Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
статья

Куликовская    Татьяна    Геннадьевна

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОАУ  «СОШ №38 г. Орска» имени Героя Советского Союза

Павла Ивановича Беляева»

П Р О Б Л Е М Н Ы Й   С Е М И Н А Р

Организация обучения обучающихся с ОВЗ

в условиях внедрения ФГОС ОВЗ

14 января  2016 года

Обучение  детей с ограниченными возможностями  здоровья в общеобразовательной школе

Куликовская Т.Г.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

В настоящее время в области функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:

  • наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
  • недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
  • полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

Сегодня многие страны признают инклюзивное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.

программе VIII вида). Необходимо организовать работу так, что если идет изучение новой темы по программе одной школы, то у детей занимающихся по другой программе, идет самостоятельная работа (на закрепление пройденного материала). (Приложение 4)

На каждом уроке должны быть поставлены три четко определенные цели: образовательная, воспитательная и коррекционно-развивающая.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Как определить коррекционно-развивающую цель? (Приложение 5) Педагог, планируя занятие, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы по материалам

Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в ГНУ «ИКП РАО».

На основании рекомендаций автора программ коррекционного обучения выделим в вышеназванном обучении несколько линий, направленных «на пробуждение познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей» [2]:

- развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению;

- обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;

- приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;

- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;

- усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;

- обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться;

- адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;

- отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

- обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

    Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...

статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано ка...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...