статья по теме "Формирование регулятивных универсальных учебных действий "
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гукова Евгения Сергеевна

Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом

 и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует

ее потерять и сбиться с пути.
Антуан де Сент-Экзюпери

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gukova_es.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных универсальных учебных  действий

Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом

 и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует

ее потерять и сбиться с пути.
Антуан де Сент-Экзюпери

        Чтобы  понять, что учителю нужно формировать у детей, необходимо разобраться в   словах:" регулятивный" и  " универсальные".  Слова   "регулятивный" в переводе с английского языка (regulating) означает саморегулируемый и "универсальный " с латинского - всеобщий.   Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать  умением ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Ученик покидая стены школы должен уметь достигать поставленные перед собой  цели,  не смотря на разные жизненные ситуации.  Нашей стране нужны люди, которые умеют учиться, которые умеют искать и находить необходимую информацию. Такие люди смогут быстро и легко получить дополнительные знания, повысить квалификацию или переквалифицироваться. В наше время учителю предъявляются особые требования к обучению детей. Учитель не только должен дать знания своим ученикам, но и научить систематизировать, анализировать, искать и отбирать необходимую информацию. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

        Для положительного усвоения какого-либо материала, учащимся необходима внутренняя потребность для восприятия информации. Мощным источником мотивации на уроке является проблемная ситуация, созданная с учетом реальных противоречий, значимых для детей. В начале урока учитель должен создать   все условия для формирования положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, что еще ему необходимо узнать. На первоначальном этапе урока учитель должен учить детей ставить перед собой цель и составлять план для достижения этой цели.

        С помощью учителя ученик должен научиться: формулировать учебную проблему; определять цель своей учебной деятельности; составлять план для достижения поставленной цели; работать по  плану; корректировать свою деятельность; представлять свою работу; соотносить результат с поставленной целью; оценивать свою деятельность; уметь признавать свои ошибки.         

        Для положительного формирования регулятивных универсальных учебных действий,  учащимся, необходимо, повторять только что полученное задание, для лучшего понимания его содержания; сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий.  Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то, необходимо, введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.  Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе ; «ищу ошибки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль универсальных учебныхдействий в системе современного общего среднего образования»

«Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах(на примере УМК для начальной школы«Перспектива»)»  по тем...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Научная статья: " Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках развития речи"".

Деятельностная сторона обучения чётко отражена в программе формирования регулятивных универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучения предусматривают, что выпускник начальных классов на...

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Научная статья Дневник младшего школьника как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.

Статья содержит исследование, основанное на опыте использования "Дневника младшего школьника" Ю.Ясеня....

Статья "Варианты оценочной системы в первом классе как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий"

Оценка – неотъемлемая часть процесса обучения. Оценка влияет на мотивацию, ход и успешность деятельности, на отношение к ребенку окружающих, на формирование многих черт личности и, прежде всего,...

Научная статья на тему "Регулятивные универсальные учебные действия"

Научная статья на тему "Регулятивные универсальные учебные действия"...