ПК 4.5.
материал

Марцениус Елена Константиновна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования:

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпиады для начальной школы:

Слайд 2

«Львёнок »: «Львёнок» — это всероссийский метапредметный интеллектуальный конкурс (дистанционная олимпиада) для учащихся начальной школы. Участники выполнят качественные иллюстрированные задания, смогут проявить себя в любом из увлекательных туров, получат заполненные электронные сертификаты и дипломы. Заявки на участие детей в дистанционной олимпиаде принимаются только от педагогов. Стоимость участия — 60 рублей. http://www.kitendo.ru/events/leo/

Слайд 3

«Кенгуру» «Кенгуру», — это массовый международный математический конкурс-игра под девизом «Математика для всех». Главная цель конкурса — привлечь как можно больше ребят к решению математических задач, показать каждому школьнику, что обдумывание задачи может быть делом живым, увлекательным, и даже веселым! Российский оргкомитет конкурса «Кенгуру» проводит: в декабре: MATHS-старт «Кенгуру для всех-всех-всех» (знакомство с «Кенгуру» для взрослых и детей!) в январе: тестирование «Кенгуру — выпускникам» (4, 9, 11 классы) в марте: международный конкурс «КЕНГУРУ» (2–10 классы) в апреле: MATHS-старт «По следам Кенгуру» (знакомство с «Кенгуру» для взрослых и детей!) https://mathkang.ru/

Слайд 4

«Русский медвежонок» Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех" . Ежегодно она привлекает более 2 миллионов участников из России и десятков зарубежных стран Причины популярности "Русского медвежонка" те же, что и у его "старшего брата" - международного конкурса "Кенгуру - математика для всех". Игра проводится прямо в школах, не требует от учителя особых усилий, а задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только "одаренным", но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). http://www.rm.kirov.ru/

Слайд 5

Российский конкурс по истории мировой культуры «Золотое Руно» Конкурс «Золотое Руно» проводится с 2003 года и ориентирован на учащихся интересующихся вопросами истории мировой художественной культуры. Ежегодно выбирается новая тема конкурса, а семейный формат конкурса позволяет участникам и их родителям получить новые знания и сформировать свое собственное представление по предложенной теме. runodog.ru

Слайд 6

« British Bulldog » British Bulldog — всероссийский конкурс по английскому языку. К участию приглашаются все школьники, без какого-либо предварительного отбора. Задания делятся по нескольким возрастным группам: 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы. Участникам предлагается ответить на 60 вопросов (в каждом — 4 варианта ответа), а также пройти аудирование . Письменная часть расчитана на 75 минут. Задания проверяют уровень знания грамматики, лексики, понимание речи. https://russian-kenguru.ru/konkursy/british-bulldog

Слайд 7

«Кит»: Конкурс «Кит» — самый популярный конкурс в России по информатике среди школьников. Начиная с 2008 года, игровой конкурс собирает порядка 300 000 школьников ежегодно, в нём участвуют жители РФ, а также 4 стран Европы и Азии. Конкурс проводится в формате тестов, и делится по классам: 1, 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11. В каждом из 30 заданий предлагается 5 вариантов ответа, из который необходимо выделить единственный верный. На выполнение тестовых заданий отводится один час. https://russian-kenguru.ru/konkursy/kit



Предварительный просмотр:

Класс

-Добрый день, ребята. Мы рады приветствовать вас в Дисей Ленде. И сегодня вы сможете посетить его главные достопримечательности. На каждой станции вас будет сопровождать какой-либо знаменитый герой. Также на каждой станции вам будут предложены интересные задания. Удачного всем пути!

Дети «садятся в паровозик» и «едут» на первую станцию

1 Станция – Мейн Стрит, США

Герой –Дональд Дак

Д.Д: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дональд Дак. У меня есть костюм моряка, а также 3 племянника Билли, Вилли и Дилли и сегодня я расскажу вам о Мен Стрит и США.

Этот квартал напоминает по атмосфере американский городок начала XX века. На улице повсеместно можно встретить трамваи на конной тяге, полицейский тюремный фургон и другой транспорт того времени. Путь всех маршрутов лежит между Городской площадью и Центральной площадью, которую ещё называют сердцем Диснейленда. В вечернее время на Мейн Стрит можно наблюдать освещённую тысячей фонариков мостовую, а на Таун Сквер в позднее время начинается Электрический парад с участием профессиональных музыкантов и актёров. Советуем посмотреть на эту феерию от начала и до конца!

Д.Д: Это все, что я могу рассказать об этой станции. Но чтобы отправиться дальше, вам нужно сделать 1 фотографию в стиле 20 века. Хорошо, удачи.

2 Станция – Фронтир Лэнд

Герой – Скрудж МакДак

С.М: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Скрудж МакДак. У меня много денег и я очень богат. А также 3 племянника Билли, Вилли и Дилли и сегодня я расскажу вам о Фронтир Лэнд.

