Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по  внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"  рассчитана на учащихся 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

социальное направление

Возраст обучающихся – 2 класс

Срок реализации – 1 год

Программу составила

учитель   начальных классов

Перфилова Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Более полное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы возможно только при привитии интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но ограниченные рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Увлекательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Актуальность программы: занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с некоторыми понятиями, которые остаются за рамками школьной программы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, а также получить удовольствие и знания в разгадывании кроссвордов, анаграмм, загадок. Воспитание интереса к “Увлекательной грамматике” должно пробудить у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Увлекательной грамматики” обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета реализуются в большей мере, когда усилена работа по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Также занятия курса “Увлекательная грамматика” предусматривают задания в рубрике «Вопросы от Мишутки», которые направлены на подготовку детей к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок». В середине каждого занятия проводится «Шутка-минутка», во время которой дети выполняют шуточные задания, которые позволяют поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой, потренироваться в рисовании фигур по клеточкам.

Содержание и методы обучения “Увлекательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

 Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика – это увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие: 

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся.

Воспитывающие:

  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  •  воспитание культуры обращения с книгой.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

       Особенности программы  «Увлекательная грамматика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

 Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год.. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут . Количество часов в год – 34 .  

                                    Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.

     Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Все результаты (письменные работы, творческие проекты) должны фиксироваться учителем письменно и входить в портфолио ребенка.

Тематическое планирование. (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Фонетика. Звуки и буквы  

1

2

Путешествие в страну «Лексика»

1

3

Волшебные превращения слов.

1

4

Однозначные и многозначные слова

1

5

Игроурок. Закрепление изученного

1

6

Синонимы – слова-братья.

1

7

Антонимы – слова-наоборот.

1

8

И еще раз о синонимах и антонимах

1

9

Королевство пословиц

1

10

Игроурок. Закрепление изученного

1

11

Игры со словарными словами

1

12

Что такое анаграмма?...

1

13

Игроурок. Закрепление изученного

1

14

У каких букв есть секреты?

1

15

Шарады и метаграммы

1

16

Интересное о существительном

1

17

Интересное о глаголе

1

18

Интересное о прилагательном

1

19

Игроурок. Закрепление изученного

1

20

Текст. Тема текста. Главная мысль текста

1

21

Заголовок – всему голова

1

22

Увлекательная работа над фразеологизмами

1

23

Игроурок. Закрепление изученного

1

24

О пословицах ещё раз…

1

25

О фразеологизмах ещё раз…

1

26

Интересное о русских народных загадках

1

27

Игроурок. Закрепление изученного

1

28

О словарных словах ещё раз…

1

29

Части речи: имя существительное, имя прилагательное и глагол.

1

30

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

1

31

Новые слова в  русском языке

1

32

Встреча с зарубежными «друзьями».

1

33

Крылатые слова  

1

34

КВН по русскому языку.

1

Содержание программы

2 класс (34 ч)

Тема 1.  Фонетика. Звуки и буквы.(1ч.)

Знакомство с понятиями «фонетика», «фонема». Работа над буквами, звуками. Повторение алфавита. Ребусы, кроссворды. Игра «Буквы-озорницы».

Тема 2.   Путешествие в страну слов «Лексика».  (1ч.)

Знакомство учащихся с понятиями: «лексика», «лексическое значение слова». На примерах определяется лексическое значение слова, называется слово по его лексическому значению. Ребусы, кроссворд. Игра «Три попытки»

Тема 3. Волшебные превращения слов. (1 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 4.  Однозначные и многозначные слова. (1 ч.)

Знакомства с однозначными и многозначными словами. Объединение слов в группы по принципу многозначности слова. Загадки. Составление предложений с многозначными словами

Тема 5.  Игроурок. Закрепление изученного. (1 ч)

Повторение о звукобуквенном разборе слова, название слова по его лексическому значению, распределение слов в группы в соответствии с их общим названием. Кроссворд. Игра «Ой»

Тема 6.  Синонимы – «слова-братья» (1 ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над сказкой «Слова-братья». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Загадки.

Тема 7. Антонимы – слова наоборот.  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в пословицах. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Загадки.

Тема 8. И ещё раз о синонимах и антонимах.  (1ч.)

Повторение о синонимах и антонимах в речи. Соединить линиями пары антонимов и синонимов. Кроссворд. Загадки.

Тема 9. Королевство пословиц.  (1ч.)

Знакомство с новыми пословицами. Подбор пословицы к прочитанным историям. Нахождение «ключика» для прочтения пословиц. Расшифровка пословицы.

Тема 10.  Игроурок. Закрепление изученного. (1 ч)

Подбор к словам антонимов, синонимов, нахождение их в тексте. Объяснение смысла пословиц. Разгадать пословицу, зашифрованную в криптограмме.

Тема 11.  Игры со словарными словами (1 ч)

Разгадывание кроссвордов со словарными словами. Вставить недостающее слово. Игра «А ну-ка, сообрази!». Найди «спрятавшееся» слово.

