ПК 4.4.
материал

Марцениус Елена Константиновна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика межличностных взаимоотношений детей младшего школьного возраста:

(выступление на «Педагогических чтениях», на основе реферата)

Проблема межличностных отношений остается актуальной уже на протяжении многих лет. В психологической науке изучением вопроса межличностных отношений занимались такие выдающиеся ученые, как В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин, А.В. Петровский, а изучением специфики общения и межличностных отношений в детском возрасте — такие психологи, как Л.И. Божович, В.В. Абраменкова, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова.

В отечественной психологии развитие младшего школьника рассматривается, прежде всего, во взаимосвязи с социальной ситуацией развития [2,3,5,9,10]. Как известно, межличностные отношения в младшем школьном возрасте развиваются в трёх направлениях: в школьном коллективе между детьми; в школе между учителем и младшим школьником; в семье между ребенком и родителями. Остановимся на рассмотрении особенностей межличностных отношений младших школьников со сверстниками.

Теоретический анализ научной литературы приводит к пониманию понятия межличностных отношений младших школьников со сверстниками как  особой системы субъективно переживаемых связей между детьми, проявляющихся в совместной деятельности и общении. С момента включения ребенка в школьный коллектив начинают развиваться межличностные отношения со сверстниками и в своем развитии проходят несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. [5]

Как известно, в структуре ученического коллектива складываются три основных типа отношений: формально деловые отношения взаимной зависимости, возникающие в процессе разнообразной совместной деятельности; неформальные межличностные отношения взаимной заинтересованности; межличностные отношения избирательного характера, складывающиеся на почве взаимной симпатии, общих интересов.[6]

Необходимо отметить, что общение младших школьников со сверстникамисущественно меняется в течение всего возрастного этапа. Так, исследователи отмечают изменения в содержании, потребностях, мотивах и средствах общения, которые могут происходить плавно и постепенно, а возможны переломные проявления и качественные сдвиги. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка.

Младшие школьники начинают явно предпочитать общество других детей взрослому. Второй перелом внешне выражен менее четко, так как связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и эмоционально глубоких отношений между детьми. [10]

В своих трудах Л.И. Божович описывает изменяющийся  характер взаимоотношений между детьми. Товарищеские взаимоотношения у первоклассников завязываются на основе внешних обстоятельств, то есть дети дружат по принципу близости контактов: сидят за одной парте, живут на одной улице. Более тесные отношения между школьниками складываются в процессе совместной деятельности, например,  на учебных занятий или в процессе коллективной игры [2]. Но как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими, эмоционально крепкими, так как возникают определенные требования к личным качествам товарища.  Также Л.И. Божович подчеркивает, что первоначально оценка личностных качеств товарища строится на основе оценки учителя, которая отражает результативность и успешность ребенка к выполнению своих школьных обязанностей. Но с развитием личности происходит и перестройки личностного отношения к товарищам. Теперь в основание оценки своего товарища входит само отношение школьника к своему товарищу. Ближе к подростковому возрасту начинают завязываться близкие отношения, переходящие в подлинную дружбу, которая строится на общности интересов и увлечений, на почве эмоциональных переживай, мыслей и духовных ценностях.[2]

М.И.Лисина, понимая под общением взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, выделяет три функции общения: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга. Она подчеркивает необходимость общения детей со сверстниками, которое способствует раскрытию детьми своего творческого, самобытного начала. [3]

Е.О. Смирнова выделила несколько значимых для общения детей особенностей: разнообразие коммуникативных действийв чрезвычайно широком их диапазоне; яркая эмоциональная насыщенность общения, нестандартность и нерегламентированность контактов детей при общении, а также преобладание инициативных действий над ответными. [7]

