Программа ВД "Эрудит", интеллектуальное направление (1-4кл.)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Гордынец Ольга Павловна

Программа расчитана на использование во внеурочной деятельности с 1 по 4 класс. Темы и расчасовку можно менять на свое усмотрение в зависимости от подготовленности группы обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по ВД35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Эрудит

1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» составлена  в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и изменениями, приказ № 2357 от  22.09.2011 г., с  учетом  целевых установок ООП НОО  МБОУ СОШ г. Мамоново.

Направленность программы – общеинтеллектуальное направление.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов обучающихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс  «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», дистанционный интеллектуальный  конкурс  «Перспектива» (математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык) и др.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают обучающиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Цель программы: подготовка обучающихся начальных классов к предметным олимпиадам.

Задачи:

  • развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
  • решение нестандартных логических задач;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Срок реализации программы   внеурочной деятельности- 4 года.

Количество часов:  1 класс – 33 ч, 2 – 4 классы по34 ч  (1 час в неделю)

Занятия проводятся в группах, составленных из обучающихся параллели 1-х классов, 2-х классов, 3-х классов, 4-х классов, по 1 часу в неделю в каждой группе.

Основная форма реализации данного курса внеурочной деятельности – кружок.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

  • использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
  • проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
  • способность ухватить наиболее существенную деталь;
  • работать с доступными книгами – справочниками и словарями.

Личностные результаты :

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты  (УУД).

 Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию)
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3. Содержание курса внеурочной деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Виды деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

I раздел. Математика. Информатика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач

по математике для 1-4 классов дистанционных  интеллектуальных конкурсов , конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 1-4

классов игры-конкурса «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Интеллект».

Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.

Познавательная

Беседы, интеллектуальные игры, олимпиады,

интеллектуальные марафоны, групповая работа.

II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий

мир.

Выполнение заданий по русскому языку для 1-4 классов  дистанционных  интеллектуальных конкурсов, игры-конкурса «Русский медвежонок –

языкознание для всех». Выполнение заданий по литературному чтению для 1-4

классов дистанционного интеллектуального конкурса «Золотое руно». Выполнение

заданий по окружающему миру для 1-4 класса дистанционного интеллектуального

конкурса «Лисенок». Поиск информации в энциклопедии.

Анализ олимпиад по

русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.

Познавательная

Беседы(вводные),  интеллектуальные игры, олимпиады,

интеллектуальные марафоны, групповая работа.

4.Тематическое планирование.

 1 класс

Тема

Количество часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант.

1

2

Задача. Условие и требование. (Первичное знакомство)

1

3

Простые задачи. Игра «Муха». Графический диктант

1

4

Путешествие точки. Построение рисунка в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Решение задач.

1

5

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

6

Решение задач на перекладывание палочек.

1

7

Задачи с некорректными данными.

1

8

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

9-10

Решение  нестандартных задач.

2

11-12

Решение комбинаторных задач.

2

13-14

Подготовка к олимпиаде по математике.

2

15

Тренировка зрительной памяти.

1

16

Развитие мышления. Зрительный диктант

1

17

Развитие памяти, внимания.

1

18

Интеллектуальная викторина «Своя игра»

1

19

Ребусы.

1

20-21

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Выполнение заданий.

2

22

Фразеологические обороты.

1

2

Сочиняем загадки.

1

24

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения.

1

25

Жанровое разнообразие произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров.

1

26

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Произведения современной отечественной литературы. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

1

27

Подготовка к олимпиаде по литературному чтению.

1

28

 Тайны живой и неживой природы. Подготовка к олимпиаде по окружающему миру.

1

29

Жизнь животных и растений. Подготовка к олимпиаде по окружающему миру.

1

30

Наша Родина-Россия. Подготовка к олимпиаде по окружающему миру.

1

31

Выполнение олимпиадных заданий по окружающему миру для 1 класса.

1

32

Удивительная книга энциклопедия.

1

33

Игровое занятие «Магазин головоломок»

1

2 класс

Тема

Количество часов

1

Решение нестандартных  задач по математике для 2 класса.

Дорисуй, нарисуй, раскрась. Найди закономерность. Выбираем основание для классификации. Проверка результатов для классификации. Выбираем нужный ответ. Делим объекты на классы по заданному основанию.

1

2

Решение нестандартных  задач по математике для 2 класса.

Развиваем наблюдательность.  Развиваем память и внимание. Сравнение.

1

3

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике для 2 класса. Задачи на смекалку. Сравнение.

1

4

Выбор комбинаций. Решаем комбинаторные задачи. Развиваем логику мышления.

