Функциональная грамотность
статья

Кузнецова Галина Михайловна

Функциональная грамотность — это планируемый результат решительно для каждого ученика. Нам предстоит развивать в каждом ребенке следующие умения: добывать и применять знания, оценивать ситуацию, заниматься самообразованием. Во-вторых, предметные знания не являются для нас приоритетным результатом: это только средства развития ребенка. В-третьих, акцентировать внимание следует на интегративных компонентах функциональной грамотности, то есть читательской, коммуникативной, информационной и языковой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность — это планируемый результат решительно для каждого ученика. Нам предстоит развивать в каждом ребенке следующие умения: добывать и применять знания, оценивать ситуацию, заниматься самообразованием. Во-вторых, предметные знания не являются для нас приоритетным результатом: это только средства развития ребенка. В-третьих, акцентировать внимание следует на интегративных компонентах функциональной грамотности, то есть читательской, коммуникативной, информационной и языковой грамотности. Читательская грамотность Здесь самый важный компонент — потребность в чтении, как путь к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. У современных школьников истинная потребность в чтении не формируется, поэтому к старшей школе показатели читательской грамотности начинают «западать». Разные тексты — разные методики. Используйте разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста. Читайте разные тексты — от стихов до инструкций. Ключ ко всему — осознанность чтения. Порой мы сами создаем проблемы читательской грамотности, на этапе обучения сводя чтение к декодированию, озвучиванию видимого набора букв. Читать — значит всегда извлекать смысл. Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность. Это интегративный компонент, за него в ответе все предметы, весь учебный процесс. Никогда не забывайте на уроках совершить два необходимых методических шага: Разговор перед чтением. Вступительное слово учителя, ввод в ситуацию последующего чтения. Что мы будем делать, зачем будем его читать, почему именно этот? Создаем необходимость читать. Постановка учебной задачи до чтения. Во многих учебниках такого нет: просто дается задача прочитать. Не нужно давать задачу «просто так», имеет смысл сразу грамотно построить учебную ситуацию — тогда дети после чтения точно смогут ответить на заранее обозначенный вопрос. Коммуникативная грамотность Это не просто личностный результат обучения, а типичное универсальное учебное действие, метапредметный результат. И здесь самое главное — развить у ребёнка умение вести диалог. Беседа и диалог — не вполне синонимы. Если учитель на уроке беседует с одним учеником, забыв о других — это беседа, но никак не учебный диалог. В основе диалога всегда лежит проблема. Сложный вопрос, спорная идея, короче говоря — небольшая провокация, вот с чего начинается учебный диалог. Этическая и языковая норма. От ученика в ходе диалога требуется соблюдать ряд этических норм: искренность, правдивость, уважение к собеседникам, уступчивость. Требования с языковой стороны — верно выбранный стиль, правильность речи, убедительность и аргументированность. Диалог — это навык, который нужно тренировать. Научите детей слышать собеседника, «цепляться» за его реплику, связывать одну идею с другой. Используйте диалоговые игры на речевых разминках, осваивайте ключевые приемы — противопоставления, уточнения. Нужны разные точки зрения. Если дети единодушны, предложите им просто так сформулировать и неправильную точку зрения: должна возникнуть дискуссия, возникнуть полярность. Учите детей сближать мнения, искать общее в разных позициях. Эта логика уведет нас от постоянной ошибки, когда учитель задает вопросы, вызывает детей для ответа, и кто-то из них оказывается «прав» и «молодец», а другие остаются наедине со своими мнениями. Учебник. Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов обучения. 1–4 классы. Контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. Часть 2 В пособии предлагается система контроля и оценки знаний и уровня сформированности учебных действий, соответствующих планируемым результатам ФГОС НОО по литературному чтению. В первую часть пособия входят проверочные работы для 1–2 классов, во вторую – для 3–4 классов. Разноуровневые многофункциональные задания позволяют организовать дифференцированную текущую и итоговую проверку знаний и учебных умений учащихся, оценить их продвижение в овладении читательской деятельностью и в литературном развитии

Золотое правило учебного диалога Никаких оценочных суждений во время диалога! Не допускайте ни похвал, ни обвинений. Даже на вопрос, сколько будет дважды два, дети имеют право выдавать разные ответы — во имя построения адекватного учебного диалога. Дайте детям право на ошибку. Искренность в диалоге возможна только в том случае, если участники не боятся наказания или порицания. Будьте на равных. Не употребляйте слова «не знаешь», «не думаешь», «неправильно», «подумай еще», «послушай умных» и так далее. Дайте каждому шанс исправить ошибку, помогите найти ее причину, вместо обличения. У всех есть право на собственное мнение. Даже у вас! Даже у последнего двоечника! Если нужно единое мнение, сделайте так, чтобы руками одноклассников подвести класс к правильному выводу — но не более того. Полезно удерживать пропорцию диалога и монолога на уроке: увы, монолог в настоящее время уходит из нашей урочной практики. Чтобы научить детей составлять рассказ-инструкцию, комментировать решение задачи, вести монологическую речь, полезнее пошагово пройти путь создания монолога вместе с детьми, вместо того чтобы дать готовый образец.

Класс должен работать не после вас, а вместе с вами. Это очень существенно!

Предлагаемая система упражнений способствующая формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников: Критическое мышление «Чтение с остановками» «Вопросы к тексту» «Работа с вопросником» «Знаю, узнал, хочу узнать» «Мозговой штурм» «Чайки» «Уголки» «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы» «Десять вопросов по тексту».

Урок литературного чтения 3 класс Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Приём «Работа с вопросником» №1 Что такое табакерка? Как зовут главного героя? Как называется город, в который попал мальчик? №2 Как выглядела табакерка? Что происходило, когда  начинала звучать музыка в табакерке? № 3 К какому жанру относится данное произведение? Как мальчик вёл себя в гостях, что можно сказать о его воспитании? №4 С какой целью Одоевский написал это произведение? О чем он хотел рассказать маленьким  читателям? №5 А вы смогли представить себя в табакерке? Удалось ли автору удивить вас? Где бы вы хотели оказаться в современном мире, какой прибор изучить?

Вопросы констатирующего эксперимента 1 На каком дереве повис Буратино? Б) Дуб 2 Кого привел из леса на помощь пес Артемон? 3 Почему девочка сбежала из театра синьора Карабаса Барабаса? 4 Почему звери, птицы и некоторые насекомые полюбили девочку? 5 Как вы понимаете выражение «разлилась утренняя заря»? 6 В какое время суток происходило спасение Буратино? Почему? 7 О ком идет речь «Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом.»? 8 Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте. Номер 1 уже поставлен._____Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель Артемон._____Четыреста серьёзных муравьев поползли гуськом по узенькой тропинке__1__Девочка протёрла и широко открыла заспанные глаза._____ Пудель Артемон приносил булки. 9 Какую пользу животные приносили девочке? Крот приносил____. Ласточки уничтожали_____. Сорока воровала_____. 10 Как ты думаешь, почемуАртемон стал спасать Буратино? По собственному желанию он это делал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....