Экспериментальные данные В.В. Абраменковой показали, что приблизительно до 8-летнего возраста мальчики оказываются в проявлении межличностных отношений в группе сверстников более гуманными, чем девочки в группе сверстниц. Мальчики и девочки по-разному оказываются чувствительны к определенным аспектам совместной деятельности. При этом девочки всех возрастов обнаруживают большую вариабельность в этих проявлениях по сравнению с мальчиками. [1]

Полагаясь на многоуровневую и многохарактерную оценку реальной исторической ситуации, социо-культурной среды, в которой сегодня развивается младший школьник, Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что взаимоотношения взрослого и ребенка носят сложный и многоплановый характер, наблюдается отстранение взрослых от детей. Это обусловлено тем, что у взрослых не выработано объективное отношение к детям как к субъектам отношений. Отстраненность родителей формирует в детях чувство одиночества и замкнутость, что оказывает негативное влияние на построение межличностных отношений со сверстниками. [8]

Значимым фактором при формировании межличностных отношений со сверстниками для современных детей является национальная принадлежность. Еще недавно учащиеся российский школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности, они хотели бы учиться, играть, дружить. Согласно Д.И. Фельдштейну, в  последние годы картина изменилась: уже 69 % 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальность. [9]

Следует отметить, что современные исследования в области межличностных отношений и процессов общения в детском возрасте указывают на несформированность у младших школьников коммуникативных навыков и умениями межличностного взаимодействия, прежде всего, со сверстниками. Так, Д.И.Фельдштейн отмечает недостаточную социальную компетентность детей младшего школьного возраста, беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.  В своих работах он проводит анализ тенденций и специфики развития детства в сложившейся исторической ситуации, роли взрослых (родителей и педагогов) в развитии детей, обозначая задачи дальнейших научных исследований, определяя актуальные проблемы системы образования и общества в целом по созданию условий формирования «ценностной базы растущих людей», указывая на необходимость разработки основ психолого-педагогического воспитания личностных особенностей подрастающего поколения. [9]

Анализируя вышеизложенное, следует, отметь, что формирование и развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте обусловлено не только особенностями возрастных изменений, но и социокультурными предпосылками. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие индивидуальное развитие детей как субъектов межличностных отношений, предполагают разработку и реализацию развивающих программ, мероприятий, создание социально-психологического климата в группе младших школьников. [10]


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Марцениус Елена Константиновна

«Сборник диагностических методик по внеурочной детальности»

Сборник защищен

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_____________

Преподавание в начальных классах

«   » ____________201__ года

Курс: 3, группа: 33

Проверил: Колотухина Я.А

Челябинск, 2018


I БЛОК

Анализ общего состояния внеурочной деятельности


Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

Цель: Выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Оборудование: Ручка, бланк с вопросами.
Ход проведения: Анкеты в напечатанном виде раздаются всем обучающимся и учитель просит их отметить все подходящие ответы.

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.

Анкета (для ребенка):

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень  ;  - нравится;  - не нравится;

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;  - бывает по-разному;   - иду с радостью;

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
  • не знаю;   - остался (осталась) бы дома;   - пошёл (пошла) бы в школу;
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;  - бывает по-разному;   - нравится;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел (а) бы;  - не хотел (а) бы;   - не знаю;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;    - не хотел (а) бы;    - хотел (а) бы;

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;   - редко;    - не рассказываю;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;   - хотел (а) бы;     - не хотел  (а) бы;

  1. У тебя в классе много друзей?

-  мало;   - много;   - нет друзей;

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;    - не очень;   - не нравятся.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации:

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Уровни школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

  1. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

  1. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными  сторонами.

Такие обучающиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя обучающимися, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  1. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

  1. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях обучающиеся могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

1

2

3

4

5

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%


Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: Выявить нравственные представления обучающегося.

Оборудование: Ручка, бланк с вопросами.

Ход проведения: Анкеты в напечатанном виде раздаются всем обучающимся, и учитель просит их отметить все подходящие ответы.

Инструкция: Опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

Анкета (для детей)

1) Тебе нравиться, когда тебя уважают твои одноклассники?

