Анализ методических пособий УМК «Начальная школа XXI века» 1 класс
методическая разработка

Трифонова Анна Григорьевна

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ методических пособий УМК «Начальная школа XXI века» 1 класс

                                          Трифонова А.Г., учитель начальных классов

                                        МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15

                                         с углубленным изучением отдельных предметов»

                                        Советского района г.Казани

          УМК «Начальная школа XXI века» – это результат работы коллектива сотрудников Российской академии образования (руководитель проекта - Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).

          Основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова) стали предпосылками для его создания данного УМК. Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (методические рекомендации, поурочные планирования, оценки достижения планируемых результатов и педагогическая диагностика). 

           

Предмет

Учебник

Рабочая тетрадь

Методическая литература и пособия для учителя

Русский язык

Русский язык . Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. 

Рабочая тетрадь № 1,2. Русский язык. Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. 

Комментарии к урокам. Русский язык . Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. 

Литературное чтение

Литературное чтение. Ефросинина Л.А. 

Рабочая тетрадь. Литературное чтение. Ефросинина Л.А. 

Методическое пособие. Литературное чтение. Ефросинина Л.А. 

Математика

Математика (часть 1,2). Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. 

Рабочая тетрадь № 1,2,3. Математика. Рудницкая В.Н.

Методика обучения. Математика. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., Рыдзе О.А.

Окружающий мир

Окружающий мир (часть 1,2). Виноградова Н.Ф.

Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Виноградова Н.Ф.

Методика обучения. Окружающий мир. Виноградова Н.Ф.

Технология

Технология.  Лутцева Е.А.

Рабочая тетрадь. Технология.  Лутцева Е.А.

Сценарии уроков. Технология.  Лутцева Е.А.

           Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.

      В нашей школе не первый год реализуется программа  «Начальная школа XXI века». Во время работы у нас появляются  вопросы, которые мы рассматриваем и анализируем  на заседаниях методического объединения школы, на районных, городских и республиканских семинарах.  В данной таблице представлен анализ  УМК «Начальная школа XXI века».

Предмет

Методическое пособие

Положительные

УУД (формирование универсальных учебных действий)

Особенности УМК

Достоинства и недостатки

Предложения

Русский язык

Комментарии к урокам. Русский язык . Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. 

Помогает  эффективно организовывать работу обучающихся  с учебником и рабочими тетрадями.

На примере темы: Речевая ситуация: описание своего характера и своих поступков. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?».

Познавательные:

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные:

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Регулятивные:

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Личностные: выполнять нормы и требования школьной жизни, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика.

 Показать ученику начальной школы особенности языка, привить к нему интерес и любовь. В процессе обучения должны сформироваться навыки грамотного письма, устная и письменная речь. Особенность составления курса: материал изложен с учетом научного подхода к анализу языковых явлений, поэтому изложен линейно. Программа состоит из трех учебных разделов: "Как устроен наш язык" (ознакомление с базовыми лингвистическими знаниями), "Правописание" (обучение письменной грамотности), "Развитие речи" (ученики развивают речь). Важно отметить, что разделы самостоятельны, но при этом взаимосвязаны, составляя единую программу. В то же время они являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

Методика успешно реализует у младших школьников навыки самостоятельности: задания для открытий, возможность высказать свою точку зрения на них, коллективное обсуждение, анализ и выводы.

 Программа по русскому языку (учебник Иванова) наполнена разнообразными формами организации учебной деятельности, с учетом разной подготовленности учеников начальной школы. Методика предусматривает задания для самостоятельной и коллективной работы.

 Рубрики и персонажи, представленные в УМК, помогают организовать учебную работу.

Для комплексного результата по итогам прохождения программы, УМК сочетает задание на развитие предметных, метапредметных и личностных знаний.

Пособие соответствует потребностям современного ребенка, материал с разнообразным содержанием составлен увлекательно. Принципиально новый подход к оцениванию работы используется в тетрадях, прилагающихся в комплекте с учебником. Школьник сам оценивает свою деятельность, выбирая цвет из предложенной палитры.

 Рубрика "игра", представленная в учебнике по русскому языку, учит детей разбираться в объективной и субъективной сторонах сложности задач.

 Пошаговая сложность материала постепенно повышает уровень знаний ребенка, стимулируя любознательность и "пытливость" ума.

 Функция самоконтроля реализуется благодаря рубрикам "Оцени себя", "Проверь себя".

Несомненно, УМК мотивирует младшего школьника к освоению новых знаний и умений. Работа с материалом построена на стимулировании желания идти вперед, стремиться к успеху.

