ПК 4.1.
методическая разработка

Плешакова Алёна Владимировна
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование  учебного предмета «Русский язык»

3 класс

№ урока

Календарные сроки

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности учащихся

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

IV четверть

выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными; определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание; определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;  изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам; разбирать имена прилагательные по составу.
 
составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении. проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных); Наблюдают  за ролью имен прилагательных в речи.

Уточняют лексическое значение слов — имен прилагательных, в том числе прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов. Ставят вопросы к именам прилагательным в тексте. Выясняют зависимость имен прилагательных от имен существительных. Наблюдают за изменениями имен прилагательных по родам. Определяют род и число имен

прилагательных в составе предложения и текста. Подбирают имена прилагательные (в том числе синонимы и антонимы) к именам сущ-ным. Обосновывают целесообразность выбора имен прилагательных в предложении. Соотносят форму имени прилагательного с формой имени существительного.  Определяют синтаксическую функцию имен прилагательных (второстепенный член предложения — определение).  .

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности.

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников),

непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Познавательные: осознавать познавательную задачу,   находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ языкового материала по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки,  дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану. Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме.

Имя прилагательное, его значение, связь сименем существительным в предложении исловосочетании; изменение именприлагательных по родам и

числам; синтаксическая функция имениприлагательного —

роль второстепенного члена предложения (определение); правописание окончаний

имен прилагательных. Текст-описание; роль имен прилагательных в тексте-описании; научно-познавательный текст, его особенности.

Составляют предложения с именами прилагательными, в том числе по схемам. Отгадывают загадки, пишут текст загадок и отгадки к ним. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Анализируют тексты. Выясняют типы текстов (повествование или описание), озаглавливают их.

Составляют текст-описание.

Анализируют, корректируют и

оценивают созданный текст. Передают содержание

научно-познавательного текста по вопросам

131

05.04

Изменение прилагательных по числам.

132

06.04

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.

133

09.04

Изложение по вопросам научно-познавательного характера.

составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению.

134

10.04

Обобщение знаний об имени прилагательном.

-находить в именах прилагательных орфограммы на безударные гласные в окончаниях

135

11.04

Контрольный диктант №8  по теме « Имя прилагательное»

Контрольная работа

136

12.04

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

-находит ь в именах прилагательных орфограммы на безударные гласные в окончаниях.

ГЛАГОЛ. ( 25 Ч.)

137

13.04

Глагол, его роль в языке.

определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;

определять (устанавливать)глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;

различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук; различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?. характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам; Наблюдают за особенностями глагола как части речи. Определяют по вопросам и по значению глагол среди других частей речи. Уточняют лексическое значение слов-глаголов (многозначность, синонимы, антонимы). Наблюдают за изменениями глаголов по числам и временам. Определяют по вопросам и по значению формы числа и времени глаголов. Отличают форму настоящего времени от формы прошедшего времени по вопросу и суффиксу л в форме прошедшего времени. Узнают по вопросам неопределенную форму глагола. Изменяют глаголы по временам. Изменяют глаголы прошедшего времени по родам. Делают синтаксический разбор предложения, определяя роль глагола в предложении.

Подбирают однокоренные слова. Определяют наличие орфограмм на безударный гласный, парные глухие и звонкие согласные в корне, безударные родовые окончания глагола (в прош. времени). Отличают предлог от приставки. 

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки

зрения; считаться с мнением другого человека.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности.

Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

.                                                                                                              

Глагол как часть речи,

его значение, глагольные вопросы; неопределенная форма глагола; изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время

глаголов; изменение

глаголов по родам в

прошедшем времени;

изменение глаголов по

числам; роль глаголов

в предложении. Правописание отрицательной частицы не с

глаголами; правописание глаголов с приставками. Текст;

структурные части

текста-повествования; особенности текста-рассуждения.

Речевой этикет. Жанр

приглашение (письменное); структура текста-приглашения,

особенности языковых средств.

Диктант (79 слов)

с грамматическими

заданиями.

Пишут зрительно-слуховые диктанты. Передают

содержание текста-повествования по вопросам и по плану. Озаглавливают текст. Передают содержание текста-повествования с элементами рассуждения по вопросам, используя синонимы и антонимы. Распознают в тексте значения многозначных слов.