Это парк с стиле Дикого Запада в девятнадцатом веке. Попав сюда через бревенчатые ворота форта Комсток, у родника Большой Громовой горы вы увидите Американские горки. Здесь вагонетки несутся по усыпанному камнями и костями животных каньону. Вокруг горы протекает река, по которой можно погулять на пароходах «Марк Твен» и «Молли Браун» под музыкальное сопровождение и созерцание американских ландшафтов. Есть здесь самый устрашающий аттракцион, Дом с привидениями. Не забудьте изучить остроумные надгробные надписи.

С.М: Это все, что я могу рассказать об этой станции. Но чтобы отправиться дальше, вам нужно сказать мне 3 способа легко заработать деньги.

3 Станция- Adventureland

Герой: Минни Маус.

М.М: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Минни Маус. У меня есть розовое платье и друг, которого зовут Мики. И сегодня я вам расскажу о парке Adventureland.

Это парк в пиратском стиле. Пиратский корабль находится в центре интереса мальчиков. Наиболее популярные аттракционы Страны приключений: Indiana Jones and the Temple of Peril (Индиана Джонс и Храм опасности), Adventure Isle (Остров приключений), и Pirates of the Caribbean. Последний аттракцион побудил медиаконцерн Walt Disney Studios к созданию известной кинотрилогии «Пираты Карибского моря»; некоторые сюжеты были позаимствованы у аттракциона.

М.М: Это все, что я могу рассказать об этой станции. Но чтобы отправиться дальше, вам нужно выполнить одно мое задание. Посмотрите на экран, там вы видите изображение пирата. В парах вам нужно будет задать вопросы о внешнем виде пирата, как в примере:

Ч1: Этот пират имеет шляпу?

Ч2: Да, имеет.

4 Станция – Fantasyland

Герой: Абу

А: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Абу и у меня есть лучший друг, которого зовут Аладин. И сегодня я вам расскажу о парке Fantasyland (Страна фантазии)

Аттракционы являются сюжетами популярных сказок. Наиболее известен замок Спящей красавицы в центре парка. Под замком находится пещера дракона La Taniere du Dragon. Аттракцион Peter Pan’s Flight (полёт Питера Пэна) представляет собой фуникулёр, на котором можно полететь над крышами Лондона. Здесь также находится лабиринт Алисы Alice’s Curious Labyrinth. It’s a small world —

А: Это все, что я могу рассказать об этой станции. Но чтобы отправиться дальше, вам нужно показать, как обезьяна прыгает за бананом. Удачи.

5 станция – Discoveryland

Герой: Cruella de Vil

КД: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Cruella de Vil и я дизайнер. Еще я люблю далматинцев. И сегодня я вам расскажу парке Discoveryland (Страна открытий)

В Стране открытий посетители имеют возможность увидеть фиктивное будущее Жюля Верна. С самого открытия парка в 1992 году эта часть Диснейленда была сознательно создана в стиле будущего с точки зрения фантастов XIX века. В центре Страны открытий расположены американские горки Space Mountain, которые к своему десятилетию (в 2005 году) были обновлены и несколько изменены. Теперь аттракцион носит название Space Mountain: Mission 2. Также с 2005 года напротив аттракциона существует шоу The Legend of the Lion King (Легенда Короля-льва), представляющее собой 30-минутный мюзикл. Другие аттракционы в Стране открытий: Buzz Lightyear Laser Blast (интерактивный Dark Ride), Star Tours (симулятор полётов), Orbitron (карусель с ракетами) и Autopia (картинговая трасса с бензиновыми транспортными средствами). "Space Mountain Mission 2" — совершенно безбашенный аттракцион и по некоторым данным именно благодаря этому он же является самым популярным в парижском Диснейленде. Суть проста, вас сажают в тележку, ставят тележку под углом в 32 градуса и катапультируют в пространство с ускорением примерно 14 метров в секунду. В момент старта человек сидящий в тележке испытывает перегрузку около 1.3G на протяжении 1.8 секунды. Далее следует 34 секунды болтанки по всем возможным направлениям на скорости доходящей до 70 км/ч и удачное приземление обратно на землю. Тут, как ни странно, фастпасс сработал, ждали своей очереди только около 10 минут.

КД: _____ Удачи.

Класс

-Я вижу вы все успешно прошли станции и узнали много нового и интересного о Дисней Ленде. Скажите, какие аттракционы вы там видели?

А сейчас соотнесите описание героя с его фотографией. На этом наше путешествие подошло к концу. До новых встреч.


Вопросы

занимательной викторины по английскому языку

для учащихся 1 - 4 классов «This magic world of Disney»

  1. I am a duck. I love money and I am very rich. My name is …
  1. Scrooge McDuck
  2. Donald Duck

  1. I am Mickey Mouse’s friend. I’m a she-mouse. My name is …
  1. Minnie
  2. Daisy

  1. I am a monkey. My best friend is Aladdin. My name is …
  1. Abu
  2. Jafar

  1.  I am a designer. I love Dalmatians for their fur. My name is …
  1. Cruella de Vil
  2. Queen of Hearts



Предварительный просмотр:

Исследование межличностных отношений в современной зарубежной и отечественной психологии:

(выступление на основе курсовой работы: «формирование опыта взаимоотношений младших школьников посредством разрешения межличностных конфликтов в игровых ситуациях»)

Исследование межличностных отношений в современной зарубежной и отечественной психологии. В психологии «отношения» обычно рассматривают в двух ипостасях: во-первых, как «связь, зависимость», а значит - как взаимоотношения, общение (т.е. отношение с ...) и, во-вторых, как «мнение, оценка» и, значит, как социальная установка, ценностная ориентация (т.е. отношение к ...). Например, для В.Н. Мясищева отношение - «целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». [8;c.511]

Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений личности с другими людьми формируют её систему внутренних отношений к миру. А для С.Л. Рубинштейна отношение - это, прежде всего, «родовое свойство человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому». «Отношение к другому человеку, к людям составляет очевидную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям... Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений с другими людьми, составляет ядро подлинной жизненной психологии».

Отношение к другим генетически является более ранней формой, нежели отношение к себе и, по мнению Рубинштейна, у ребёнка проявляется как осознание других прежде самого себя. [10; c.361] Указывая на нечёткость самого понятия «отношения» и на не разработанность путей и методов его изучения, Л.И. Божович также усматривала субъективный и объективный аспекты этого понятия, подчёркивая, что только через изучение отношений самого ребёнка к действительности и, в первую очередь к общественной действительности, лежит путь к изучению его личности. [3; c.108]

Я.Л. Коломинский ввёл в оборот педагогической психологии понятие «личные взаимоотношения», которые понимаются как личностно значимое образное, эмоциональное, интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. [5; c.61]

Межличностные отношения возникают в процессе совместной деятельности, и образуются они на основе предметно заданных взаимодействий, а со временем приобретают относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловленными содержанием совместной деятельности, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают воздействие на её процесс и результаты. В. Абраменкова раскрывает многомерный характер отношений в детской группе, считая, что отношения имеют уровневую организацию функционально-ролевых, эмоционально- оценочных и личностно-смысловых связей между детьми [1; c.205]

Функционально-ролевые отношения представлены в виде ролей, норм, ценностей, присущих данной культуре. Эти отношения являются тем материалом, на основе которого происходит процесс социализации ребёнка. Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной культуры сферах социальной жизнедеятельности детей: трудовой (в формах самообслуживания), учебной и игровой.

Эмоционально-оценочные отношения проявляются в эмоциональных предпочтениях - симпатии и антипатии, дружбе, привязанности. Этот тип отношений появляется в онтогенезе довольно рано. Главная функция - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности. Если сверстник следует этим нормам, то он оценивается позитивно, если отходит от них, то возникают жалобы взрослому, направляемые желанием ребёнка подтвердить норму.

Формирование личностно-смысловых отношений обусловлено преобразованием в ходе совместной деятельности социальной позиции ребёнка. Это отношения, при которых мотив одного субъекта приобретает для общающегося и действующего с ним другого субъекта личностный смысл «значение-для-меня». [1; c.200]

Отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешнее проявление. Оно может существовать и проявляться без каких-либо коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней, душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и т.д.). Поэтому отношение можно считать более широкой категорией, чем общение. В тоже время, в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, т.е. в общении.

Отношения можно рассматривать как мотивационную основу общения и взаимодействия людей. [2; c.106] Новый этап развития взаимоотношений начинается с поступлением ребёнка в школу. Особый интерес представляют взаимоотношения первоклассников. Как говорилось выше, в школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми (по сравнению с дошкольным возрастом). Здесь впервые у ребёнка появляется обязательная общественно значимая деятельность - учебная, в связи с которой между детьми возникает система деловых отношений. Структура этих отношений задаётся извне, педагогом.

Для личных взаимоотношений в школе возможности ограничены, ученики могут свободно общаться в основном лишь на переменах. И личные, и деловые взаимоотношения зарождаются одновременно в первые дни пребывания ребёнка в школе. Когда учительница знакомит первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, то этим она создаёт базу и для отношений «ответственной зависимости», и для личных отношений между одноклассниками.

В начале пребывания в школе дети настолько ошеломлены, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут ответить на вопрос: «С кем ты сидел за партой?» Характерно, что первоклассники вначале даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществляется через педагога. Если, например, кто-нибудь забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдаёт её товарищу сам. Он передает ручку учительнице, которая и передаёт её ученику. Этот пример свидетельствует о том, что первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Постепенно дети приучаются помогать друг другу, вступают в непосредственные контакты. Постепенно оно начинают всё больше осознавать частью какого-то целого. Итак, две системы отношений - деловых и личных - развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами.

Система личных отношений, возникающая на базе личных симпатий привязанностей детей, не имеет, конечно, никакого официального оформления. Её структура складывается изнутри, стихийно. Ученики, занимающие наиболее благоприятное место в системе личных взаимоотношений, это дети, обладающие общительным, ровным характером, хорошими способностями, богатой фантазией и инициативой. Большинство из них хорошо учатся.