1

5

Решение задач по математике для 2 классов конкурса-игры «Кенгуру», оцениваемых в 3 балла.

1

6

Решение задач по математике для 2 классов конкурса-игры «Кенгуру», оцениваемых в 4 балла.

1

7

Решение задач по математике для 2 классов конкурса-игры «Кенгуру», оцениваемых в 5 баллов.

1

8

Анализ олимпиад по математике текущего года школьного уровня.

1

9

Математическая викторина.

1

10-11

Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 4 балла.

2

12-13

Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех».оцениваемых в 5 баллов.

2

14-15

Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 6 баллов.

2

16

Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку для 2 класса. Фразеологизмы.

1

17

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.  Расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться.

1

18

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Расширение знаний в области энциклопедий;

формирование умений и навыков в работе с энциклопедиями.

1

19

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Поиск по фамилии автора.

1

20

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Поиск по названию произведения.

1

21

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года школьного уровня.

1

22

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года муниципального уровня.

1

23-24

Выполнение заданий по литературному чтению для 2 класса игры-конкурса  «Золотое руно».

История мировой художественной культуры. 

2

25

Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года школьного уровня.

1

26

Выполнение олимпиадных заданий по литературному чтению.

1

27

Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса. Растения и животные.

1

28

Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса. Наша планета. Звездное небо.

1

29

Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса. Полезные ископаемые.

1

30

Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса. Человек. Экологические проблемы.

1

31

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Необычные растения.

1

32

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Необычные животные.

1

33

Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года школьного уровня.

1

34

КВН.

1

3класс

№ п/п

Тема

Количество часов

I раздел.

Математика. Информатика.

17

1-3

Решение комбинаторных задач по математике для 3 класса. Решение задач с помощью дерева выбора.

3

4-5

Задачи на взвешивание, на переливание.

2

6-8

Логические текстовые задачи. Логические задачи на «следование»

3

9

Решение задач по математике для 3 классов конкурса-игры «Кенгуру», оцениваемых в 3 балла.

1

10

Решение задач по математике для 3 классов конкурса-игры «Кенгуру», оцениваемых в 4 балла.

1

11

Решение задач по математике для 3 классов конкурса-игры «Кенгуру», оцениваемых в 5 баллов.

1

12-14

Решение задач для 3 класса игры-конкурса по информатике «Инфознайка».

3

15

Анализ олимпиад по математике текущего года.

1

16

Анализ олимпиад по информатике текущего года.

1

17

Математический КВН

1

II раздел.

Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

17

18

Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 4 балла.

1

19-20

Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 5 баллов.

2

21

Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 6 баллов.

1

22-23

Выполнение заданий по литературному чтению для 3 класса игры-конкурса  «Золотое руно».

2

24-25

Выполнение заданий по окружающему миру для 3 класса игры-конкурса  «Лисёнок».

3

26

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Расширение знаний в области энциклопедий; формирование умений и навыков в работе с энциклопедиями.

1

27-28

Поиск ответов на вопросы в справочной литературе. Расширение знаний в области справочной литературы; формирование умений и навыков в работе со справочной литературой.

2

29

Поиск ответов на вопросы в сети  Интернет.

1

30

Анализ олимпиады по русскому языку текущего года

1

31

Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года.

1

32

Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года.

1

33-34

Парад умников.

2

4 класс

Тема

Количество часов

1

Решение задач на переливание

1

2

Решение процессуальных задач

1

3-4

Решение комбинаторных задач

2

5-6

Решение задач по математике для 4 классов конкурса-игры «Кенгуру».

2

7-8

Анализ олимпиад по математике текущего года.

2

9-10

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 4 балла.

2

11-12

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 5 баллов.

2

13-14

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 6 баллов.

2

15

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Расширение знаний в области энциклопедий; формирование умений и навыков в работе с энциклопедиями.

1

16-17

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

2

18

Викторина

1

19-21

Выполнение заданий для 4 класса игры-конкурса  «Золотое руно».

3

22-23

Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года.

2

24-26

Выполнение заданий по окружающему миру для 4 класса игры-конкурса  «Лисёнок».

3

27

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.

1

28-29

Поиск ответов на вопросы в справочной литературе. Расширение знаний в области справочной литературы; формирование умений и навыков в работе со справочной литературой.

2

30

Поиск ответов на вопросы в сети Интернет.

1

31-32

Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года.

2

33-34

Парад умников.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка интеллектуального направления "Я -исследователь"

Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы исследовательской деятельности младших школьников А. И. Савеноква...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления (кружок "Занимательный английский")

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяе...

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...