Психологическое взаимодействие ученика и учителя обеспечено заданиями с "обратной связью". В обсуждении, опросах, заинтересованности мнением возникает сотрудничество. Взаимосвязанность комплектов УМК побуждает к постоянному обмену информацией, умениями, эмоциями. Задача индивидуализации обучения решается с помощью коррекционных тетрадей "Учусь писать без ошибок" и "Дружим с математикой.

К минусам можно отнести следующее:

1. Для реализации содержания программы нужен деятельностный подход. Необходима доработка по изложению содержания, либо проведение специальных ознакомительных для учителя мероприятий.

2. Системы Занкова и Эльконина - Давыдова не имеют прочной базы на дальнейших ступенях школьного образования. Потому, обучая ребенка по УМК "Начальная школа XXI века", нужно знать, что после начальной школы он будет изучать традиционную программу по стандартному преподаванию, и, поначалу, это может быть проблемой.

Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образованная — формирование основных компонентов  учебной деятельности  (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную  задачу»,  «каким  способом  я  выполняю учебную  задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи  и что у меня не получается»).

Исходя из этого, методика обучения  построена на целенаправленном  использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества.  В   содержании и структуре обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки»). Комплект учебников «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность Все средства обучения содержат материал,  который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития.

Учебники и рабочие тетради по всем предметам дают возможность работать в условиях совместной деятельности разного типа (в группах, парах, индивидуально).

Комментируется каждое упражнение, рубрика учебника, характеризуются лингвистические и методические особенности их проведения.

Координируется работа по учебнику и рабочим тетрадям.

Место работы со словарными словами также определяется учителем по своему усмотрению.

Показаны способы организации дифференцированной и индивидуальной работы.

Литературное чтение

Методическое пособие. Литературное чтение. Ефросинина Л.А. 

Методические комментарии

акцентируют внимание на важных этапах урока и моделировании, которое позволяет включить каждого ребенка в активный

познавательный процесс и реализовать деятельностный подход к обучению первоклассников, еще не умеющих хорошо читать

На примере темы:

М. Пришвин «Лесная капель».

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

- планировать свои действия;

- оценивать правильность выполнения действия;  

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  

Коммуникативные:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- устанавливать аналогии;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия.

 Повышение интереса к чтению и литературе, стимулирование читательской деятельности у школьника как средства успешности обучения и развития человека, обучение навыкам работы с творчеством разных поэтов и писателей. Основная работа состоит из литературного анализа не только классических, но и современных произведений. Внимание акцентирует на многообразии авторов, жанров и тематики, которые учащиеся учатся сравнивать. Еще один блок, предназначен для первоклассников, недостаточно владеющих навыком самостоятельного чтения. Помочь в формировании процесса восприятия художественного произведения, поддержке и развитии интереса к чтению. Для этого акцент в заданиях поставлен не на дидактику, а на оценочные суждения о прослушанном произведении, где ученику нужно прислушаться к своему эмоциональному состоянию. Так реализуется функция анализа.

В приложении к пособию учитель найдет программу, список имен, отчеств и фамилий писателей, чьи произведения изучаются на уроках литературного слушания. Эта информация, а также сведения об авторах в рубрике «На заметку учителю» — для ответов на вопросы любознательных учеников, а не для запоминания всеми детьми.

Рубрики пособия «Советы коллеге» и «Обратите внимание» содержат советы и предложения из педагогической практики автора пособия.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений предлагается метод моделирования — введение

системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Рабочая тетрадь предлагает задания и упражнения, позволяющие учителю углубить понимание детьми прослушанных произведений с учетом индивидуальных возможностей и подготовки каждого ребенка.

Математика

Методика обучения. Математика. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., Рыдзе О.А.

Помогает сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах.

На примере темы: Число и цифра 8. Письмо цифры 8.

Познавательные:

общеучебные – ознакомление с арифметическим действием сложением; выполнение записи сложения с использованием знаков «+», «=»; письмо цифр 1–8; моделирование состава числа 8 с помощью фишек; логические – сравнение предметов с использованием понятий «внутри», «вне»

Регулятивные:

 -адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера

Личностные: 

-имеют желание учиться осознают необходимость самосовершенствования

 Формирование  познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения  из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников. Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

Владеть математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

Окружающий мир

Методика обучения. Окружающий мир. Виноградова Н.Ф.

Методические комментарии

Учитывают типологические и индивидуальные особенности детей познавательной деятельности и уровень социализации. Акцент сделан на формировании основных компонентов учебной деятельности. Исходя из этого, методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. Усилено внимание к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Дети ставятся в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально дополнительно разработаны рабочие тетради на печатной основе «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

На примере темы: Грибная пора.