Знакомятся с текстом-рассуждением. Составляют

Текст-рассуждение по данному началу. Анализируют, корректируют и оценивают созданный текст. Анализируют текст по наличию в нем слов с изученными орфограммами.

Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Анализируют допущенные в диктанте ошибки. Оценивают собственный диктант. Составляют приглашение, используя изученные языковые средства (глаголы в определенных временных формах)

138

16.04

Роль глаголов в предложении.

139

17.04

Глаголы -синонимы и глаголы-антонимы.

140

18.04

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

141

19.04

Текст-рассуждение.

142

20.04

Изменение глагола по числам

143

23.04

Определение числа глаголов.

144

24.04

Изменение глаголов по числам.

145

25.04

Изложение.

Передают содержание прочитанного текста по плану. Составляют текст по картинке, по плану

146

26.04

Работа над ошибками. Понятие о временных формах глагола.

разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);

устанавливать (называть) начальную форму глагола;  разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);  определять форму числа, лица и времени глагола;
  
изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
  устанавливать по неопределённой форме  возможные для данного глагола формы времени;  грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;  использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола; подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу. Распознают отрицательную частицу не при глаголах.

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации.

 Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Познавательные: находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию; использовать её для решения учебно-познавательных задач;

147

27.04

Упражнение в определении времени глагола.

148

30.04

Неопределённая форма глагола.

149

02.05

Изменение глагола по временам.

150

03.05

Употребление глаголов прошедшего времени

151

04.05

Правописание глаголов с приставками

152

07.05

Правописание частицы не с глаголами.

Личностные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Регулятивные: находить незнакомые слова и определять их значение по словарю; умение делать простые выводы на основе анализа и выделения, работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям Коммуникативные: осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и речевых задач.

Познавательные: находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить  языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил

Регулятивные: осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы.

153

08.05

Обучающее изложение.

 Передавать содержание прочитанного текста по плану.

154

10.05

Работа над ошибками. Правописание частицы не с глаголами

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

155

11.05

Правописание глаголов с приставками

устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени.

156

14.05

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Контрольная работа

157

15.05

Работа над ошибками

анализировать допущенные ошибки

-подбирать к ним проверочные слова

-находить орфограммы на безударные гласные в окончаниях.

158

16.05

Правописание частицы не с глаголами

устанавливать (называть) начальную форму глагола; разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять); определять форму числа, лица и времени глагола; изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);

159

17.05

Правописание частицы не с глаголами

160

18.05

Понятие о временных формах глагола.

161

21.05

Обобщение и систематизация знаний о частях речи.

ПОВТОРЕНИЕ ( 9 Ч.)                    

162

22.05

Итоговый контрольный диктант

выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации, характеризовать значимые части слова  «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс») Сопоставляют разные языковые единицы: значимые части слова (морфемы), слова, словосочетания и предложения. Наблюдают и анализируют лексическое значение слов в текстах упражнений. Разбирают слова по составу. Подбирают однокоренные

слова. Различают слова разных частей речи. Списывают тексты из учебника. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте. Объясняют (обосновывают) написание безударныхгласных, парных глухих и звонких и непроизносимых согласных в корне, твердого и мягкого разделительных знаков (ь и ъ). Анализируют допущенные ошибки. Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложений.

Составляют предложения из данных слов. Вспоминают признаки текста: тематическое единство, основная мысль, структура, связность, заглавие. Передают содержание повествовательного текста, составляют тексты разных типов по картинке, по вопросам, по плану. Озаглавливают тексты

Личностные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией.

Регулятивные: Умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Регулятивные: высказывать предположение, искать информацию в учебнике, контролировать выполнение задания.

Познавательные:  использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове,  подборе проверочного слова; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ,  классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи,  делать  выводы, формулировать их

Словосочетание и предложение; виды предложений по цели

высказывания и по интонационной окраске.               Текст, его особенности; тема текста, основная мысль, типы текстов (повествование, описание, рассуждение).                                      Слово —основная единица языка, роль слова в предложении.             Состав слова; значимые части слова: основа, корень, приставка, суффикс, окончание.                             Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.