А Нравиться

Б Не очень нравиться

В Не нравиться

2) Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3) Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4) Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5) Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А Нет

Б Иногда

В Да

6) Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7) Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8) Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

Обработка результатов:

За ответ (А) – 2 балла

За ответ (Б) – 1 балл

За ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов):такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов):школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.


II БЛОК

Эффективность внеурочной деятельности


Интеллектуальные способности:

Методика "Исключение лишнего"

Цель: Изучение способности к обобщению.

Оборудование: Листок с двенадцатью рядами слов, ручка.

Ход проведения: Обучающийся читает ряд слов, находит и обводит такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Инструкция: Прочитай ряды слов. В каждом ряду найди и обведи то слово, которое по твоему мнению лишнее, и рядом напиши почему.

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 
3. Собака, лошадь, корова, лось. 
4. Стол, стул, пол, кровать. 
5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 
6. Очки, глаза, нос, уши. 
7. Трактор, комбайн, машина, сани. 
8. Москва, Киев, Волга, Минск. 
9. Шум, свист, гром, град. 
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 
11. Береза, сосна, дуб, роза. 
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин. 

Обработка результатов:

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). Ключ к оценке результатов

Высокий уровень

Хороший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями

5-6 рядов с двумя, а остальные с одним

7-12 рядов с одним родовым понятием

1-6 рядов с одним родовым понятием


Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Цель: Исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений
Оборудование: Тест с заданиями, ручка.

Ход проведения: Обучающимся выдается листок, на котором написано пять слов строчку. Строки пронумерованы в алфавитном порядке. Обучающийся должны найти одно лишнее слово и вычеркнуть его.

Инструкция: «У вас на партах лежит листочек. На нем в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить, т.е вычеркнуть».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 
б) Река, озеро, море, мост, болото. 
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. 
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. 
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 

Правильные ответы:
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва 
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров 
з) лебедь
и) число
к) вкусный 

Обработка результатов: Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если обучающийся правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».


Творческие способности:

Тест-игра «Геометрический человек»

Цель: отражение восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа.

Оборудование: Листок бумаги, ручка.

Ход проведения: Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.

Инструкция: «Нарисуйте фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше чем 10, необходимо дорисовать недостающие.

Обработка результатов: Баллы в зависимости от количества фигур проставляются от 0 до 10, где 10 баллов означает, что у младшего школьника отлично развито отражение восприятия линейного контура и способность к «достраиванию» линейных образов, а 0 означает, что эти навыки не развиты совсем. Также можно высчитать процент их развитости (10-100%; 0-0%).


Тест-задание «Дорисуй»

Цель: Выявление уровня творческого мышления.

Оборудование: Листок с кляксами, рука.

Ход проведения: Обучающийся выдается листок с нарисованными на нем кляксами. После просмотра, обучающийся должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной.

Инструкция: «На столе перед вами лежит листочек с нарисованными на нем кляксами. Когда вы перевернете его перевернете и рассмотрите кляксы, вы должны будете увидеть какой-то определенный образ в этих кляксах, то есть то, на что они похожи, что они вам напоминают. Когда вы найдете такой образ, то вам нужно будет дорисовать его ручкой, добавив к нему какие-то элементы (руки, глаза и тд).

Обработка результатов:

Оценка 3 (высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.

Оценка 2 (средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.).

Оценка 1 (низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.


Сплочение детского коллектива:

Диагностическая методика «Урок физкультуры»:

Цель: Определение степени самооценки каждого обучающегося, его включенности в жизнь коллектива 

Оборудование: Листок бумаги, цветные карандаши.

Ход проведения: На листе бумаги обучающиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого обучающегося в коллективе.

Инструкция: «Представьте, что вы находитесь на уроке физкультуры. Вас попросили выстроиться в одну шеренгу, но не как обычно по росту, а так, чтобы вы оказались рядом с тем, с кем дружите. Таким образом в вашей шеренге ближе к вам будут ваши друзья, а дальше всех те, с кем вы общаетесь меньше. Представили? А теперь возьмите в руки цветные карандаши и нарисуйте на листочке вашу получившуюся шеренгу. Только никто друг к другу не подглядывает».

Обработка результатов: Проанализировав рисунки детей, классный руководитель сможет получить картину: меньше всего включены в жизнь класса те дети, которые в большинстве случаев оказываются в конце шеренге (и наоборот с хорошо включенными в жизнь класса детьми), заниженная самооценка будет у тех детей, которые не нарисовали себя среди класса (и противоположно с теми детьми, у кого завышенная самооценка).


Диагностическая методика «Пьедестал»

Цель: Выявление взаимоотношений учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определение нравственной стороны взаимоотношений учащихся.

Оборудование: Листок бумаги, карандаш.

Ход проведения: На листе бумаги изображен пьедестал из пяти ступенек. На пьедестал возводят только тех ребят, кто по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса. Обучающийся имеет право оставить одну ступеньку и для себя.

Инструкция: «На столе перед вами лежит листочек с нарисованным на нем пьедесталом. На этом пьедестале всего 5 ступенек.  Весь класс туда не поместится, так что на каждую ступеньку вы нарисуете 1 человека, кого по вашему мнению значим для вашего класса. Вы можете нарисовать всех 5 людей, а можете и 4, оставив одну ступеньку для себя»

Обработка результатов: После интерпретации всех рисунок, классный руководитель видит к каким детям обучающиеся привязаны в большей степень, кого они уважают и считают лидерами.


Диагностическая методика «Аукцион»

Цель: Выявление уровня сплоченности детского коллектива.

Оборудование: Листок со словами, ручка.

Ход проведения: Обучающимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс.

Инструкция: «У вас на партах лежат листочки с различными словами. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно прочитать все слова, а выбрать те выбрать и обвести только те, которые по вашему мнению описывает ваш класс».

Обработка результатов: Если обучающиеся выбирают слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что учителю есть над чем работать с детским коллективом, а если с положительной, то это означает, что классный руководитель гармонично организует жизнь внутри класса.


III БЛОК

Продуктивность внеурочной деятельности

(смотри II блок)


IV БЛОК

Удовлетворенность участников внеурочной деятельности, ее организацией и результатами


Анкета для педагогов

«Удовлетворённость организацией и результатами внеурочной деятельности»

Цель: Выявление уровня удовлетворенности педагогами организацией внеурочной деятельности в школе.

Оборудование: Лист с анкетой, ручка.

Ход проведения: Педагогам выдаются листы с анкетой. Их задача состоит в том, чтобы оценить от 0 до 10 наличие школьных ресурсов, предоставленных им для ведения внеурочной деятельности, а также удовлетворенность результатами проведения внеурочной деятельности.

Инструкция:

«Уважаемые педагоги, оцените по шкале от 0 до 10 (где 10, это отличное состояние, а 0 – отсутствие оборудования) имеющиеся у вас ресурсы для организации и проведения вами внеурочной деятельности, а также свою удовлетворенность ее результатами».

Обработка результатов:

При обработке результатов используется цифровая шкала:

  • 10-9 – ресурсы предоставлены и имеют отличное состояние.
  • 8-7 – ресурсы предоставлены и имеют хорошее состояние.
  • 6-5 – ресурсы предоставлены в удовлетворительном состоянии.
  • 4-3 – ресурсы предоставлены в непригодном для эксплуатации состоянии.
  • 2-1 – ресурсы не были предоставлены.

Анкета

«Оцените по 10-бальной шкале имеющиеся у вас ресурсы для организации внеурочной деятельности и вашу удовлетворенность ее результатами».

Информационные  

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

Программно-методические                                  

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

Материально-технические                                  

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

Удовлетворённость результатами                      

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

                                               

Спасибо за оценку!