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: знаково –симво-лические – использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; предметные – иметь представление и царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам.

Коммуникативные: взаимодействие – выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове.

Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой роди-не, осуществляют действия по охране окружающего мира; смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы. 

Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» – его интегрированный (сочетание естествознания и обществознания) и культурологический характер. Акцент сделан на формировании социального опыта младшего школьника - формирование представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования в природной и социальной среде. Основные задачи:

- формирование элементарной экологической культуры, осознания взаимодействий в системе «человек – природа – общество» и значения природы как условия жизни людей;

     - накопление доступных нравственных представлений, которые становятся для ребенка руководством к действию;

     - формирование знаний о человеческом организме, своих возможностях и способностях, здоровом образе жизни, начиная от режима дня и правильного питания до элементов практической психологии;

     - воспитание элементов общей культуры, эрудиции ребенка, формирование представлений о лучших образцах отечественной и мировой науки и искусства.

Технология

Сценарии уроков. Технология.  Лутцева Е.А.

В пособии раскрыта методика начального технологического образования школьников в соответствии с концептуальными идеями всего курса

 и задачами его первого этапа, реализованными в содержании учебника для 1 класса (автор Е.А. Лутцева). Предложено примерное планирование учебного материала на год, обоснованы способы и приемы введения учеников в мир культуры и их приобщения к технологии как преобразующей деятельности человека, даны разработки уроков по каждой теме двух частей учебника - информационно-познавательной и деятельностно-практической .

На примере темы: Подари сказку «Колобок».

Личностные :

-развитие чувства трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к порученному делу, любознательности

Познавательные:

-работать с пластилином, сравнивать, -организовывать рабочее место

Коммуникативные:

-распределение общего объёма работы Регулятивные:

-оценивать ремёсла и их роль в культуре народов села; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности. (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата).

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и, это главное, «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.

Например:

диагностическое обследование в начале обучения в 1 классе.

               Задание 1. Цель:    выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры).

Задание 2. Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).

Задание З. Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию + или - ; при правильном понимании текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (круг, квадрат).

Задание 4. Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Задание 5. Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Задание 6. Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в названиях.

Задание 7. Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения кол-ва звуков в слове.

Отличительная особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это разработанная педагогическая диагностика успешности обучения учащихся.

Данная педагогическая диагностика может быть применена к любой традиционной программе.

 Результаты педагогической диагностики заносятся в специальную таблицу, хранятся на протяжении четырех лет обучения, позволяют отчетливо видеть динамику продвижения учеников и вовремя приходить им на помощь.

Педагогическая диагностика дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и, это главное, «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.

 Реализация концептуальных подходов совершенствования начальной школы в программах и средствах обучения УМК «Начальная школа XXI века» позволила выйти на новый качественный уровень образования младшего школьника.

За время обучения в начальной школе по данному УМК ребенок не только прибавит в весе, вырастет, повзрослеет, больше будет знать и уметь, но и изменится его отношение к деятельности, разовьются познавательные интересы, появится готовность к самообучению и самовоспитанию.

Освоив учебную деятельность, он будет способен к изменению самого себя. Каждый школьник, заканчивающий обучение в начальной школе, будет отличаться от своих сверстников индивидуальными способностями и интересами. Возможно, произойдет преодоление противоречия между декларацией принципа индивидуализации обучения и реальной ориентировкой его на «среднего» ученика.

Подытожим  о концептуальных основах построения УМК «Начальная школа XXI века» словами французского философа М. Монтеня: «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте по теме "Звуковой анализ слов.Сравнение звуков"(Начальная школа XXI века)

Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода....

Анализ методического объединения учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г.Саратова за 2011-2012 учебный год.

В статье анализируется методическая работа учителей начальных классов и уровень преподавания в начальной школе МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова....

Конспект урока по математике для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века" с электронно-методическим пособием. Тема "Сравниваем".

Конспект и презентация урока по математике для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века" с электронно-методическим пособием. Тема "Сравниваем". Урок №5...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...

Методическое пособие для начальной школы "Формирование навыка чтения младших школьников"

В данном пособии рассматривается проблема формирования навыка чтения у младших школьников. Ключевая роль в решении обозначенной проблемы отводится учителю начальных классов, поскольку именно в начальн...

План методического объединения учителей начальной школы и коррекционных классов

План методического объединения учителей начальной школы и коррекционных классов...