Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.
статья (4 класс)

Статья в журнале" Народное образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья.22.19 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие речи – одна из важнейших проблем     начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.

       Человек всю жизнь совершенствует свою речь , овладевая богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. Поэтому, на протяжении нескольких лет, работаю по проблеме «Развитие речи младших школьников».

        Цель моей работы состоит в повышении качества работы по развитию речи учащихся начальных классов, придании ей систематичности и последовательности, а также большей результативности по сравнению с традиционной программой по грамматике,  орфографии и развитию речи для начальной школы. Основной результат обучения вижу в формировании у учащихся умения строить высказывание /устное или письменное/на заданную тему в определённом стиле или жанре: ПРАВИЛЬНО,СОДЕРЖАТЕЛЬНО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ЭФФЕКТНО.

       Формирование умений и навыков осуществляю на основе изучения элементов речеведческой теории. Круг речеведческих понятий охватывает все основные компоненты системы: понятия, характеризующие произносительную сторону речи /голос, дыхание, дикция, интонация, тон, темп, сила, мелодика речи и др./, лексические понятия/ слово, значение слова, многозначные слова, анонимы, синонимы и др., синтаксические / предложение, простое или сложное, порядок слов в предложении/ , текстовые / текст, виды текста,  виды и средства связи предложений в тексте/. Предусматриваю постепенное усложнение материала.

      Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над произносительной / звуковой/ стороной речи. Долгое время этому направлению речевой работы не уделялось должного внимания. Считалось, что дети, поступающие в 1 класс, обладают достаточным уровнем сформированности произносительных умений и навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако у большей части моих первоклассников имеются нарушения звуковой речи : речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, учащиеся не умеют правильно пользоваться дыханием и голосом, у многих наблюдаются физиологические нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы, говорят стесняясь. Всё это в конечном итоге тормозит их развитию в целом.

      Большое внимание в своей работе уделяю работе над словарём учащихся.

«Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли». (М.В.Львов)

      Исследователи детского словаря отмечают его бедность, его основу составляет конкретная лексика, отвлечённой лексики почти нет, многие слова употребляются неправильно, не точно. В результате связные высказывания значительной части младших школьников маловыразительна, с нарушением стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением, обилие неоправданных повторов и других лексических ошибок и недочётов.

     С учётом изложенного, я ставлю перед собой задачи:

  1. Обогатить словарь учащихся, углубление понимания уже известных слов;
  2. Развивать чувство языка, активизация словаря;
  3. Желание говорить ярко, образно, учить коммуникативно целесообразно, в соответствии с жанром и стилем высказывания, отбирая и используя лексические средства.

Уже в период обучения грамоте у детей формируется представление о том, что слово имеет значение, о словах многозначных и однозначных, о прямом и переносном значениях слов, а также о том, что есть слова близкие по значению (синонимы) и противоположные по значению (антонимы).

  Кроме того учащиеся усваивают группу «вежливых слов»: знакомятся с их происхождением, постигают секреты употребления «волшебных слов» в речи, учатся пользоваться толковым словарём.

     Речь – очень широкая сфера деятельности человека.

      Большое внимание уделяю также и работе над словосочетанием и предложением, работе над связной речью. Умение  строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.

      Итак, речевое развитие – первая предпосылка литературного творчества. Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Выполняя их, учащиеся не получают конкретного задания, касающегося структуры предложения. Строя предложение, они опираются на чувства языка, на усвоенные ранее закономерности.

      Учить речи насильно нельзя, учить речи успешно можно лишь тогда, когда учителю удаётся включить сложные грамматические формы языка в выполнение привлекательных для учащихся упражнений.

      Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

 Комплекс упражнений по развитию речи младших школьников.

    1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.

2. Деление сплошного текста на абзацы.

3. Составление связного текста из данных абзацев.

4. Составление связного текста из данных предложений.

5. Составление связного текста из деформированных предложений.

6. Свободные диктанты

7. Рассказ с элементами описания.

8. Выборочное выписывание из текста по заданию.

9. Письменные ответы на вопросы.

10. Составление краткого рассказа.

11. Творческий диктант.

12. Составление текста по опорным словам (словосочетаниям).

13. Составление текста по данному началу или по его концу.

14. Редактирование текста.

        15. Запишите предложения, подбирая более точное слово.

          Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений: наиболее важные из них — это упражнения в связной речи — рассказы, пересказы, сочинения. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.

       Хорошо развитая речь для каждого школьника — важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Владение связной речью — один из показателей образованности и культуры человека. Мы, учителя начальных классов, стоим у истоков речевой культуры детей. Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. На уроках развития речи в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка происходит обогащение словарного запаса и грамматического строя речи детей, обучение нормам языка и их использование в речи, совершенствование коммуникативных умений. Работа по развитию речи учащихся многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений [5]. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, оборот материала, установление логических связей, проверка орфографии — весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил.
       
 Применяется такой вид обучения рассуждениям, как написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету. На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. Использование газетного материала на уроке русского языка повышает интерес учащихся к учебному предмету, помогает учителю воспитывать любовь к родному языку. Кроме того, в материалах газет, журналов отражаются события наших дней. Работа по материалам газет оказывает сильное воздействие на учащихся, заставляет их задумываться над важнейшими вопросами, которые поднимаются на страницах печати, оказывает помощь в совершенствовании навыков культуры речи и грамотного письма. Таким образом, систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой и способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.

         Развитие речи — необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет — русский язык. Наличие этого связывающего звена открывает реальные пути, осуществляет межпредметные связи в создании системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения, грамматики и правописания.  


                       

  Использовалась литература:

1. И.И. Политова “Развитие речи учащихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.

2. Журнал “Начальная школа”.

3. Обобщение собственного опыта работы.

  1. Антюхова С. Ю. Учебник русского языка для младших школьников (Дидактические возможности) / С. Ю. Антюхова // Начальная школа плюс до и после. – 2006. - №2. - С.74-76.
  2. Андрюхова Л. Л., Шевердина Н. А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе / Л. Л. Андрюхова, Н. А. Шевердина // Серия «Учение с увлечением». – 2003. – С.256