Формирование культуры поведения, понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края, его истории, населения, быте, культуре.
2. Формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края.
3. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций Ульяновской области.
4. Развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений средствами региональной культуры.
5. Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.
Объем краеведческого материала может быть разным и зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности.

А формы работы которые мне близки и которые находят отклик у детей:

  1. Игры-путешествия.
  2.  Занятия-исследования.
  3. Экскурсии.
  4. Аукционы знаний.
  5. Практические занятия.
  6. Праздники, связанные с народными традициями.
  7. Поисковая работа.
  8. Встречи с интересными людьми.

Хочу поделиться с вами разработанной много модельного осуществления деятельности краеведческой направленности в соответствии с выбранной мною технологией коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова. Данная воспитательная технология предусматривает организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе полученных результатов.

Конечно, инициатором этой деятельности являюсь я, но затем дети подхватили ее, и закипела работа.

С прошлым классом мы начали изучение топонимики села, история школы, храма,  собирали материалы о наших земляках, изучили историю села в годы ВОВ.

Работая много лет в школе, я поняла, что все действия по краеведческой тематике необходимо привести в систему. Я спланировала мероприятия  на каждый учебный год. Такая работа помогает видеть результаты моего труда, дает всю картину по усвоению краеведческих знаний, помогает планировать работу на уроке и во внеурочное время. На основе этого плана наш учитель истории Иванова Нина Григорьевна знает, что уже пройдено и над чем необходимо работать в 5 и следующих классах на внеурочных занятиях , т.е. соблюдается преемственность в изучении родного края.

Собрав весь материал  вместе, я разделила краеведение на 3 раздела:

Музыкальное краеведение и получилась программа «Музыкальная жизнь Обоянского района Курской области»

Литературное краеведение, программа «Соловушка», которая стала дипломантом областного конкурса программно – методических материалов к хрестоматии «Соловушка»

Историческое краеведение, программа «Обоянский край: история и современность»

Я считаю, что хорошо спланированная краеведческая работа способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей. Есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива.
Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим изучение родного края целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так, во 2 классе мы начинаем подготовку к работе по краеведению.

На уроке технологии  «Работа с разными материалами. Работа с глиной. Глиняная посуда» , дети обратили внимание что в каждом доме есть гончарные изделия, у кого кувшин глиняный, у кого тарелка.

На внеурочных занятиях мы изучили гончарное мастерство, узнали, что наш район богат этим природным материалом и при помощи родителей заготовили глину и принялись за дело. Изучив русский народный костюм, мы слепили глиняную игрушку «Барыня» и расписали её в традициях русского народного костюма. Затем мы изучили гжельскую роспись и решили слепить тарелку, которую и расписали гжелью. (Для росписи в любой технике мы создаем эскизы, анализируем их и затем переносим рисунок на игрушку), Изучив дымковскую игрушку,  мы слепили и расписали вот таких козликов.

Дети пришли к выводу что это тяжело, но очень интересно и что это прекрасный подарок на любой праздник

Еще мы проводим ряд краеведческих  мероприятий : «Герои рядом с нами», «Масленица», «Рождество» (учим колядки), «Сороки»

Разучиваем русские народные песни и выступаем с ними на концерте.

Следуя технологии коллективно творческого воспитания я всегда рядом с детьми, мы вместе лепим, вместе поем и танцуем.

По окончании 2 класса проводится мониторинг уровня овладения программой. Узнала, что знают дети о родном крае, чем они интересуются, какие бы они захотели посетить места, чтобы они хотели узнать и увидеть нового.

Обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что новые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся собирают данные о селах Обоянского района, знаменитых земляках, знакомятся со знаменательными событиями и топонимикой Обоянского района. В процессе обучения учащиеся под руководством учителя учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые  становятся экспонатами классных, школьных выставок, участниками областных конкурсов. В этом году, когда началась акция «Парта героя», мы просто достали из наших папок уже давно готовый материал, и получилась вот такая парта героя. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.

Еще одним результатом работы стали наши мероприятия проводимые в школе. сценарии этих мероприятий были отправлены на региональный фестиваль творческих педагогов "Учитель - курянин XXI века" и вот уже два года подряд мы становимся призерами и победителями этого конкурса.

Весь свой опыт я систематизировала в своей последней программе «Обоянский край: история и современность», которой  и хочу поделиться с вами для реализации и кстати к этой программе сдан в печать сборник текстов для подготовки мероприятий и занятий по краеведению.
Каждый может переработать эти программы под себя, вариативность данных программ очень велика. Именно изучение родного края дает особый интерес, развивает творческие способности, потому что это то, что окружает наших детей, это- то в чем мы с вами живем.

Особенность данных программ является организация индивидуальных коллективно – творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создания самостоятельных исследований, проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...

Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьник...

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют ...

Опыт работы по теме "Проектная деятельность младших школьников региональной направленности"

Именно метод проектов считаю наиболее приемлемой формой  для исследования. Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом...

Статья "Организация деятельности младших школьников в группе продленного дня в рамках ФГОС"

Доклад для круглого стола по теме: Организация деятельности младших школьников в группе продлённого дня....

Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания ...

Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , 1 класс.

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , Л.А.Ефросинина, в соответствии с требованиями ФГОС...