Отчёт по личной творческой теме: «Повышение качества чтения через коррекционно – развивающие упражнения у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами» учителя начальных классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №
опыты и эксперименты

  Отчет по личной творческой теме: " Повышение качества чтения у детей со сложной структурой дефекта."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnaya_tema_2017-2018.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по личной творческой теме:

 «Повышение качества чтения через коррекционно – развивающие упражнения у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами» учителя начальных классов

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат № 10»

села Александровского Ставропольского края

                                                 Рыбаковой Татьяны Алексеевны

                                                                         «Чтение – это один из истоков                                                  мышления и умственного развития».

 В.А. Сухомлинский.

 

              Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый обучающимися при изучении учебных предметов.

                        Цель исследования: разработка педагогических условий, направленных на формирование познавательного интереса к чтению у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.

                  Цель системно - деятельностного подхода — развитие навыков чтения у обучающихся, воспитанников.

                   Задача -  научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению.    

             Эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. В русской школе всегда, прежде всего, учили детей читать, а потом уже писать и считать. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать? Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении. Поэтому возникает задача – сформировать у учащихся прочные навыки осознанного, беглого, выразительного чтения. Умственно отсталые дети, обучаясь в коррекционной школе не могут приобрести навык достаточно беглого, правильного осмысленного чтения, с тем, чтобы к моменту окончания курса обучения самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать соответствующие выводы.

                  Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у обучающихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

                  Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью. Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в специальной (коррекционной) школе, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации её выпускников. В пределах данной проблемы особое значение приобретает вопрос первоначального обучения чтению школьников с недостатками интеллекта. В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения у данной категории детей, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К.Аксёнова, А.И.Граборов, Р.С.Левина, В.Г.Петрова, Н.К.Сорокина, Р.И.Лалаева и др.). Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, Р. С. Колеватовой навыки чтения у умственно отсталых детей формируется медленно.

                   Чтение у обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательного чтения. Обучающиеся, воспитанники испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. Даже имеющийся у детей прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное усвоение читаемого материала. Обучение чтению учащихся младших классов коррекционной школы является наиболее трудным разделом обучения. Если у любого из наших детей в начальной школе спросить, что он больше всего на свете любит делать? Наверное, мало кто ответит, что он любит читать. Тем не менее, начальная школа должна формировать у учащихся интерес к чтению, 4 навыки осмысленного чтения, элементарное литературное и нравственно – эстетическое развитие, чтение как межпредметное умение. А еще научить ребенка самостоятельно работать с текстом и детской книгой. Особенно трудно дается все это детям, обучающимся со сложными дефектами. Придя в школу, в 1 класс, они сразу сталкиваются с множеством проблем. Еще больше проблем испытывают учителя, требуя от этих детей усвоения программы, а дети не могут понять, чего от них хотят, потому что, по сути, мы требуем от них невозможного. Мы спрашиваем: почему ребенок не любит читать? Дети не любят читать, потому что не могут, не умеют. Как им помочь?

                Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:     - нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

         -нарушением зрительно-моторной координации;

         -нарушением моторики, графомоторных навыков;

         -нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

         -нарушением произвольного внимания

         -нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

         -нарушением функций, при которых затруднено воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

        -частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

            В целом навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, то есть техники чтения.

           Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость и выразительность. Смысловой   фактор – это понимание прочитанного.                    

          Одним из эффективных приёмов работы по выработке у обучающихся навыка правильного чтения   считаю ежедневные специальные упражнения, способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста.

          Их задачами являются:

   -установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;

   -дифференциация сходных единиц чтения;

  - накопление в памяти слогов и слов, читаемых глобально;

   -слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.

         Упражнения в правильном чтении решают и такую задачу, как совершенствование   произносительных навыков обучающихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их  артикулирования.

             Приходится специально учить детей пользоваться двумя способами чтения (по слогам и целыми словами), так как только в этом случае они смогут постепенно переходить от послогового чтения к быстрому «узнаванию» слова. В процессе проработки связного текста показываю обучающимся, воспитанникам образец правильного чтения и затем неоднократно читать материал вместе с детьми. Тренировка в чтении должна занять большую часть урока. Во избежание быстрого утомления детей при однообразной работе, когда (особенно в младших классах) к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно, планирую повторное обучение, каждый раз модифицирует задания:

             Обучающиеся, воспитанники читают по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно), абзацами (учитель называет ученика, который будет читать), по эстафете (сами дети называют товарища, который продолжает чтение), выборочно. Прием выборочного чтения дает возможность варьировать: дети почитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию, на вопрос учителя, на конкретное задание. Повторное чтение можно проводить при делении текста на части или озаглавливании их, при чтении по ролям, при подготовке к выразительному чтению и т. д. Заинтересованность обучающихся при повторном чтении достигается за счет постоянной вариативности заданий и подчеркнутого интереса учителя к новому виду деятельности детей. Актерские данные (эмоциональность, выразительность, умение играть роль заинтересованного участника всего происходящего) необходимы педагогу любого типа школы, но еще в большей степени тому, кто обучает и воспитывает умственно отсталых детей. Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовать наблюдение учащихся за чтением своих товарищей. Только при активности всего класса можно добиться такого положения, когда обучающиеся, воспитанники читают текст на протяжении всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одного из обучающихся класса.

