Мастер-класс "Использование приёмов критического мышления на уроках в начальных классах"
план-конспект

Доржиева Арюна Баировна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Убур-Дзокойская ООШ

Учитель начальных классов

Доржиева А.Б.

Мастер-класс

«Использование приемов критического мышления на уроках

в начальных классах»

Цель: ознакомить учителей начальных классов с технологией развития критического мышления, показать приёмы работы по развитию критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

Практическая значимость: использование приёмов и стратегий технологии критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемые результаты: коллеги будут знать приемы критического мышления; уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предметам.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех вас. Надеюсь, это занятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе!

Хочу представить к вашему вниманию тема моего занятия «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах».

Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».

 Немного теории.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

 Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

 Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Данная технология разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.

Цель её состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам.

В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия.

Практическая часть.

Попробуем поработать с некоторыми приемами КМ. Прошу Вас проявить активность, не стесняться высказывать свое мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия. Заранее вам благодарна.

«Мозговой штурм» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ» или  «СМС идей»

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

У вас на столах листочки, напишите свои ассоциации.

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «СМС идей».

- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний. Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

(На доске - рисунок конверта, к которому прикрепляются карточки со словами-ассоциациями, например, творческое мышление, нестандартное мышление, любознательность, умение самостоятельно думать, новая точка зрения…)

  • Мы собрали смс - идей, связанных с понятием «критическое мышление».
  • Коллеги, мы отработали прием ( «СМС идей»), которые применяются на этапе вызова.
  • Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

(Слайд  «1этап – ВЫЗОВ»)

Определение понятия «Критическое мышление» Прием «ИНСЕРТ»

- Следующий этап работы - это «осмысление».

На втором этапе урока – стадии осмысления содержания – деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик на стадии осмысления содержания осуществляет непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

  • На этом этапе вам предлагается текст. Он поможет более точно определить понятие «критическое мышление».
  • Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометками» и условные обозначения:

 V - уже знал

 +   - узнал новое

 (Прочитав определение вы должны на полях сделать пометки условными обозначениями.)

 (На работу отводится 2 минуты)

В литературе встречается много определений. Обобщив разные, можно вывести несколько составляющих критического мышления:

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. На занятии каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас. Мы делаем это исключительно для самих себя.

Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Таким образом, критическое мышление - мышление обобщенное.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. Любопытство есть неотъемлемое свойство живого. Подлинный, познавательный процесс на  любом  этапе урока характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Критическое мышление, это мышление проблемное и оценочное.

В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем свою собственную  позиции.

- Проверим, что получилось.

- Что обозначили, как известное?

- Что выделили неизвестным?

Прошу выйти участника с каждой группы и заполнить таблицу

1

2

3

4

5

1группа

2 группа

3группа

4 группа

5 группа

- Изучив и проанализировав материал, таким образом: можно сделать вывод, что критическое мышление включает в себя 5 составляющих:

Критическое мышление:

Мышление самостоятельное.

Мышление обобщенное.

Мышление проблемное и оценочное.

Мышление аргументированное.

Мышление социальное.

  • Этот прием называется «Инсерт». Он способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

Приемы на этапе рефлексии.Прием «КЛАСТЕР»

- Следующий этап работы - этап рефлексии.

(слайд  «3 этап – РЕФЛЕКСИЯ»)

Систематизацию материла можно представить виде графического изображения –кластера

C:\Users\оем\Desktop\img12 - копия.jpg

Вот наше погружение в технологию развития критического мышления можно представить в виде кластера, т.е. графического изображения

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Обобщение

Используя на уроках  приемы и элементы  технологии критического мышления, мы создаём своим ученикам условия для формирования учебно-познавательных умений, приобретения опыта работы с информацией, развития коммуникативной компетенции.

Мы коротко прошли по всем стадиям КМ  и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ, т. к. она применима на всех ступенях обучения. Большое спасибо. Желаю вам творческих успехов!

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

Применение технологии критического мышления на уроках в начальных классах.

        Школа сегодня стремительно меняется, шагая   в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение тем...

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

laquo;Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»Цели: - расширить понятие о критическом мышлении и приемах  развития критического мышления;- показать приемы...