Девочки обладают привлекательной внешностью. Прежде всего, особенность их личности - хорошие способности. Не все эти ребята отличники. Среди них есть и просто хорошие ученики, и троечники. Более того, многие не всегда добросовестно относятся к учению. Однако среди них нет ни одного малоспособного, таким образом, хорошие способности - один из важнейших факторов, обеспечивающих ученику благоприятное положение в системе личных взаимоотношений. Хорошие способности - необходимый, но не достаточный фактор для того, чтобы ученик занял благоприятное место. [4;с. 305]

Анализ материалов, собранных об учениках, занимающих неблагоприятное место в системе межличностных отношений, показывает, что наиболее распространенная черта этих детей - неуживчивость. Она проявляется в драчливости, вспыльчивости, грубости, упрямстве. Эти качества характера затрудняют общение с одноклассниками и делают ученика, обладающего ими, несимпатичным. Многие из учеников этой группы лживы, неопрятны, неряшливы, у них более низкий, чем у большинства одноклассников, уровень общего развития. Немногие из них стремятся к уединению. Отдельные ученики этой группы имеют хорошие способности, хорошо учатся, но отрицательные черты принижают их место в системе межличностных отношений. Особый интерес имеют данные о возрастных сочетаниях этих качеств.

В 1 классе, для детей, занимающих высокое положение, наиболее важными оказались красивая внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться своими вещами, сладостями. На втором месте в этом возрасте - успехи в учении, а также качества, характеризующие отношения со сверстниками. На третьем месте для мальчиков - физическая сила. Для «непринятых» одноклассниками наиболее характерны непричастность к классному коллективу, неопрятность, плохая учёба и поведение, непостоянство в дружбе, нарушение дисциплины, плаксивость. Вообще говоря, первоклассники оценивают своих сверстников в основном за те их качества, которые ярко проявляются внешне, ну и конечно, за те, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

В 4 классе «формула приемлемости» несколько меняется, хотя и здесь на первом месте стоит общественная активность и красивая внешность, но содержание этих признаков уже иное, особенно первого. Дети уже здесь ценят товарища не просто за то, что учитель поручил ему общественную работу, как это было в 1 классе, а за действительные организационные способности и общественную активность. Несколько неожиданным для третьеклассников может показаться значение игровых качеств ребёнка, которые так высоко ценились в детском саду, а в 1 классе были начисто оттеснены учителем.

Показатели же, связанные с учением, отходят на второй план. Значимыми для детей этого возраста являются и некоторые качества личности: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Для «не принятых» четвероклассников характерна общественная пассивность, о которой дети судят по тому, что одноклассник никогда не избирается в актив класса. [17; электронный источник]



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ в области начального образования

  1. Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  2. Зачем ежу яблоко?
  3. Крокодиловы слезы
  4. Кролики
  5. Кто живет у нас в лесу?
  6. Кто как приспосабливается к окружающему мир?
  7. Почему извергаются вулканы?
  8. Почему морская вода соленая?
  9. Почему появляются водопады?
  10. Почему у елки колкие иголки?
  11. Разноцветные моря
  12. Снежные исследования
  13. Семь чудес света
  14. Семь чудес России
  15. Мое любимое число
  16. От сложения до деления
  17. Приемы быстрого счета
  18. Про число ноль
  19. Рифма в рекламе
  20. Что значит «здоровый человек»



Предварительный просмотр:

Конкурсы исследовательских работ младших школьников

1.Всероссийский конкурс исследовательских работ для учащихся 1- 4 классов «Свет познания – весна 2019».

Учебные предметы: математика, русский язык, литературное чтение, музыка

https://open-hands.ru/svet-poznaniya        

2. Всероссийский дистанционный конкурс «Моя исследовательская работа 2018» для учащихся 1-4 классов.

Направление: по выбору учащихся

http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota-2018 

3. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки» для учащихся 1-4 классов.

Направление: по выбору учащихся

 http://pedakademy.ru/?page_id=119 

4. Дистанционный конкурс  научно- исследовательских работ «Блестящая идея» для учащихся 1-4 классов

Учебные предметы: математика, русский язык, литературное чтение, изо

http://konkursgrad.ru/выберите-конкурсы/конкурс-блестящая-идея 

5. Всероссийский дистанционный конкурс “Исследовательские работы и проекты”  Таланты России для учащихся 1-4 классов.

Направление: – Теоретическая – изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, фильмах и т.д.;

– Связанная с практикой – проведение собственных экспериментов и наблюдений за людьми, живой и не живой природой;

– Фантастическая – разработка, придумывание, описание несуществующих, фантастических явлений и объектов.

http://dk-talant.ru/?p=101 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Марцениус Елена Константиновна

УРАЛ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА

ПРОЕКТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс: 3, группа: 33

Руководитель: Сачкова Т.А

преподаватель МДК (окружающий мир) 01.09. Теоретические основы обучения в начальных классах

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1.1. История возникновения и развития Урала

4

1.2. Распространение революционных идей на Урале

5

1.3. «Святой подвиг страны народной»

6

1.3.1 Башкирские полки

8

1.4. «Уральский арсенал победы»

9

1.5.  «И вечной памятью 1812 года»

10

1.6. «Челябинск в Отечественной войне 1812 года»

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        

13


ВВЕДЕНИЕ:

Отечественная война вызвала небывалый патриотический подъем. С Урала на войну ушло более 40 тыс. казаков, башкирских конников, солдат регулярной армии. Екатеринбургский, Пермский, Уфимский и Тобольский полки приняли участие в Бородинском сражении. Именно здесь большое мужество и упорство проявил Оренбургский драгунский полк, прикрывавший батарею Раевского.

Денежные пожертвования по Уралу составили более 1 млн руб. Горожане Ирбита передали на формирование Костромского полка 5500 руб., служащие Екатеринбурга за счет добровольных взносов представили 10 пушек с лафетами, башкирские кантоны пожертвовали в пользу армии 500 тыс. руб.

Отличились уральцы и в Бородинском сражении. Уфимский пехотный полк, сформированный из жителей Уфы, Челябинска и Троицка, вел бой на батарее Раевского. Когда французам удалось ворваться на батарею и возникла угроза прорыва фронта в центре русских войск, генерал Ермолов повел в атаку 3-й батальон Уфимского полка и оренбургских драгун. Враг потерял более 3 тыс. человек, а генерал Бонами был взят в плен. Многие уральцы были награждены за этот бой, а батальонное знамя находится сейчас в Зале славы Эрмитажа.

Французский генерал Марбо в своих мемуарах отмечал смелость и храбрость башкир. В знаменитой «Битве народов» в 1813 г. под Лейпцигом, как писал он, среди подкреплений, прибывших к русской армии, было много татар и башкир, вооруженных только луками со стрелами. За это французские солдаты прозвали их «северными амурами». Они наступали «бесчисленными толпами, и так как они двигались без всякого построения, и никакая дорога их не затрудняла, то они носились вокруг французских войск точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было трудно».


1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УРАЛА:

История Урала уходит корнями в седую древность. Его первые обитатели около 300 тысяч лет назад оставили свой след на каменных скрижалях сурового края. Мировую известность получило древнейшее пещерное искусство, близкое по своим сюжетам к западноевропейским святилищам, что наводит на мысль об общности культурных процессов от Атлантики до Урала в эпоху палеолита.

Начиная со II тыс. до н.э. Урал становится одним из ведущих очагов металлургического производства Северной Азии. По водным артериям его южно-таежной зоны шел путь престижной торговли бронзовыми изделиями от Байкала до Крито-микенского мира. С развитием металлургии было связано становление на Юге Урала протогородской цивилизации древних индоариев.

В I тыс. н. э., эпоху Великого переселения народов, с востока по уральским степям прокатилась волна кочевников, которая выплеснулась в Восточную Европу и едва не захлестнула Западную. В середине II тыс. н. э. через Урал прошли полчища монголов, которые, как и их предшественники, заметно повлияли на формирование коренных народов Уральского региона. В конце XI в. по соболиному следу на земли загадочной Югры пришли русские, которые и освоили этот край, утвердили здесь Российскую государственность. Постепенно, усилиями многих поколений уральцев произошел переход от промыслового и аграрного освоения к индустриальному. В XVIII — первой половине XIX в. на Урале создается крупнейшая горно-металлургическая база, знаменитое «горное царство» Демидовых. Это был «золотой век» уральской металлургии, когда она приобрела мировую известность.

В XX в. Урал превратился в мощный бастион оборонной индустрии страны. Он сыграл крупную роль в двух мировых войнах, особенно во второй, когда поставил для нужд фронта подавляющее количество отечественных вооружений и тем самым способствовал победе не только в Великой Отечественной войне, но и перелому в ходе второй мировой войны в целом. В годы холодной войны на Урале создается надежный ракетноядерный щит России, который позволил выстоять в ядерном противостоянии с Соединенными Штатами Америки и их союзниками. Именно здесь впервые были пущены и производили основную часть атомной продукции сверхсекретные предприятия СССР.

Значение Урала в истории России далеко не исчерпывается результатами материального производства. Он внес весомый вклад в духовную культуру Родины. Достаточно назвать имена выдающегося администратора и историка В. Н. Татищева, писателей Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова, ученых-академиков А. П. Карпинского, И. П. Бардина, В. С. Вонсовского, Г. А. Месяца и многих других, чтобы убедиться в этом.

История распорядилась так, что на пороге третьего тысячелетия, несмотря на заметно истощившиеся природные ресурсы, Урал продолжает играть важную роль в судьбе Отечества.

1.2 РАПРОСТРАНЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ НА УРАЛЕ:

Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый патриотический подъем. Помимо того, что колоссальное количество людей уходило на войну добровольцами, собирало пожертвования и т.д, патриотизм порождал на заводах техническое новаторство. Мастеровой Егор Плохов, например, на Шайтанском заводе изобрел машину для полировки снарядов. На Нижнеисетском заводе мастеровой Зотин «сделал из железа 3-фунтового калибра пушку» гораздо дешевле чугунной. Мастеровой предлагал делать «разборные» пушки, т. е. такие, которые можно частями переносить по горным и болотистым местам, «не требуя лошадей». Однако управитель завода открытиям Зотина не дал хода, не допустил его к «апробованию» пушки и даже лишил денежного жалованья.