           Использую приемы предварительно спланированного чтения или контроля за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ими ошибок. Причем каждый ребенок должен читать не более одного - двух предложений, так как в противном случае дети забывают ошибки и начинают придумывать их, добиваясь поощрения учителя.

            Р.И. Лалаева рекомендует специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения:       1. Звуко-буквенный анализ слов.Работа с классной разрезной азбукой.

2. Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.

 3. Чтение таблиц с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.

 4. Чтение небольших текстов, написанных на доске. В текст включаются слова, в которых учащиеся чаще всего делают ошибки (слова со стечением согласных, с твердым и мягким знаками, слова с буквой ё и т. д.).

5. Самостоятельное выделение учащимся из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.

6. Своевременное объяснение значения слова.

7. Хоровое чтение трудной части рассказа. В след за этим данную часть читают слабые учащиеся.

8. Применение указок при чтении. Указка облегчает ориентировку на странице, помогает целостному, а поэтому правильному восприятию слова, мобилизует обучающимся с неустойчивым вниманием, с нарушением зрительных восприятий.

9. Распределение частей текста для чтения между обучающимися с учетом возможностей каждого.

10. Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все обучающиеся. воспитанники по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идет обсуждение качества чтения каждого.

                  В развитии навыка сознательного чтения огромное значение имеют те виды занятий, которые проводятся в условиях школы, а именно: подготовка обучающихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения учителем, чтение текстом учащимися, анализ прочитанного при повторном чтение, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, творческая деятельность школьников. Эти виды работы приобретают ряд специфических черт. Так, подготовка обучающихся к восприятию текста не ограничивается только проведением предварительной беседы, как предлагает методика массовой школы, а проводится более углубленно, с использованием целого ряда других приемов и методов. Не менее важной для понимания читаемого является словарная работа, которая может проводиться на различных этапах урока. Значения слов, совершенно незнакомых детям, несущих большую смысловую нагрузку в тексте, учитель объясняет в процессе подготовительной работы. Значение других слов и образных выражений разбираются во время чтения или анализа текста. К объяснению привлекаются сами учащиеся. Более того, необходимо приучить детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова и спрашивать учителя или своих товарищей об их смысле. Проведение подобной работы требует от педагога последовательности и терпения, так как умственно отсталые дети часто не замечают непонятных для них слов. Вместе с тем развитие их самостоятельности способствует повышению уровня осознанности в работе над текстом. Первоначальное чтение произведения имеет большое значение для правильного восприятия текста. Нередки случаи, когда выразительно прочитанный рассказ помогал учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без еще достаточного осознания всех связей, лежащих в его основе.

                 Учитывая важность первого знакомства с текстом, все художественные произведения в начальных классах читает учитель, а дети слушают, закрыв книги. Открытый учебник отвлекает внимание ребенка: темп чтения учителя ему недоступен  и следит за ним по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное педагогом, обучающийся теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читающего. Анализ текста идет в процессе повторного чтения. В младших классах текст, анализируется чаше всего индуктивным путем, т. е. от частного к общему. Этот путь для детей легче, так как в результате последовательного разбора содержания обращается внимание на отдельные важные моменты читаемого материала и учащиеся подводятся к пониманию всего произведения в целом.

                  У обучающихся, воспитанников со сложными дефектами значение чтения вслух возрастает в связи с необходимостью постоянно контролировать, особенно на первых порах, его правильность. Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделить существенные связи описываемых событий, установить их причинную зависимость. Как бы ни были велики трудности обучения пониманию материала, прочитанного про себя, следует научить обучающихся этому экономному и необходимому виду чтения.

                    Таким образом, из всего вышеизложенного, делаю следующий вывод:

          У обучающихся с нарушением интеллектуального развития формирование навыков чтения характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями, что связано с преодолением ряда недостатков и затруднений. Привить любовь к чтению и интерес к книгам должны родители еще до школы, в раннем детстве. Детей, выросших в такой семье, не надо заставлять читать. Они сами открывают книгу и читают то, что им нравиться, что интересно. Но, к сожалению, у большинства детей это не так, особенно у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами поэтому учителю приходится много работать, чтобы чтение было для ребенка радостью, а не наказанием. Прежде всего, с первого класса, провожу с детьми беседы о том, какую роль в жизни человека играет книга, рассказываю об ее пользе и значимости. Говорю о том, что в книге вы можете найти ответы на все свои вопросы, получить самую нужную, а главное добрую информацию, в отличие от телевизора. Кто много читает, становится умнее. В первом классе, даже когда еще дети не умеют читать, мы работаем с книгами, рассматриваем иллюстрации, беседуем, фантазируем, придумываем названия к иллюстрациям, а затем я сама читаю текст. Таким образом, дети понимают, что книга – это их друг, которого не надо бояться, который всегда поможет в нелегком труде, называемом учебой. Когда дети уже научились читать, начинаю работу по развитию скорости чтения.

