«Использование игровых технологий внеурочной деятельности младших школьников»
статья

Новоселова Разида Алмазовна

          Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 32» г. Нижнекамск

учитель начальных классов  Новоселова Р.А.

«Использование игровых технологий внеурочной деятельности

младших школьников»

        С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо ориентироваться на новые образовательные стандарты и использовать различные педагогические технологии. Одной из таких технологий способной решать задачи, поставленные в новых стандартах, является игровая технология.

          Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

         Игра - одно из самых сильных воспитательных средств, имеющихся в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

        Как говорил,  выдающийся педагог-новатор  В. А. Сухомлинский  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».    

         Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.

          Цель игровой технологии: Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей.

           В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

         В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

                  Задачи игры для детей младшего школьного возраста:

1.Подготовка детей к жизни.

2.Способствование адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.

3.Организация учебно-познавательной деятельности.

4.Создание и укрепление детского коллектива.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игра - постоянная и неизменная спутница детства. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

Ушинский писал: «Для ребёнка игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти игра есть его собственное создание».

          Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

          Уважаемые коллеги, хочу Вам рассказать о некоторых формах использования игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности.

  1. Школьный музей.

       Мои ученики совместно со старшеклассниками были активными членами школьного музея русского быта.

        Народная культура имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую функции, учит уважать самого себя, своих предков, народ - что является важнейшим условием воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, традициях, обрядах, праздниках. Это красивый и выразительный мир, и поэтому интересен для детей, он открывает нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, человеку.

  1. Театр.

      Добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр–объединение, которое может организовывать  свою  деятельность  в комплексе  самых  разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

        В нашей школе ежегодно проходит праздник «Театральная зима» и «Театральная весна», ученики с удовольствием выступают перед родителями и  учениками школы.

  1. Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации  внеурочной  деятельности  в  начальной  школе. Функции: расширение, углубление,  компенсация  предметных  знаний;  приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне  эффектных  показательных  выступлениях,  концертах,  фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

      В своем классе я веду кружок «Риторика и ораторское мастерство», цель риторики, как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь и умения выступать перед публикой.

      Есть результаты призовые места на конференциях и конкурсах чтецов.

  1. Мастерская - форма  добровольного  объединения  детей  для  занятий

определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца,

автора),  создавшего  свою  «школу – производство»  учеников, последователей. Отличительные  черты: принадлежность  содержания деятельности  к  определенному  виду  прикладного  творчества,  ремесла, искусства; приоритет  целей  обучения  и  предметно - практических  задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении  определенного  вида деятельности,  в  освоении  специальных технологий; демонстрационно - исполнительское  выражение  практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

      Как правило, творим с детьми перед праздниками и конкурсами . делаем подарки и поделки на конкурс. Есть результат грамоты и дипломы за участие в муниципальных конкурсах.

  1. Проект  - наиболее  перспективная  форма  организации  внеурочной деятельности. Его  универсальность  позволяет  реализовывать  все направления внеурочной деятельности.

       В течение  учебного года в нашей гимназии , учителя и ученики с 1 по 11 класс работают над проектом «Читать не вредно, вредно не читать». В рамках этого проекта проводятся интеллектуальные игры по произведениям русских и зарубежных писателей.

          Любовь к чтению приводит к положительным результатам – призовые места. В коридорах каждого этажа у нас есть стенды мы их называем «говорящие стены», на них находятся проекты учеников. Например: проект «Сочини свою сказку» и оформи в книжку-малышку.

       В заключении, хочу сказать, в недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности, среди которых труд и учение. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.

        Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера.  В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта.

Список литературы

Интернет рессурсы:

1.        Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2001.;

2.        Аникеева Н.П. Психологический климат. – М.: Просвещение 2002.;

3.        Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. – М.: 2004.;

4.        Берн Э. Игры, в которые играют люди. -М., 1988.

5.        Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. -М., 1994.

6.        Методические рекомендация с сайта «Инфоурок»

7.        Методические рекомендация с сайта «Мультиурок»

8.        Методическая разработка сайта НС портал.

9.        Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1999.;

10.         Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

11.         Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1995.;

12.         Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 9 – 11 лет. – М., 1998.;

13.         Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на занятиях актерским мастерством с младшими школьниками

Большое значение в развитии ребенка имеет игра. В игровой среде ребенок чувствует себя комфортно и свободно. Вот пчему использование на занятиях игровых технологий играет большую роли в формировании с...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Использование игровых технологий в процессе обучения английскому языку у младших школьников.

Использование игровых технологий в процессе обучения английскому языку у младших школьниковИгра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, о...

«Использование игровых технологий в нравственном воспитании младших школьников».

Статья рассказывает об использовании игровых технологий для искоренения отрицательных привычек  у младших школьников в процессе учёбы....

Использование игровых технологий для развития внимания у младших школьников на уроках русского языка.

Очень важно научить школьника  сосредоточивать внимание на выполнении учебных заданий. Успешность ребенка в школе зависит от того, насколько он может сориентироваться в условиях задания, построит...

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

Сценарий к празднику «Выпускной. День рождения любимого города!» с использованием игровой технологии для младших школьников.

Цель:  подвести  итоги работы с классом за четыре года.Задачи:воспитание уважения к учителям и родителям;привитие любви к родному городу;воспитание уважения к старшим и младшим,воспитание до...