Выступление на МО
статья

Черепнина Галина Анатольевна

«Технология адаптивного наведения на понятие в начальном  обучении  математике»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

«Технология адаптивного наведения на понятие

в начальном  обучении  математике»

Подготовила: Черепнина Г.А., учитель начальных классов

МБОУ «Костровская  средняя  общеобразовательная  школа»

Система обучения «учитель — ученик», наиболее распространенная в практике школы, характеризуется тем, что изучаемый материал в речи учащихся (звучащей для других) практически не отражается. Отсюда возникают многочисленные проблемы как в усвоении содержания образования, так и в развитии мышления учеников. Такая ситуация тормозит реализацию «самости» учащихся в следующей цепочке процессов: самосознание — самоопределение — самовыражение (самораскрытие, самопредъявление, самопрезентация) — самоутверждение — самореализация — саморегуляция (самокоррекция). Эта реализация зависит от учителя, от того, какие функции он осуществляет в руководстве мыслительной деятельностью учащихся, какому типу обучения следует. Обратимся к построению совместной деятельности педагога и учащихся в системе «учитель — ученик» в гуманистической личностноориентированной парадигме обучения. В ней речь учителя является отражением его субъектности в развитом диалогическом мышлении учащихся, которое проявляется в их активности, отождествляемой с процессами сопричастности, сотворчества, сопереживания по отношению к воспроизводимой учителем информации, определению ее личностных смыслов. Эти процессы возникают не сами собой, они обусловлены вкрапленными в монолог учителя сигналами, раздражителями, воздействиями, вызывающими необходимые для усвоения реактивные действия учащихся невербального характера. Учитель как бы «наводит» учеников на новые понятия, создает условия для адаптации учащихся к ним. Эффективность обсуждаемых процессов с приставкой со достигается рядом методических приемов: исследованием наглядного демонстрационного материала, рождающегося на глазах учащихся (эффект неожиданности и контрастности), воссозданием контрприемов и контробразов, созданием проблемных учебных ситуаций, необходимых ассоциаций, использованием эвристик, приглашением к творчеству и диалогу, опорой на субъектный опыт учащихся, самостоятельной работой по выдвиже нию и проверке гипотез и др.

В.Ф. Ефимов представляет технологию адаптивного наведения на понятие в системе «учитель — ученик», которая должна проходить в диалоговом режиме.

По этой технологии учитель в своей деятельности реализует следующую последовательность действий. Им осуществляются:

1) организация «проживания» исторической версии создания (генезис) объекта, представление о котором в онтогенезе формируется у учащихся;

2) определение, выделение признаков, по которым изучаемый объект отделяется -от других; определение существенных признаков объекта;

3) рассмотрение, создание объектов, удовлетворяющих нескольким, но не всем, признакам изучаемого объекта;

4) придумывание версий называния изучаемого объекта, анализ соответствующих слов;

5) выделение среди слов, обозначающих объект, нормы. Предложение ученикам доказать или опровергнуть оптимальность выбора названия (слова) — нормы;

6) рассмотрение или создание сходных, но отличающихся объектов, подпадающих под нормированное название изучаемого объекта.

Урок по теме «Треугольник», построенный с применением технологии адаптивного наведения на понятие (один из вариантов)

Технологические этапы

Описание обучения

1. Формирование субъектного опыта по отношению к объекту, представление о котором формируется

— Вы уже имеете представление об отрезках. Перед вами их модели — полоски. Возьмите две полоски. Какие фигуры можно получить, используя данные полоски? Как их можно расположить, чтобы получить новые фигуры? Попробуйте это сделать. При расположении полосок по прямой и соединении концов двух полосок у учащихся получается «большой» отрезок; при пересечении полосок — «крестики»; при накладывании полосок друг на друга вдоль прямой — «маленький» отрезок; при соединении концов двух полосок, не располагающихся вдоль прямой, — углы. Полученные фигуры обсуждаются, им даются названия. Делается вывод, что из двух полосок (отрезков) можно сконструировать отрезки, «крестики», углы

2. Воссоздание исторической версии появления объекта, представление о котором формируется

— Теперь возьмите три полоски. Какие фигуры из них вы можете получить, по-разному их располагая? Попробуйте сгруппировать эти фигуры.