Возвращаясь с победой, участники войны видели те же крепостнические порядки. На Урале, как и в других районах страны, Отечественная война явилась толчком к нарастанию освободительного движения. Еще в конце XVIII в. в Оренбурге, где размещался крупный военный гарнизон, возникло масонское общество. В 1821 г. его возглавил Петр Михайлович Кудряшов — военный чиновник, выходец из солдатской семьи, автор ряда работ по этнографии, фольклору и истории Башкирии, поэт, переводчик. Масонское общество стало перерастать в революционное.

Устав общества, автором которого был П. М. Кудряшов, намечал «изменение монархического правления в России и применение лучшего рода правления к выгодам и свойствам народа для составления истинного его благополучия». В дополнявшей устав инструкции говорилось, что общество создано для «произведения политического переворота в крае сем». После переворота было намечено объявить: «1) Россию свободною; 2) уменьшение годов службы нижних чинов и удвоение их жалованья; 3) освобождение крестьян помещичьих; 4) прощение налогов и недоимок государственных; 5) избавление нижних чинов от телесного наказания». Два пункта программы из пяти непосредственно касались положения солдат — главной силы предполагавшегося восстания. Разработанный план выступления во многом был близок действиям Черниговского полка. Предполагалось арестовать военного губернатора, выпустить прокламацию к населению, двинуться вооруженной силой к Казанской губернии, привлекая по пути жителей на свою сторону, отправить гонцов на Оренбургскую пограничную линию и к Уральскому казачьему войску «для присоединения их к обществу». Организация установила связь с политическими ссыльными и солдатами-семеновцами, служившими в различных воинских частях. Члены этого общества оказались на ряде важных постов в органах управления краем: в штабе Оренбургского корпуса, канцелярии генерал-губернатора, полиции. Была сделана попытка распространить свое влияние на другие города. Под суд были отданы только восемь человек, остальные, в том числе П. М. Кудряшов, были освобождены. Оказавшиеся под судом были приговорены к различным срокам каторги или разжалованы в солдаты и определены в Кавказский корпус.

1.3 «СВЯТОЙ ПОДВИГ БРАНИ НАРОДНОЙ»:

На западной границе, во время нападения Французских войск, стояли казачьи полки наших земляков - уральцев, Екатеринбургский пехотный полк генерал-майора Гурьялова, Пермский и Уфимский полки, сформированные из крестьян, мещан, мастеровых и торговцев из Челябинска, Уфы, Троицка; Башкирский, Тептярский, Ставропольский (с Урала), Калмыцкий и другие полки. Они приняли первый удар врага. 1-й тептярский полк майора Темерова, героически сдерживал натиск противника, с первых дней вел ожесточенные бои, сжигал арсеналы, мосты и давал возможность отойти главным силам армии Кутузова. Затем полк влился в партизанский отряд Дениса Давыдова.

Корпус генерала-казака М. И. Платова в Отечественную войну 1812 года со своими казаками: донцами, уральцами - взял в плен 10 генералов, 1000 офицеров, 38572 солдата. В его корпусе были оренбургские казаки, 1-й тептярский полк майора Темерова, Калмыцкий капитана Диомидия и Ставропольский, 2-й тептярский, 3-й Оренбургский и другие полки, 1-й Башкирский майора Лачина, 4 башкирских полка с Урала. Уже 27 июня 1812 года отряды Платова у местечка Мир наголову разбили 3 полка польских улан. В этих боях и под Гродно башкирские воины- казаки, вооруженные пиками, саблями, пистолетами, с арканами у пояса, поражали врага в стремительных атаках, в том числе и стрелами с большой пробивной силой, часто даже всадника вместе с конем.

Атаманом уральских казачьих полков был атаман Оренбургского казачьего войска полковник В. А. Углицкий. Ему принадлежала инициатива в организации башкирских полков. Оренбургские, башкирские, тептярские казачьи полки были и в резерве Кутузова. На территории Оренбургской губернии, куда входила нынешняя Челябинская область, были сформированы полки, входившие в состав действующей армии: Екатеринбургский и Рыльский пехотные полки 23-й пехотной дивизии 4-го пехотного корпуса генерала А. И. Остермана-Толстого, Оренбургский драгунский полк, Уфимский пехотный полк, 1 – 5-й полки Уральского казачьего войска, 1-3-й и Атаманский полки Оренбургского казачьего войска, 20 башкирских полков, 1-й и 2-й Мещеряцкие (мишарские) полки, 1-й и 2-й Тептярские полки, Ставропольский калмыцкий полк.

В Бородинском сражении, в самом центре событий, были наши земляки - отважные воины Уфимского пехотного полка генерала А. П. Ермолова (начальника штаба Кутузова), оренбургские драгуны, воины- башкиры, тептяри и калмыки, казаки из ближних к Челябинску станиц и оренбургских степей, челябинцы и троичане. Батальонное знамя Уфимского пехотного полка, сформированного из жителей Челябинска, Уфы и Троицка, хранится ныне в зале воинской славы Государственного Эрмитажа. Участником Бородинской битвы был и челябинский казак Симеон Маркевич, шашка которого стала экспонатом Бородинского музея.

