Применение арт-технологий в начальной школе посредством кукольного театра.
методическая разработка

Волкова Наталья Павловна

Театрализованные действия способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей стране, признательности к её защитникам 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение арт-технологий в начальной школе посредством кукольного театра»» (из опыта работы)

Помимо внеурочной деятельности я применяю и на уроках элементы арт-технологий. Это помогает приобщить детей к духовным и нравственным ценностям, направить развитие творческой личности через театрализованную деятельность. «Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.»

( Кокуева Л.В.)

Считаю, что театрализованная деятельность, представляющая синтез музыки, живописи, танца, риторики, актёрского мастерства, создаёт условия для развития творческой личности, помогает духовно-нравственному воспитанию детей.

Театрализованные действия способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей стране, признательности к её защитникам .

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

-культурологический;

-личностно-ориентированный;

-принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов;

-принцип гуманизации;

-принцип развития;

- систематичность

Для достижения поставленной цели выбрала следующие направления:

-добро и зло;

-православная культура;

-история народа;

-развитие личности ребенка

С детьми мы подготовили и показали сказки духовно-нравственного содержания, которые помогают увидеть красоту нравственных поступков, такие как: «Дорога к теремку», «Непослушная Даша», «Сказка о попе и работнике его Балде». Различать такие категории как добро и зло помогают народные сказки. Сказка не даёт прямых наставлений типа «слушайся родителей», «уважай старших», но в её содержании заложен урок, нравственность заложена в самих сюжетах. Неоднократно наш детский коллектив выступал и МДОУ «Золотая рыбка». Родители и дети всего детского сада посмотрели такие сказки как: «Репка». «Колобок», «Заюшкина избушка».

Театрализованная постановка требует огромной подготовки. Важнейшим является процесс репетиций, где проходит творческое переживание и воплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, развиваются нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга.

Подготовка к показу включает не только репетиции, но и теоретические занятия, где дети знакомятся с предметами старины, а также обучаются изготовлению кукол, например, кукол-оберегов, пеленашек. В классе оборудован театральный уголок, уголок старины, который постоянно пополняется новыми предметами с помощью родителей, с которыми я работаю в тесном сотрудничестве.   Часто с детьми посещаем библиотеку, где работники библиотеки проводят беседы, игры, разбирают житейские ситуации, читают литературные произведения на нравственную тему.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями  школы и семьи. На родительских собраниях, беседах я часто задавала родителям вопросы: «Что вы считаете главным в воспитании своих детей? Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка в будущем? Родители отвечали: хотим видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, порядочными, честными. Но вопрос: « А как воспитать эти качества в ребенке?», — многие затруднялись ответить. Для того, чтобы родители осознали, что в первую очередь они ответственны за воспитание своих детей, именно в семье должны передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, были продуманы разные формы работы с ними. Я использовала наглядные методы: папки-передвижки, выставки детских работ, выставку детской ,  

На вопрос, что вы делаете для того, чтобы поддерживать желание ребенка работаь с куклами отвечали: читаем книги, обсуждаем, делаем кукольный театр с игрушками, покупаем игрушки, вместе рисуем, придумываем роли с игрушками, принимаем участие в игре, смотрим телевизор(познавательные передачи, сказки).

Таким образом я считаю , что театрализованная деятельность дает большие возможности для развития детей , для их духовного и нравственного роста , хочется добавить: также совместными усилиями школы и семьи .

Не только для « артистов», но и для юных зрителей, подготовка и сами выступления оставляют яркий, добрый след в их сердцах.

«История личности начинается с первого желания сопереживать, сочувствовать… десятки тысяч ребят каждодневно выходят из зрительных залов, потрясенные увиденным и маленькие сердца стучат от желания совершать фантастические подвиги, из которых потом родится желание совершать подвиги реальные. Это желание пробуждается искусством». (Л.М.Устинов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий в начальной школе

Статья из опыта работы о применении компьютерных технологий в начальной школе...

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

Выступление  на педсовете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе" с использованием презентации....

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей....

Применение информационных технологий в начальной школе

Наличие современного оборудования в школе позволяет учителям активно использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности. Учитель начальных классов имеет возможность использоват...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...