Тема 12.  Что такое анаграмма. (1 ч)

Знакомство с историей изобретения анаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы. Ввод понятий «анаграмма». Ребусы. Закодированное слово. Игра «Закончи пословицу»

Тема 13. Игроурок. Закрепление изученного. (1 ч.)

Объяснение смыла пословиц. Подбор анаграмм к словам. Загадки. Соединить начало и конец пословиц. Найти закономерность. Загадки со словарными словами.

Тема 14.  У каких букв есть секреты. (1 ч)

Беседа о буквах Я, Е, Ё, Ю, Ь, о разделительном Ь. Стих «Особенные буквы». Задания с Ь и разделительным Ь. Загадки. «Послушай рассказ и придумай окончание»

Тема 15.  Шарады и метаграммы (1 ч)

        Знакомство с происхождением шарад и метаграмм. Составление и разгадывание шарад и метаграмм. Иллюстрирование слов-ответов. Загадки.

Тема 16.   Интересное о существительном (1 ч)

Нахождение существительных в тексте. Обведи рисунок, обозначающий одушевленные и неодушевленные имена существительные. Вставить вместо рисунков имена собственные.

Тема 17.  Интересное о глаголе. (1 ч.)

Нахождение глаголов в стихотворении Н. Анишиной. Дополнение предложения, вставив глагол. Соединение существительного с глаголом.  Подбор синонима к глаголу.  Загадки.

Тема 18.  Интересное о прилагательном. (1 ч.)

Вставить в текст вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные. Игра «Узнай предмет по описанию».  Нахождение лишнего слова в строчке.  Образование словосочетаний. Загадки.

Тема 19.  Игроурок. Закрепление изученного. (1 ч.)

Игра «Собери слова в лукошко». Угадай предмет по его признакам. Нахождение глаголов в стихотворении. Распределение слов на три группы. Криптограмма.

Тема 20.  Текст. Тема текста. Главная мысль текста

Составление рассказа по картине.  Задания по определению темы текста. Нахождение в тексте пословицы, выражающую главную мысль текста. Сочинение истории по картинкам.

Тема 21.  Заголовок – всему голова. (1 ч.)

Подбор заголовка к тексту. Криптограмма.  Выбор пословицы, которая может стать заголовком к тексту.

Тема 22.  Увлекательная работа над фразеологизмами. (1 ч  )

Знакомство с фразеологизмами. Вставить в стихотворение недостающие фразеологизмы. Отметить правильное значение фразеологизма.  Угадать слово.

Тема 23.  Игроурок. Закрепление изученного. (1 ч.)

Объяснение значения некоторых фразеологизмов. Вставить в текст фразеологизмы.  Выбор пословицы, которая станет заголовком к тексту. Разыгрывание ситуации.

Тема 24. О пословицах ещё раз… (1 ч.)

Подбор пословицы к прочитанным историям. Исправить ошибку в пословице. Чтение пословицы с использованием кода. Расшифровка пословицы.

Тема 25. О фразеологизмах ещё раз…(1 ч.)

Расшифровка фразеологизма. Нахождение правильного значения фразеологизма. Составление предложений с использованием фразеологизма.

Тема 26. Интересное о русских народных загадках. (1 ч.)

Упражнения в разгадывании загадок. Расшифровка загадки. Инсценировка диалога.

Тема 27.  Игроурок. Закрепление изученного. (1 ч.)

Дополнение словами пословиц. Разгадка криптограммы.  Достроить фразу.  Расшифровка фразеологизма.

Тема 28.  О словарных словах ещё раз… (1 ч.)

Повторение написания изученных словарных слов. Нахождение словарных слов в тексте. Замена фразы одним словом. Загадки. Написание словарных слов под картинкой.

Тема 29. Части речи: имя существительное, имя прилагательное и глагол. (1 ч.)

Упражнение в различении частей речи. Подбор к именам существительным подходящие имена прилагательные. Игра «Путаница». Изображение действий при помощи жестов и мимики. Метаграммы.

Тема 30. Какие слова русского языка помогают называть качества характера. (1 ч.)

Знакомство с понятием «качество характера».  Подбор прилагательных, характеризующие детей. Положительные и отрицательные качества характера. Нахождение «лишнего» слова. Загадки. Изменение слов по образцу.

Тема 31.  Новые слова в русском языке. (1 ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 32.  Встреча с зарубежными «друзьями».(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 33.  Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ж.О.Насташенко «Русский язык. Занимательные материалы»

2. Л.В.Мищенкова «Занимательный русский язык»

3. И.В.Елынцева «Словарные слова в ребусах, шарадах и загадках»

4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. 1996 г.

6. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

8. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

Информационно-коммуникативные средства:

- обще пользовательские цифровые инструменты учебной деятельности;

- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.

Технические средства обучения:

- CD, DVD –  проигрыватели;

- телевизор;

- аудио, видеомагнитофон;

- компьютер с художественным программным обеспечением;

- слайд-проектор;

- мультимедиа – проектор;

- магнитная доска;

- экран навесной;

- фотокамера цифровая;

- видеокамера цифровая.

Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;

- видеофильмы или DVD- фильмы и презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 - 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  (русский язык)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа  общеинтеллектуального направления "Занимательная грамматика"  разработана для второго года обучения . Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....