Воины-уральцы участвовали в битвах под Смоленском, Можайском, Малоярославцем, Гданьском, Лейпцигом и Парижем, получили офицерские звания и ордена, многие заслужили медаль «За взятие Парижа».

В Отечественной войне 1812 года казаки Челябинской округи были в составе 3-го Оренбургского полка. В 3-м Оренбургском линейном батальоне сражались казаки крепости Магнитной. Личным конвоем Михаила Кутузова была 1-я сотня 2-го Оренбургского полка, набранная из причелябинских казачьих станиц.

1.3.1 БАШКИРСКИЕ ПОЛКИ:

Известно об участии башкирского полка во главе с Мухамет-Кулуем Кучуковым в Отечественной войне 1812 года. Всего в войне 1812 года участвовало 28 пятисотенных башкирских полков. А башкирское население Южного Урала выделило для армии 4139 лошадей. Французы прозвали башкирских воинов «северными амурами» за их отличный от других внешний вид и вооружение. Башкирская конница, кроме пик и кривых сабель, была вооружена луками и колчанами со стрелами почти метровой длины. Башкирский воин на лошади, на всем скаку, выпускал по врагу 30-40 стрел с довольно большой пробивной силой, быстро выхватывая их из колчана. Башкирские воины носили красные суконные кафтаны, обшитые позументами, на головах у них были остроконечные шапки, опушенные мехом. Среди конников выделялись витязи: покрытые сверх кафтанов кольчугами, в железных шлемах. Во время заграничного похода в составе русской армии в Германии, в городе Веймер, с башкирскими воинами встретился великий немецкий поэт Гѐте, которому башкиры подарили лук со стрелами.

Девять башкирских полков вошли в Париж. Под Лейпцигом отличились 1-й, 4-й, 5-й, 9-й и 14-й Башкирские полки. В памяти башкирского народа война 1812 года сохранилась в народных песнях «Баик», «Кутузов», «Эскадрон», «Любизар». Последняя песня основана на подлинном факте, когда главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов благодарил башкирских воинов за проявленную в бою храбрость словами: «любезники, молодцы». Имеются данные по некоторым воинам, награждѐнным серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года » и «В память войны 1812-1814 гг.». Орденом Святого Владимира 4-й степени с бантами были награждены майор Чоков - командир 12-го Башкирского полка и штабс- капитан Шульгин - командир 13-го Башкирского полка, участвовавшие в блокаде крепости Глогау. За участие в боях и проявленную храбрость правительство наградило 137 офицеров и рядовых башкирской конницы орденами и медалями. Ордена и серебряные медали, считались самыми почетными наградами. Их носили на голубой андреевской ленте.

1.4 «УРАЛЬСКИЙ АРСЕНАЛ ПОБЕДЫ»:

Архивные документы показывают, как уральцы вместе с Россией ковали победу и разбили завоевателей, раздавили их Великую армию и разрушили наполеоновскою империю. В архивах хранятся документы о создании резервного войска, наборах в армию, в ополчение, о добровольцах, добровольных пожертвованиях на обмундирование, о выполнении военных заказов на уральских заводах, о сборе средств для помощи армии и ополчению.

В каждой губернии создавались Комитеты пожертвований. Добровольные взносы поступали от представителей всех сословий. Горнозаводские служащие Златоуста внесли 80 рублей на обмундирование новых полков, мещане и купцы Верхнеуральска собрали 164 рубля. Заводчики Яковлевы и Н. Н. Демидов бесплатно поставили в казну артиллерийские снаряды. Население обеспечивало снаряжением, вооружением и обмундированием полки, которые формировались на Южном Урале. Башкиры и мишари пожервовали 4139 лошадей для уланских полков и артиллерии. Атаман Нагайбакской станицы Серебряков, продал свой дом и часть имущества, чтобы снарядить 53 человека, купил и раздал малоимущим казакам 42 ружья, 30 сабель и 27 пик (на 300 рублей). Южноуральские заводы производили весь комплекс металлопродукции, необходимый для производства оружия.

 В 1811г. уральские заводы получают военный заказ на изготовление в течение двух лет 400245 пудов орудий и 473234 пудов боеприпасов, для морского ведомства - 293 тысяч пудов снарядов. В переводе на гранаты и ядра - это 4 млн. снарядов.

К концу 1811 г. Златоустовский завод, на котором освоили производство пушек, изготовили 93 орудия, и было дано задание на производство ещѐ 120 пушек. В 1812-1813 годах златоустовцы отлили, обработали, отправили на битву в караванах 278 орудий. Завод давал пушки, мортиры, единороги. Потребовались весь талант, трудолюбие, смекалка, чтобы освоить производство орудий, ранее не изготовлявшихся.

На Саткинском заводе научилась в домнах отливать ядра, пушечную дробь, гранаты, брандскучели для полевой артиллерии, шрапнель нескольких номеров.Снаряды делали в Кусе, на всех заводах Кантавской группы, Нязепетровском, Симском, Уфалейском заводах, в Каслях и Кыштыме. В 1813 году Кусинский завод поставил в войска 3 тысячи ядер и гранат. В 1812 году заводы Южного Урала дали 21% всей военной продукции, в 1813-м – 18%. На 158-и казѐнных и частных заводах Урала выплавлялась 1/5 часть общероссийского объѐма производства чугуна. В годы войны на уральских заводах производились все виды снарядов, применявшихся в русской артиллерии.

1.5 «И ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ 1812 ГОДА»:

В 1837-1842 годах по ходатайству губернатора графа П.П. Сухтелена на территории области казачьи новолинейные поселки, посты, крепости и станицы к востоку от реки Урал, которые раньше просто нумеровались, стали переименовывать в честь выдающихся побед российского оружия. Так были отмечены подвиги военных частей Оренбургского казачьего и Мещерякско-башкирского войска в составе российской армии в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах 1813-1815 годов.

В память о героизме солдат в сражениях 1812 года были названы посѐлки и сёла: в Чесменском районе - Московский, Редутово, Тарутино и Березинский, в Варненском - Бородиновка, в Верхнеуральском - Краснинский, Полоцкое - в Кизильском районе. В честь сражения в районе города Полоцка, где русские войска в упорных боях нанесли поражение французской армии (26 июля 1812 года), названо село Полоцкое.

Посѐлки Московский, Редутово и Бородиновка напоминает о непростом решении М. И. Кутузова, принятом 1 сентября в деревне Фили, оставить Москву, о сражении при Шевардинском редуте (5 сентября) и о знаменитой Бородинской битве (7 сентября).

Село Тарутино названо в честь сражения при Тарутино (18 октября).

Название посѐлку Краснинский было дано в память о сражении под городом Красный близ Смоленска 16-17 ноября.

Поселок Березинский назван в честь боев на переправах через реку Березину (25-28 ноября 1812 года).

В честь подвигов южноуральцев в войне с Наполеоном в Челябинске есть улицы Бородинская и имени М. И. Кутузова.

Улица Кутузова носит имя русского полководца, генерала-фельдмаршала, главнокомандующего русскими войсками в Отечественную войну 1812 года М. И. Голенищева- Кутузова (1745–1813). Эта улица - односторонняя и расположена в Ленинском районе, проходит от улицы Ангарской до улицы Амурской.

Бородинская улица находится в Металлургическом районе и проходит от улицы Румянцева до улицы Суркова.

1.6. «ЧЕЛЯБИНСК В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА»:

В связи с нашествием войск Наполеона в Россию из всех регионов страны набирались солдаты. Из Челябинска неоднократно направлялись рекруты и в действующую армию, и в её резерв. Распространенным явлением в те годы стала так называемая добровольная поставка рекрутов. Например, летом 1812 года сверх уже набранных рекрутов ещё 20 горожан добровольно записались в Уфимский пехотный полк. Патриотизм населения способствовал добровольному пополнению армии в годы Отечественной войны. В городе собирались добровольные пожертвования в помощь российской армии. В 1812 году в Челябинске простые горожане собрали 626 рублей, а купечество города - 501 рубль.

Сформированный в Челябинске ещё в 1807 году 2-й Оренбургский полк, уже участвовавший в войне с турками, сражался с французами на Волыни. Прикрывая вынужденное отступление русской армии, он устраивал на противника контратаки.

3-й Оренбургский полк был набран из казаков станиц Челябинской округи. В 1813 году он вошёл в состав Богемской армии, участвовал в знаменитой «Битве народов» при Лейпциге. Затем под командой генерала А. Н. Сеславина полк был отправлен для ведения партизанских действий во Францию. Здесь он вѐл успешную борьбу по разгрому тыловых гарнизонов, захвату фуражиров, нарушению коммуникаций. Так, у местечка Фершампенуаз полком было захвачено 9 пушек; он же разрушил судоходный Орлеанский канал между реками Сеной и Луарой, что стало 21 препятствием для доставки продовольствия в Париж. 3-й Оренбургский полк одним из первых вошѐл в капитулировавший Париж. Весь личный состав полка был награжден медалями.

Наибольшую воинскую славу получил Уфимский пехотный полк, в составе которого, кроме троичан и уфимцев, были и челябинцы. В ходе Бородинского сражения 3-й батальон Уфимского полка (с 3-я другими воинскими подразделениями) под командованием генерала А. П. Ермолова сумел выбить французов с захваченной ими батареи генерала Н. Н. Раевского. В штыковой атаке было уничтожено до 3 тысяч солдат противника, а французский генерал Бонами захвачен в плен. В память этого события знамя 3-го батальона Уфимского полка хранится в зале Славы Зимнего дворца.         

        


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История Урала с древнейших времен до 1861 г М.: Наука.— 1989.— С. 453. Очерки истории Челябинской области/ /Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во.— 1991.— С. 57 — 60.

2. http://history-ural.ru/

3. http://protown.ru/information/hide/4700.html 

4. http://libozersk.ru/files/file_item/path/150/___________-_________.____________200-_________________________.pdf