Доклад на МО по теме "Подвижные игры - средство формирования готовности детей к обучению в школе"
статья

Чарина Алена Викторовна

В докладе говорится о значении подвижных игр на снятие нервного напряжения, изменений тревожности и раздражительности у первоклассников в начальных периодах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Тутончанская средняя школа»

ЭМР Красноярский край

Доклад

Подвижные игры – средство формирования готовности детей

к обучению в школе

Подготовила учитель начальных классов

Чарина А.В.

                                      2017 – 2018 уч. год

     Многих родителей, педагогов и психологов волнует в последнее время увеличение количества слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в начальной школе. Это обусловлено тем, что не все занятия, проводимые родителями перед поступлением ребенка в школу, способствуют формированию необходимых для обучения качеств. Иногда родители и воспитатели проводят много развивающих занятий с ребенком. Это перегружает его и негативно сказывается на здоровье будущего первоклассника.

     При поступлении в школу определенные трудности возникают у всех первоклассников, но они преодолимы, если у ребенка нет проблем со здоровьем. Залогом успешного обучения в школе является здоровая нервная система. Эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению.

     Нервное напряжение, излишнюю тревожность и раздражительность хорошо снимают подвижные коллективные игры.

     Особенно нравятся детям игры «Иголка и нитка», «Ловишки», «Перехватчики», «Водяной». На первый взгляд они могут показаться просто забавой, а на самом деле отлично тренируют силу, ловкость, находчивость, быстроту и точность движений.

      «Иголка и нитка». Выбирается водящий – «иголка», дети встают друг за другом, кладут руки на пояс. «Иголка» бегает, огибая препятствия, а «нитка» - дети, - ухватившись за «иголку» и стараясь не отставать, бегает следом.

      «Ловишки». Выбирается водящий – ловишка. Ловишка стоит лицом к стене. Остальные дети стоят у противоположной стены. По команде ведущего дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три, скорее нас лови!» Затем быстро бегут на свои места. Ловишка догоняет. Кого он поймал, становится ловишкой.

      «Перехватчики». На противоположных концах площадки чертятся линии (два дома). Играющие стоят в шеренгу на одной из них. В середине площадки лицом к детям стоит водящий. Дети хором произносят:

           Мы умеем быстро бегать,

           Любим прыгать и скакать,

           Раз, два, три, четыре, пять,

           Ни за что нас не поймать!

И врассыпную бегут на другой конец площадки (дом). Водящий старается осалить бегущих. Один из осаленных становится водящим. Игра продолжается. В конце игры отмечаются те, кто ни разу не был осален.

     «Водяной». Чертится круг – озеро. Выбирается ведущий – «водяной». Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». «Водяной» бегает по кругу, не выходя за линию, и салит играющих, которые подходят близко к линии круга (берегу). Осаленные остаются в круге и помогают «водяному». Игра продолжается до тех пор, пока не будет осалено большинство игроков.

     Важным компонентом предшкольного образования является воспитание готовности ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому  себе. Замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Такие особенности поведения, по мнению Л.С.Выготского, свидетельствуют об «утрате детской непосредственности».

     Определяющим условием развития самосознания в детском возрасте является опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. В общении и совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие индивидуальные особенности, как умение выполнять те или иные роли, устанавливать общение со сверстниками, начинает осознавать отношение к себе других детей.

      Трудности в общении со сверстниками, проявляющиеся уже в дошкольном возрасте, могут оказать достаточно сильное влияние на формирование взаимоотношений ребенка с одноклассниками в будущем.Именно поэтому необходимо включать дошкольников и младших школьников в совместные игры («Клубочек», « Молчанка», «Посадка картошки» и др.). Игры снимают у застенчивых детей напряжение и неуверенность в себе, способствуют быстрому знакомству, помогают развивать умение взаимодействовать со сверстниками.

     «Клубочек». Игра полезна в группе малознакомых детей. Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос сидящему рядом участнику игры (например: «Как тебя зовут, что ты любишь?») и передает ему клубочек. Ребенок берет его, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает вопрос следующему игроку и передает ему клубочек. Таким образом в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

     «Молчанка». Перед началом игры все играющие произносят слова какой-нибудь песенки. Как только скажут последнее слово, все должны замолчать.

      Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами или потешками. Кто засмеется или скажет хотя бы одно слово, отдает ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты; по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

      «Король мавров». Игра способствует не только развитию навыков общения, но и знакомит с различными трудовыми действиями, что немаловажно для дальнейшего развития личности.

      Один из играющих становится королем мавров, все остальные – маврами. Король встает за одной чертой, все остальные – за другой на расстоянии десяти – двадцати шагов. Мавры подходят к королю и хором ведут с ним перекличку:

- Здравствуй, король мавров!

- Здравствуйте! Кто вы?

- Мы – мавры!

- Что вы умеете делать?

- Любую работу!

     Играющие имитируют выполнение какой-либо работы, о которой заранее договариваются, например, пилят, копают, поливают и т.п. Если король отгадает, что они делают, мавры убегают, а король пытается их догнать. Тот, кого он догнал, становится его помощником.

       Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все мавры.

       Ребенок, поступающий в школу, должен иметь некоторые элементарные речевые, математические и другие умения, обладать вербальной механической памятью. Эти качества и свойства определяют психологическую готовность ребенка к школе. Так, для успешного обучения в школе будущему первокласснику необходимо умение слушать. Этому во многом способствуют следующие игры.

       «Догадайся, кто поет». Дети держаться за руки, идут по кругу и поют первый куплет песни. Затем кто-то из детей исполняет куплет водящему, стоящему в центре круга с закрытыми глазами. Водящий по голосу должен узнать, кто из детей пел, и назвать его имя.

       «Найди свою группу». Дети встают в кругу. Ведущий по очереди каждому называет какое-либо животное по такому порядку: одному – кошка, другому – собака, третьему – свинья и т.д. После этого дети закрывают глаза и издают только звуки своего животного.  По этим звукам они должны собраться в группы.

        Готовность ребенка к обучению в школе во многом зависит от того, насколько родители будущих первоклассников, воспитатели дошкольных учреждений и учителя начальных классов будут знакомы с возможными трудностями ребенка, поступающего в 1 класс, и способами их предупреждения.

       Данные игры помогут подготовить детей к обучению в школе.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

собрание с родителями будущих первокласснико "Личносто-психологическая готовность детей к обучению в школе"

Собрание с родителями будущих первоклассников проведено на базе ДОУ, с привлечением школьного психолога, воспитателя подготовительной группы и руководителя по физической подготовке. Цель собрания: обо...

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей  будущих первоклассников....

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой

Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе  Л.А. Ясюковой...

Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе

  Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе...

КОПИЛКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Сборник игр для развития психологических познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста...