«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»
статья

Актуальность:

В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».

Важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников.

Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Проведенные исследования показали актуальность формирования у учащихся навыков самоорганизации учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему

«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

учитель начальных классов

Зекирьяева Зарема Асановна

Актуальность:

В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».

Важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников.

Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Проведенные исследования показали актуальность формирования у учащихся навыков самоорганизации учебной деятельности.

Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:

  • умение определять цель учебного задания;
  • умение планировать учебное задание;
  • умение целесообразно выполнять учебное задание;
  • умение контролировать ход и результаты учебного задания;
  • умение оценивать ход и результаты учебного задания.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.

Основная из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в

познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

  1. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
  2. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации). Здесь, как пример, работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
  3. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации).

Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.

Самостоятельные работы учащихся направлены на решение специальных дидактических задач: одни – на отыскание знаний, другие – на осмысление их, на упрочение умений и навыков, а могут быть работы, рассчитанные на применение знаний, использование их в новых условиях, на оперирование знаниями и с целью практического их применения, и для приобретения новых умений.

Существенная особенность самостоятельной работы – активная мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определёнными мотивами. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, - важная предпосылка успешности обучения.

Мотивы учебной деятельности разнообразны – от стремления получить хорошую оценку, вызвать уважение товарищей, одобрение старших до осмысления полезности приобретаемых знаний и умений, важности применения их на практике, возникновения интереса к предмету, к познанию.

Самостоятельные работы могут проводиться как в письменной, так и в

устной форме. Например, если третьеклассник плохо читает, не

воспринимает предъявляемую ему задачу, придётся учить его вдумываться в

смысл задания, тренировать в пересказе того, что нужно сделать, в расчленении задания на составные части. Если уровень подготовки разных учащихся значительно различается, важно обеспечить дифференцированную работу по индивидуальным заданиям. Для создания ситуации естественного речевого общения в условиях небольшого коллектива можно приучить детей обращаться друг к другу в начале работы или после ее завершения с вопросами: «Какую задачу ты будешь решать?», «Как ты будешь действовать?», «В какой последовательности будешь выполнять действия?», «Для чего полезно выполнять эту задачу?».

Учитель определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует учащихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникших трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирует и оценивает результаты каждой работы.

Виды воспроизводящих самостоятельных работ могут быть различными:

  • самостоятельное чтение учебника или других источников, нахождение ответов на вопросы учителя;
  • наглядное оформление изучаемого в виде плана, примеров, таблиц, схем;
  • наблюдения и опыты над материалом в соответствии с определенным заданием;
  • упражнения в подведении фактов языка под изучаемые понятия и правила;
  • составление программы действий по применению правила;
  • изложение материала в соответствии с различными вариантами заданий (развернутое, сжатое, выборочное);
  • рецензирование устного или письменного ответа товарища.

Важно соразмерно и целесообразно сочетать воспроизводящие и творческие самостоятельные работы.

В своей работе учитель использует приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников. К приемам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе можно отнести ситуации, в которых ученик:

  • защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
  • задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;
  • помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
  • выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
  • ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
  • выбирает задания из поисковых и творческих задач;
  • осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.

Важно, что повышению эффективности способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.

Вывод:

Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей.

Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно задаться целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самоорганизации, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам.

И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование

высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

Доклад "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."

Наша цель:Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и по...

«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

laquo;Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье сформулирована приоритетная цель школьного образования в свете ФГОС нового поколения, дана классификация УУД....

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Тема самообразования: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.Цель: способствовать формированию УУД через внедрение ра...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Современное начальное общее образование находится в условиях модернизации и обновления: изменились его приоритеты, цели, ценности, обновляется содержание. От ценностей формирования знаний и предметных...