Учащиеся показывают, учитель на доске вычерчивает.

— Что у нас получилось?

Учитель пока закрывает треугольник. Ученики отвечают, дают названия фигурам — «ломаная», «снежинка», «перечеркнутый угол», «знак неравенства» и т.п.

3. Анализ объекта, выделение признаков, которыми обладает объект, представление о котором формируется

Учитель отмечает, что отрезки ломаной чаще называют звеньями, и открывает треугольник. — Как называется эта фигура? Чем она отличается от остальных? (Все концы отрезков соединены.) Можно эту фигуру назвать ломаной? (Да.) Учитель поясняет, что это замкнутая ломаная, состоящая из трех звеньев

4. Закрепление полученных знаний о счете, количественном значении числа. Опыт накопления эмпирических данных

— Давайте посчитаем, сколько вершин, отрезков, углов получилось в каждой фигуре. Учитель записывает на доске под фигурами, полученными учениками, данные о количестве их углов, сторон и вершин

5. Выделение существенных признаков объекта, представление о котором формируется

— У какой фигуры множество признаков, наиболее примечательных? (У треугольника, у него число сторон, углов и вершин одинаковое.) Давайте сделаем вывод. Почему эта фигура называется треугольником? (У него 3 угла, 3 вершины, 3 стороны.) Попробуем построить фигуру: а) с тремя углами, но которая не будет треугольником; б) с тремя сторонами, но не треугольник.

Ученики пытаются выполнить построения

6. Придумывание версий называния объекта, представление о котором формируется

— Мы выявили существенные признаки треугольника: он имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны. Какой из этих признаков дал название треугольник(Наличие трех углов.)

7. Придумывание других версий называния объекта

— Используя другие признаки, как можно было бы назвать треугольник? (Трехвершинник, трехсторонник, трехзвенник.)

8. Работа над нормой называния. Обоснование или опровержение ее.

— Почему мы с вами называем треугольник треугольником?

После обсуждения в парах учитель может оказать поддержку, направить мысли учеников.

— Обратите внимание на признаки; в каком из них содержится два других? (В углах есть и вершины, и стороны, поэтому слово треугольник наиболее полно отражает все существенные признаки этой фигуры.)

9. Рассмотрение сходных, но отличающихся объектов, подпадающих под нормированное называние изучаемого объекта. Эффект различия. Данный этап подготавливает детей к пониманию различия между окружностью и кругом

— Давайте подумаем, все ли треугольники одинаковые? Существуют ли фигуры, которые являются треугольниками, но очень отличаются друг от друга? Пример: треугольная рамка и часть плоскости, ограниченная этой рамкой

Осуществление этих действий в обучении гарантирует полноценное «формирование представлений о …».

Покажем развертывание этой технологии на примере формирования представлений о треугольнике (в сравнении с формированием представлений об этой фигуре в традиционном обучении).

– Учитель использует модели треугольника в качестве счетного материала в подготовительный период изучения нумерации чисел, затем в качестве иллюстративного материала при изучении числа 3.

Далее добавляется анализ модели треугольника, выясняется, почему он так называется (у треугольника 3 угла, 3 вершины, 3 стороны), и проводится распознавание треугольников по этим признакам среди геометрических фигур. Выполняются задания вида: среди множества геометрических фигур, представленных для обозрения или скрытых в строении робота, здания и т.п., найти треугольники и не треугольники.

В данном случае в обучении предусматривается формирование мыслительных операций: выделение признаков, анализ — синтез, сравнение. Вопрос о знании поставлен узкопредметно, затем снимается в связи с однозначностью ответа. Пробуждение мыслительной активности не поддержано какой-либо деятельностью, наоборот, подавлено принудительным запоминанием названия объекта. В назывании объекта предложена лишь норма, которая в данном случае усвоена как догма. Ориентация на гуманистическую направленность достаточно слаба, хотя она намечена. Следует отметить, что технологии развивающего обучения могут служить начальной базой гуманизации образования, т.е. построения и реализации личностно-ориентированного подхода к познавательной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....