163

23.05

Работа над ошибками Правописание букв в корнях слов

164

24.05

Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.

165

25.05

Обобщение знаний о словах, предложениях.

166

28.05

Уточнение представлений учащихся об особенностях текста.

167

29.05

Изложение повествовательного текста

168

30.05

Правописание слов с приставками, с разделительным ь и ъ.

169

31.05

Части речи

170

31.05

Части речи



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

Структура рабочей программы

Наличие

(да, нет)

1. Титульный лист рабочей учебной программы (РУП)

- Полное наименование образовательного учреждения (по Уставу)

Да

- Где, когда, кем утверждена.

Нет

- Наименование учебного предмета

Да

- Указание на принадлежность РУП к ступени образования (начальная школа, или I ступень, или 1 – 4 классы).

Да

- Срок реализации учебной программы (с… по….. гг.)

Да

- Ссылка на примерную авторскую программу, на основе которой разработана данная РУП.

Да

2. Пояснительная записка (информация с 1 по 4 класс)

- Цели предмета

Да

- Задачи предмета

Да

- Технологии (формы уроков)

Да

- Внеурочная деятельность по предмету

Да

- Виды и формы промежуточного и итогового контроля

Да

3. Общая характеристик учебного предмета

-в соответствии с ФГОС НОО

Да

4. Описание места учебного предмета в учебном плане

- количество часов в год

Да

- Количество часов в неделю

Да

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета  

6. УУД освоения учебного предмета

Да

7. Содержание учебного предмета

Да

8. Требования к уровню подготовки.

Да

9. Тематическое планирование с определением основных видов УУД

Да

10. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Да

 

Вывод: Данная программа разработана на основе ФГОС НОО. Все структурные компоненты присутствуют и находятся в правильном расположении, кроме  где, когда и кем утверждена. Оформление рабочей программа соответствует требованиям к данному виду учебной документации.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                                                               «Основная общеобразовательная школа № 4» г. Коркино

            «Согласовано»

Руководитель МО                        ________ Янбахтова С.П.

Протокол № ___ от

«____»____________2018 г.

                 «Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ «ООШ № 4»                                             __________Казымова Н.И.

«____»____________2018 г.

              «Утверждено»

Директор МКОУ «ООШ № 4»

_____________ Гамова З.Г.

Приказ № ______                                        от  «___»__________2018  г.

ПРОГРАММА

КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЕ  ЧИТАТЕЛИ»

общеинтеллектуальное  направление

Рассмотрено на заседании педагогического совета школы

Протокол  № ____ от  «_____» __________ 2018 г.

2018 -2019 учебный год

     

Нормативно-правовая база.

         Федеральный уровень:

  1. Инструктивно-методическое письмо МинОбр науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651 « Об особенностях организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных образованиях
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).  Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной дея- тельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.N 30067)»
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организа-ции обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организа-ции обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования // http://fgosreestr.ru/

           Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2017 г. № 1213/7933/1 «О направлении методических рекомендаций по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ» www.ipk74.ru
  3. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

       Школьный уровень:

  1. Приказ об утверждении "Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МОУ "ООШ № 4" г. Коркино" от 28.08.2017 г. № 3.
  2. Приказ об утверждении «Рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализуемых в 2017-2018 учебном году" от 12.09.2017 г. №  5
  3. «Основная образовательная программа  начального общего образования МКОУ «ООШ №4» г.Коркино
  4. Учебный план МКОУ «ООШ № 4»  г. Коркино на 2018 - 2019 учебный год.

Пояснительная записка

   Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные читатели» разработана на основе Федерального государственного стандарта общего начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и планируемых результатов начального общего образования.

 Программа «Юные читатели» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели программы:

  • Создание  на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • Расширение  литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • Формирование  личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
  • Формирование  основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • Развитие  воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Преемственность программы с курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Методические принципы:

          В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.  

          В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:

  • Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
  • Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);
  • "раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
  • Чтение произведения по ролям;
  • Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);
  • Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.

        Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:

  • Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.
  • Тексты разнообразны по содержанию.
  • Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время.
  • Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.

