Организация процесса социальной адаптации обучающихся на основе краеведческого подхода в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.
статья

Липина Анастасия Борисовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_elektrogorsk.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Организация процесса социальной адаптации обучающихся на основе краеведческого подхода в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет социализацию  обучающихся одной из первостепенных задач современной образовательной системы. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Базовые ценности лежат в основе уклада школьной жизни в нашем образовательном учреждении, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. А краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений, дает возможность связать друг с другом многие вопросы разных дисциплин, использовать их для практических целей. Оно способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Сегодня мне бы хотелось рассказать о созданной модели образовательно-развивающей среды, направленной на организацию процесса социальной адаптации обучающихся на основе краеведческого подхода в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. 

Под моделью образования, как правило, понимается модель, отражающая те или иные представления об организации образовательного процесса в целом, включая не только обучение, но и воспитание, развитие личности. Это особый способ организации образовательного пространства, взаимодействия различных образовательных организаций и построения системы образования. 

 Краеведческий подход призван решать в образовании следующие задачи:

 - вооружать учащихся в процессе обучения системой знаний о местном крае, учить познавать, понимать, более детально рассматривать и живо воспринимать явления в контексте окружающего мира;

- стимулировать развитие любознательности, мышления, волевых качеств, познавательного интереса учащихся к родному краю, творческой активности; - воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за свой народ и свое общество в целом, черт национального характера;

 - готовить к труду в общественной жизни и ее преобразованию, подготовка творца и деятеля, полноценного участника общества;

- активизировать учебный процесс посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей и проблемных ситуаций в темах учебной программы.

Итак, моя работа по созданию модели образовательно-развивающей среды, направленной на организацию процесса социальной адаптации обучающихся на основе краеведческого подхода ведётся через  интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Первым аспектом   создания данной модели является  реализация программы  внеурочной деятельности «Родной Павловский Посад», разработанной  в нашем образовательном учреждении, одним из авторов которой являюсь.

Программа внеурочной деятельности «Родной Павловский Посад» помогает формированию у младших школьников целостного представления о своей малой Родине, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций района за счёт становления ключевых компетенций.

В рамках реализации данной программы нами разрабатывается учебное пособие по краеведению для обучающихся.

Второй аспект – это  развитие познавательной активности обучающихся и формирование ключевых компетенций на основе краеведческого подхода в урочной деятельности, которое выражается в познании окружающего мира как части Родины и соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.     Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем,  он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

С психолого-педагогической точки зрения  урок на основе краеведческого материала способствует активизации познавательной деятельности, стимулирует познавательную активность, является условием успешного усвоения материала и способствует созданию у учащихся целостного представления об окружающем мире, его прошлом и настоящем. Осуществление межпредметных связей приводит к образованию в сознании детей межсистемных ассоциаций. Это приводит к серьёзным изменениям психологии мышления. Мышление становится более гибким, подвижным, что очень важно для решения задач творческого характера. На основе межпредметных связей строятся уроки, которые в свою очередь способствуют формированию ключевых компетенций младших школьников.

Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.

Приведу конкретные примеры работы

Плодотворным полем деятельности для этого являются уроки русского языка, на которых  можно сочетать программный и краеведческий материал, не отступая от основной темы урока.

Уроки литературного чтения дополняются результатами начального литературно-краеведческого исследования по связям жизни и творчества известных писателей, художников с реальными историческими лицами Павловского Посада.

Включение краеведческого материала при изучении предмета «Окружающий мир» является прекрасным дополнением к программному материалу. (Пример.), не говоря уже об уроках изобразительного искусства.

Уроки математики особенно актуально строить на основе краеведческого материала, поскольку обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают неизменный познавательный интерес у учащихся, отчётливо выявляются связи математических понятий с практической деятельностью человека. Основной педагогической целью данных уроков является формирование интереса обучающихся к изучению истории, особенностей родного края наряду с закреплением темы по математике проблемно-диалогическим методом.

Работа с портфолио в классе также ведётся с учетом краеведческого подхода. У каждого  обучающегося в портфолио есть раздел «Мой любимый город» .

Третьим аспектом создания  модели образовательно-развивающей среды, направленной на организацию процесса социальной адаптации обучающихся на основе краеведческого подхода является социальное партнёрство с семьями обучающихся, с учреждениями культуры и дополнительного образования, которое выражается в  активном участии детей  в мастер-классах, выставках, конкурсах . Проведение экскурсий стало неотъемлемой частью образовательного процесса .

 

Традиционным в нашей школе стал праздник «Любимому городу посвящается…», в котором дети  принимают активное участие.

Данная модель  позволила мне добиться единства (целостности) урочной и внеурочной деятельности. Начиная  краеведческую работу на уроках, появилась возможность дополнять, углублять знания, полученные на уроках, проводить исследования, научить навыкам проектно – исследовательской работы на основе краеведческого материала, сформировать мотивацию  к изучению истории и природы, культуры, обычаях и традициях родного города и района, уточнить  знания  о  достопримечательностях  Павловского Посада, обогатить  природоведческие  знания, учиться  пользоваться  контурными  картами, планами – схемами  района, области.

На основе проведённых мониторингов можно судить о результативности работы  по внедрению краеведческого подхода в образовательный процесс:  

У обучающихся наблюдается  - повышение интереса к обучению в школе (с 56% до 72%);

- обретение навыков самостоятельного нахождения пути решения проблемы   (с 39 % до 77 %);

- умение  работать в группах (64% до 96%);

- расширение кругозора и интеллектуальное развитие (с 29% до 90 %).

Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. 

Образование в современных условиях должно обеспечивать социальную адаптацию и самореализацию личности, воспитывать успешного человека.  Краеведение сегодня является важным средством реализации концептуальных положений, сформулированных в Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектных технологий в рамках Федерального государственного образовательного стандарта»

Суть метода- стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам,  предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое примене...

Научно-методическая статья. Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта

В данной научно-методической статье раскрывается одна из проблем, которая в настоящее время стоит перед образованием - это переход от функционального обучения к деятельностному, которое давало бы возм...

Конспект урока русского языка в 3 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта .Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода....

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общ...