                  Здесь использую следующие виды упражнений: 

1). Развитие бокового зрения (смотреть в одну точку, назвать предметы вокруг).

2). Чтение трудных слов вместе с детьми, сначала по слогам, потом целиком.

3). Хоровое чтение.

 4). Восстанови слова, доскажи словечко.

 5). «Мнимое слово» (учитель намеренно ошибается).

 6). «Игра в прятки» (учитель начинает читать с любого места, называя только страницу, дети должны найти).

7). Игра – прочитай фразу медленно, в нормальном темпе, как можно быстрее.

8). Чтение текстов, написанных разным шрифтом или разным цветом.

9). Поиск в тексте заданных слов.

10). Чтение с полосками. Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребенку ускорить темп чтения.

11). Перечитывание понравившихся эпизодов.

12). Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

13). На каждом уроке обязательно провожу звуковую или артикуляционную разминку.

14). Работа со скороговорками.

15). Найти в тексте нужную строку (это упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

16). За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

17). Найти вторую половину слова.

 18). Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, записанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, названное взрослым, в перечне?

19). Иногда пытаюсь заинтересовать детей отрывком из произведения, чтобы они нашли эту книгу в библиотеке и прочитали. Следует заметить, что упражнения должны быть каждодневными, только тогда они будут иметь эффект. Кроме того, параллельно веду работу над правильностью и выразительностью чтения.

      Правильность чтения – это чтение без искажений, то есть без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Выделяют несколько групп типичных ошибок, допускаемых учащимися:

 1. Искажение звуко-буквенного состава. Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; перестановка букв, слогов, слов; вставка произвольных элементов (замена одних букв, слогов, слов другими), недочитывание окончаний. Причины таких ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата, «чтение по догадке».

 2. Наличие повторов. Такие ошибки заключаются в повторении букв, слогов, слов, предложений. Причины связаны со стремлением ребенка удержать в памяти только что прочитанный компонент. 3. Нарушение норм литературного произношения.

            Это ошибки на ударение, орфографические (озвучивание в строгом соответствии с написанием), интонационные. Причины: незнание орфоэпических норм, лексического значения слова и т.д.  

       Для устранения ошибок при чтении использую следующие виды упражнений: 1). Речевая разминка, чтение трудных слов вместе, хором.

2). Восстанови слова (чтение слов с пропущенными буквами).

3). Игра «Доскажи словечко».

4). «Последний слог в слове за тобой». Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко… (- ни, - зы, - тик).

5). «Цепочка слогов». Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

6). «Пять слов». Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.

7). «Звук заблудился». Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который “заблудился” - попал не в своё слово. Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В моей копилке огромное количество игр, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы, анализировать её конфигурацию.

8). «Найди лишнюю букв»

9). «Полубуковка». Учитель показывает половину буквы. Дети называют букву.

10). «Не проморгай». Каждый ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква.

11). Восстановление деформированных предложений, текстов.

12). Чтение строчек наоборот по буквам, словами.

13). «Заколдованное слово». Дан текст, все слова читать как обычно, а подчеркнутые с каким-либо заданием. Выразительное чтение включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

       Осознание обучающимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыка выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Упражнения на повышение и понижение тона голоса: а) Упражнение «Прыжок» б) Упражнение «Поход» г) Работа над интонацией в повествовательном предложении. Если ребенок допускает много ошибок при чтении, не нужно торопить его с наращиванием темпа чтения. Сначала нужно отработать правильность, а затем постепенно развивать скорость. Особое значение на уроках литературного чтения следует уделять осознанному чтению, то есть пониманию прочитанного.

       В результате проделанной работы показатели качества обученности по чнению и развитию речи возросли (или стабильны) и находятся в оптимальной зоне.

Анализ качества знаний обучающихся, воспитанников 5в класса  по

чтению  и развитию  речи:

за 2 учебных года.

Чтение  и развитие  речи:

Учебный год

Всего обучающих-ся

в классе

Качество знаний

ОРО

Количество обучающих-ся, окончивших на «4» и «5»

%

Количество с «2»

%

2015-2016

5

2

40

-

100

2016-2017

5

2

40

-

100

2017-2018

5

2

40

-

100

                      Сравнительный анализ обученности и качества ЗУН обучающихся, воспитанников 5в класса на протяжении двух лет показал, что ОРО оставался стабильным – 100 %. В результате целенаправленной работы классного руководителя, к концу 2017-2018 учебного года уровень качества ЗУН обучающихся, воспитанников 5в класса  стабилен и находится в оптимальной зоне.

                                                     

Учитель:                  Рыбакова Т.А.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...

Рекомендации для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами"

Рекомендации, которые должен учитывать педагог на уроках трудового обучения....