Основные методы обучения:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Мини-сочинения
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point

Место программы в учебном плане:

  • Программа рассчитана на детей 7-11 лет  на 4 года обучения. В 1классе - 66 часов, во 2-4 классах по 68 часов. Общая продолжительность обучения составляет 270 часов.  
  • Занятия проводятся в течение учебного года два раза в неделю 35 минут (в 1-2 классах) и 40 минут в 3-4 классах.

Содержание программы

История книги. Библиотеки.        

Сказки народов мира

Система библиотечного  обслуживания: запись в библиотеку абонемент и читальный нал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работал: ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

Волшебные сказки (народные и литературные).

Сравнение сказок с загадками. Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей

 Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом - составление выставки книг.

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Дети — герои книг

Книги о детях

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчик книг.

Книги о детях войны

Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Газеты  и журналы для детей

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги...»

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Ценностные ориентиры

Содержание программы  создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

В результате освоения программы формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовавши:

—        осознавать значимость чтения для личного развития;

—        формировать потребность в систематическом чтении;

—        использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

—        уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

—        пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

—        уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

—        уметь самостоятельно работать с новым произведением;

—        уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

—      уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

—        прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию  из аппарата книги;

—        отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

—        составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

—        участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

—        оценивать поведение героев с точки зрения морали,  формировать свою этическую позицию;

—        высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

—        участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

—      соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.

Универсальные учебные действия:

—        заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

—        писать отзыв о книге или героях книги;

—        пользоваться библиографическим справочником;

—        рассматривать и читать детские газеты и журналы;

—        находить нужную информацию в газетах и журналах;

—        готовить материал для классной и школьной газеты;

—        пользоваться электронными газетами и журналами.

Диагностические средства

        Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1.Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения

Тематическое планирование

1 класс

Тема

Кол-во часов

1-2

Где живут книги? Знакомство со школьной библиотекой.

2 ч

3-4

В гости к алфавиту.

2 ч

5-6

Устное народное творчество. Игры, песенки .

2 ч

7-8

Устное народное творчество. Загадки.

2 ч

9-10

Устное народное творчество. Веселые скороговорки, считалки.

2 ч

11-12

Устное народное творчество. Сказки

2 ч

13-14

Поляна сказок «Репка»

2 ч

15-16

Сказки о животных.

2 ч

17-18

Групповая творческая работа. Герои сказок в рисунках.

2 ч

19-20

Сказки народов мира. Украинская сказка «Колосок»

2 ч

21-22

Белорусская сказка «Легкий хлеб»

2 ч

23-24

Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине»

2 ч

25-26

Братья Гримм «Золотой гусь»

2 ч

27-28

Шарль Перро «Спящая красавица»

2 ч

29-30

«Здравствуй, гостья Зима»

2 ч

31-32

Стихи о зиме

2 ч

33-34

Творческий проект- праздник «Говорящая азбука»

2 ч

35-36

Рассказы о природе.

2 ч

37-38

Ребятам о зверятах.

2 ч

39-40

Мой любимый питомец. Составление текста-описания.

2 ч

41-42

«Наша армия родная»- произведения о защитниках Отечества

2 ч

43-44

Моя любимая игрушка. Составление текста-описания

2 ч

45-46

Стихи о любимой мамочке.

2 ч

47-48

Стихи о детях. А.Л. Барто.

2 ч

49-50

Конкурс чтецов.

2 ч

51-52

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова

2 ч

53-54

И снова в сказку... Читаем сказки К.И.Чуковского

2 ч

55-56

Рассказы о детях.

2 ч

57-58

Стихи С.Я. Маршака..

2 ч

59-60

Чтение рассказов о героях

2 ч

61-62

Викторина «Любимые произведения»

2 ч

63-64

Викторина «По дорогам сказок»

2 ч

65-66

Итоговое занятие в библиотеке. Летнее чтение

2 ч

ИТОГО:

66 часов

2 класс

Тема

Кол-во часов

1-2

Самые интересные книги, прочитанные летом.

2 ч

3-4

Русские народные сказки

2 ч

5-6

Сказки А. С. Пушкина

2 ч

7-8

Сказки русских писателей

2 ч

9-10

Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, Д. К. Ушинского

2 ч

11-12

Стихи русских поэтов об осени

2 ч

13-14

Рассказы о животных В. Бианки, Чарушина

2 ч

15-16

«Все наоборот» Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов.

2 ч

17-18

Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто,                        С. Михалкова

2 ч

19-20

Сказки и стихи         К. Чуковского

2 ч

21-22

Рассказы и сказки  Н. Носова

2 ч

23-24

Стихи русских поэтов о зиме

2 ч

25-26

Современные детские журналы

2 ч

27-28

«Что? Где? Когда?» энциклопедии и справочники

2 ч

29-30

Комиксы

2 ч

31-32

Все-все-все Алана Милна

2 ч

33-34

Творчество     Э. Успенского

2 ч

35-36

Творчество       Г. Остера

2 ч

37-38

Рассказы   В. Драгунского

2 ч

39-40

Сказки разных народов

2 ч

41-42

Зарубежный фольклор

2 ч

43-44

Богатырские сказки

2 ч

45-46

Твои защитники

2 ч

47-48

Стихи о весне

2 ч

49-50

Мама - главное слово

2 ч

51-52

Литературные сказки зарубежных писателей.                  Сказки Ш. Перо

2 ч

53-54

Сказки Г. Х. Андерсена

2 ч

55-56

Сказки братьев Гримм

2 ч

57-58

Забавные сказки     Р. Киплинга

2 ч

59-60

Д. Родари «Приключения Чипполино.»

2 ч

61-62

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

2 ч

63-64

Обобщающий урок по литературным сказкам.

2 ч

65-66

Сочинение «Моя любимая книга».

2 ч

67-68

Обобщающий урок. Читательская конференция.

2 ч

ИТОГО:

68 часов

3 класс

п\п

Тема

Кол-во часов

1-2

Книги, прочитанные летом

2 ч

3

Из чего состоит книга

1 ч

4

Книги-сборники былин и легенд

1 ч

5

Сказки бытовые, волшебные, о животных

1 ч

6

Наш кинозал. Просмотр мультфильма «Сивка-бурка»

1 ч

7

Волшебный мир сказок А.С.Пушкина

1 ч

8

Наш кинозал. Мультфильм «Сказка о золотом петушке»

1 ч

9

История басни. Басни Эзопа и И.Крылова

1 ч

10

Герои басен И. А. Крылова. Инсценирование басен

1 ч

11

Книги-сборники. Урок поэзии

1 ч

12

Стихотворения русских поэтов Ф.Тютчева, А. Фета, А. Майкова

1 ч

13

Книги Л. Н. Толстого для детей

1 ч

14

Л. Н. Толстой – обработчик русских народных сказок

1 ч

15

Рассказы о животных.Книги В. Чаплиной

1 ч

16

Книги В. Чаплиной

1 ч

17-18

Рассказы о животных Н. Сладкова, В. Бианки, Э.Шима

2 ч

19-20

 Книги-сборники произведений о детях

2 ч

21-22

 Рассказы о животных А.И. Куприна

2 ч

23

Каталог. Каталожная карточка

1 ч

24

«Литературная карусель» - викторина по прочитанным книгам

1 ч

25

Библиотечный час «День неизвестного солдата»

1 ч

26

С. А. Алексеев «Сто рассказов о войне»

1 ч

27

Устный журнал «День героев России»

1 ч

28

Сборник «50 подвигов героев-южноуральцев»

1 ч

29-30

Волшебный мир сказок

2 ч

31

Библиотечный час «Как встречают Новый год в разных странах»

1 ч

32

Урок-утренник «Здравствуй, Новый год!»

1 ч

33-34

Рождественские чтения. Л. Чарская «Роза Христа»

2 ч

35-36

Э.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

2 ч

37-38

Наш кинозал. Мультфильм «Щелкунчик»

2 ч

39-40

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

2 ч

41-42

Г. Ильина «Четвертая высота»

2 ч

43-44

Поэтический конкурс «О мужестве, о доблести, о славе»

2 ч

45-46

Л. Воронкова «Девочка из города»

2 ч

47-48

Наш кинозал  «Девочка из города»

2 ч

49-50

Рассказы А. П. Гайдара

2 ч

51-52

А. Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена»

2 ч

53-54

Урок-праздник «Всё наоборот»

2 ч

55-56

Мой Урал. Стихотворения уральских поэтов

2 ч

57-58

Мифы, легенды, предания об Урале

2 ч

59-60

П. Бажов. «Уральские сказы»

2 ч

61-62

Произведения А. Митяева «Письмо с фронта», «Подвиг солдата».

2 ч

63-64

Устный журнал «Дети - герои Великой Отечественной войны».

2 ч

65-66

«Папа, мама, я –читающая семья».  

2 ч

67

Любимые книги – любимые писатели

1 ч

68

«О чём мы будем читать летом?»

1 ч

ВСЕГО:

68 часов

4 класс

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1-2

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку

2 ч

3

Книга. Типы книг. Справочный аппарат книги.

1 ч

4

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

1 ч

5

Книги. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

1 ч

6

Героические песни о героях России. Песня-слава.

1 ч

7-8

Книга-сборник С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах».

2 ч

9-10

Мифы народов мира. Книги-сборники.

2 ч

11-12

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии

2 ч

13-14

О чём рассказывают журналы?

2 ч

15-16

«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях

2 ч

17-18

«Из истории нашей Родины». События и люди, оставшиеся в памяти народа на века.

2 ч

19-20

Мир детства в рассказах А. П. Чехова

2 ч

21- 22

Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?

2 ч

23 - 24

«В путь, друзья!» Путешествия и путешественники, настоящие и вымышленные

2 ч

25-26

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Книги о путешествиях и путешественниках

2 ч

27 - 28

«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей

2 ч

29-30

«Творцы книг»  Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает.

2 ч

31-31

«От благодарных читателей»

2 ч

33-34

Мир сказок: сказки народные и авторские.

2 ч

35-36

Книги со сказками русских писателей-классиков.

2 ч

37-38

Сказка сказок П.Ершова «Конек-Горбунок»

2 ч

39-40

Литературные сказки зарубежных писателей (братья Гримм, Г.Х.Андерсен и др.)

2 ч

41-42

«Вильгельм Телль». Средневековая швейцарская легенда.

2 ч

43-44

Д.Родари. «Сказки по телефону», «Эти бедные привидения», «Джельсомино в стране лгунов»

2 ч

45-46

Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

2 ч

47-48

Современные писатели – детям. Л.Гераскина.  «В стране невыученных уроков», «Волшебное происшествие».

2 ч

49-50

«Идущий впереди!» Книги А.Гайдара

2 ч

51-52

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара

2 ч

53-54

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

2 ч

55-56

Мой Урал. Стихотворения уральских поэтов

2 ч

57-58

Мифы, легенды, предания об Урале

2 ч

59-60

П. Бажов. «Уральские сказы»

2 ч

61-62

В мире фантазий. К.Булычев «Путешествие Алисы».

2 ч

63-64

Е. Велтистов. «Миллион и один день каникул».

2 ч

65-66

Читательская конференция «Зачем нужны книги  в компьютерный век?»

2 ч

67-68

Викторина «По страницам любимых книг». 

2 ч

ИТОГО:

68 часов

Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Средства обучения:

  • печатные пособия (электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, справочники и т.д.);
  • аудиовизуальные (классическая музыка, презентации, образовательные видеофильмы, мультимедийные игры, тренажеры и т.п.);
  • наглядные пособия (таблицы, плакаты и т.п.);
  • учебные приборы (альбом, линейка и т.д.).

Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор

Учебные и методические пособия:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная  программа внеурочной деятельности «В мире книг» Л. А. Ефросинина М: Вента – Граф,2013
  3. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального  общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  4. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  5. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.

 Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1.        Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school- coHection.edu.ru

2.        КМ-школа - образовательная среда для комплексной информатизации школы. - Режим доступа : http://www.km-school.ru

3.        Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4.        Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : http://nsc.lseptem ber. ru/urok

5.        Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

6.        Начальная школа - детям, родителям, учителям. - Режим доступа : http:www.Nachalka.com

7.        Детские презентации : коллекция. - Режим доступа : http:www.viku.rdf.ru

8.        Архив учебных программ и презентаций. - Режим доступа: http:www.rusedu.ru

9.        Международная ассоциация «Развивающее обучение». - Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru

10.        Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки. - Режим доступа : http://www. skazochki.narod.ru/index_flash.html

11.        Интернет-ресурсы учителю начальной школы. - Режим доступа : http://www.int-edu.ni