ПК 4.4
материал

Дорошенко Мария Ивановна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, курсовых, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitnoe_slova.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Представляю вашему вниманию курсовую работу на тему «Методика организаций наблюдений на уроках окружающего мира как важнейшего источника знаний». Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и наблюдение является для естественных дисциплин обязательным. Актуальность использования метода наблюдения на уроках окружающего мира при изучении природы обусловлена не только эффективным запоминанием учебного материала, но и тем, что внимание младших школьников акцентируется на возможности их личного участия в охране природы.

Учеными, такими как Л.И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности и увидеть взаимосвязи между компонентами природы.

На основании проблемы нами была сформулирована тема курсовой: « Методика организаций наблюдений на уроках окружающего мира как важнейшего источника знаний».

Задачи исследования заключаются в следующем:

Нам нужно было проанализировать литературу по данной теме.

Определить особенности понятия «наблюдения».

Исследовать методику формирования знаний у младших школьников с помощью метода наблюдений.

Методы теоретического исследования, используемые в работе вы можете увидеть на слайде.

В первом параграфе мы изучили историческую справку о развитии понятия наблюдение.Наблюдение как важнейший метод познания природы маленькими детьми находит свое признание с древних времен. Еще в XVIIвеке по достоинству оценил наблюдения великий чешский педагог Я. Коменский: «…источником знаний о природе является наблюдение. Начало познания должно всегда начинаться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в обучениях, поэтому и уменье необходимо воспринимать не словесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их».

Во втором параграфе мы изучили общую характеристику понятия «наблюдение». Изучая общую характеристику понятия «наблюдение» мы столкнулись с несколькими определениями этого понятия, в каждом словаре написано по-разному, например, педагогический энциклопедический словарь дает такую формулировку этого понятия:

Наблюдение — целенаправленное восприятия; одно из средств обучения. Цель наблюдения — накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Наблюдение предусматривает умение группировать факты, свойства и явления, подмечать в них свойства и различие, классифицировать их и, если возможно, определять в естественных условиях зависимость хода процесса или явления о тех или иных условий.

В третьем параграфе мы изучили виды наблюдений.  Способы наблюдений бывают: по контакту – опосредованные(косвенные) и непосредственные(контактные). По условиям деятельности – полевые(естественные) и лабораторные(экспериментальные). По характеру взаимодействия с объектом – открытые и скрытые «инкогнито». По целям – случайные и целенаправленные. По упорядоченности деятельности – сплошные (во времени) и выборочные, произвольные и структурированные. По фиксации результатов –констатирующие и оценивающие.

В четвертом параграфе мы изучили наблюдение как метод формирования знаний об окружающем мире. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка школьного возраста.

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного и школьного возраста.

. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: "Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь".

Таким образом, наблюдение должно присутствовать повсеместно, должно развиваться, изучаться и применяться на постоянной основе, особенно педагогами, работающими в системе начального школьного образования.

Наблюдение – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний. Наблюдение развивает у детей мышление, память, внимания, речь, воображение и наблюдательность, воспитывает любовь к природе, а также воспитывает детей как личность.

Исследование этого метода в ряде дисциплин (в частности географии, биологии, экологии и др.), открывает перед учеником возможность стать маленьким исследователем, возможность самому делать «научные открытия». Учитель лишь поправляет и корректирует этот процесс.

Поэтому метод наблюдения является одним из ведущих методов познания окружающей действительности мира.

Во второй главе мы изучили методику организации наблюдения на уроках окружающего мира как важнейшего источника знаний . И в параграфе 2.1 выяснили характеристику программы с позиции темы исследования эта программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В параграфе 2.2 мы рассматривали наблюдение как метод формирования знаний об окружающем мире. Для успешного достижения поставленной  цели учитель продумывает и  использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

В параграфе 2.3 мы рассматривали экскурсию как эффективную форму использования метода наблюдения при формировании знаний у младших школьников и выяснили, что Большое значение имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек, помогают выбрать линию поведения.

В параграфе 2.4 мы рассматривали методику работы с дневниками наблюдений .В «Дневнике наблюдений» на каждый месяц даны рисунки одного и того же пейзажа, на которых учащиеся должны отметить сезонные изменения, характерные для данного месяца. Такая работа тренирует наблюдательность детей, особенно если учитель предлагает им сравнить изображенную местность со своей.

Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что эффективность использования метода наблюдения при формировании знаний у учащихся на уроках окружающего мира очень высока. Наблюдение стало одним из традиционным педагогических методов. Это тот «золотой ключик» к решению очень многих задач, стоящих перед современным учителям.  Именно наблюдения, на мой взгляд, в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об окружающей среде, так как наблюдение делает «видимыми» невидимые связи природы, где можно увидеть намного больше, чем нам кажется.

В выпускной квалификационной работы мы планируем продолжить исследование данной проблемы и разработать учебно-методический комплекс для наблюдение на уроках окружающего мира.