Анкета для обучающегося

«Определение эмоционального отношения обучающегося к внеурочным занятиям»

Цель: Выявление уровня эмоционального отношения обучающегося к внеурочной деятельности.

Оборудование: Лист с анкетой, ручка.

Ход проведения: Обучающемуся выдаются анкеты, содержащие вопросы и цветные прямоугольники (жёлтого, красного, синего, зелёного, фиолетового, коричневого, чёрного, серого цветов), для выбора ответа. Его задача состоит в том, чтобы поставить галочку в подходящий под его мнение цветной прямоугольник.

Инструкция: «У вас на столах лежат листочки. На них вы видите таблицу, 1 колонка которой содержит вопрос, а вторая несколько прямоугольников разных цветов. Вам надо прочитать вопрос и поставить галочку в прямоугольник того цвета, который вы считаете наиболее подходящим».

1. Подумай хорошо и реши, на какой из цветов прямоугольников больше всего похоже твоё настроение, когда ты занимаешься на кружке? В нужном квадрате поставь галочку.

желтый

красный

синий

зеленый

фиолетовый

коричневый

черный

серый

        

2. Подумай хорошо и реши, на какой из цветов прямоугольников больше всего похоже твоё настроение в школе в тот день, когда будет занятие кружка, другое внеурочное мероприятие?

желтый

красный

синий

зеленый

фиолетовый

коричневый

черный

серый

3. Подумай хорошо и реши, на какой из цветов прямоугольников больше всего похоже твоё настроение в школе, когда не бывает внеурочных занятий?

желтый

красный

синий

зеленый

фиолетовый

коричневый

черный

серый

Обработка результатов:

  • При выборе синего, зелёного, красного, жёлтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.
  • При выборе чёрного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.
  • При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошённость, ощущение ненужности.
  • При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.)
  • При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребёнка».


Анкета для родителей

«Удовлетворённость организацией и результатами внеурочной деятельности»

Цель: Выявить уровень удовлетворенности родителей организацией и результатами внеурочной деятельности.
Оборудование: Лист с анкетой, ручка.

Ход проведения: Родителям выдается анкета с рядом открытых вопросов по поводу организации внеурочной деятельности и реакции их ребенка на ее проведение.

Инструкция: «Уважаемые родителя, прочитайте вопросы, которые представлены на ваших анкетах. Они касаются реакции вашего ребенка на проведение у него внеурочной деятельности. После вопросов Вам специально отведена строчка (или несколько) для ответа на каждый вопрос. Вам нужно вписать его ручкой в эту строчку».

Обработка результатов: В ходе обработки результатов по каждому вопросу создается определенная таблица с именами обучающихся и ответами их родителей. После создания всех 7 таблиц классному руководителю будет представлена полная картина занятости и увлечения обучающихся

Анкета:

1.        Какие кружки, другие дополнительные занятия (исследования, практикумы, экскурсии, диспуты, соревнования, общественно-полезная практика) регулярно посещает ваш ребёнок в школе в течение учебного года?

____________________________________________________________________________

2.        Какие кружки ещё были бы важны и полезны для вашего ребёнка?

____________________________________________________________________________

3.        Охотно ли он делится своими впечатлениями о занятиях: чем занимался, что было интересного, что нового узнал?

____________________________________________________________________________

4.        Показывает ли свои поделки, другие результаты деятельности?

____________________________________________________________________________

5.        В каком настроении приходит ребёнок после занятий?

____________________________________________________________________________

6.        Чему научился ваш ребёнок, какие знания, навыки приобрёл на занятиях?

____________________________________________________________________________

7.        Оцените по 10-бальной шкале (обведите цифру):

•        Преимущественное настроение ребёнка после занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

•        Достижения ребёнка во внеурочной деятельности за год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Закончите предложения:

«Когда мой сын (моя дочь) возвращается из школы после занятия кружка или другого внеурочного занятия, то он (она)…..»

____________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: