Выступления на Педагогическом совете
статья


Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом Совете по теме

«Формирование системы оценки качества обучения и развития обучающихся на основе современных пед. технологий»

                                                                 Подготовила:

учитель начальных классов

                                         Басова Е.Д.

2017г.

 Педагогическая поддержка ребёнка в системе начального школьного образования

На протяжении многих лет в традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, ситуативный характер. Учителя в большинстве случаев реагируют только на внешне проявляющиеся поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, вызов родителей, наставления по поводу внешнего вида и т .п.

Мотивы учителя вполне благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребёнка, желание научить его общаться, но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в назидание, приказ, что может вызвать лишь ответную грубость, апатию.

За последние годы произошло значительное обновление содержания образования в начальной школе. Первоклассники обучаются грамоте по новым курсам, которые построены на коммуникативно-деятельностной основе и ориентированы не только на овладение детьми навыками чтения, письма, но и на развитие познавательных и речевых способностей, формирования у детей интереса к родному языку как важнейшему средству общения. Отбор содержания в новых программах ориентирован в большей степени на социализацию ребёнка, овладение учащимися элементарными знаниями об истории своей Родины, о правах ребёнка, нормах нравственности, систематизацию имеющихся у них сведений о мире природы.

Сейчас тяжёлое время для формирования полноценной личности. Встаёт отнюдь не риторический вопрос: «Как и что прививать для того, чтобы ребёнок мог нормально существовать в нашем мире» Но нет никаких сомнений, что сейчас как никогда актуальна педагогическая поддержка, и начинать оказывать её нужно уже в начальном образовании, обращать внимание на каждый грустный взгляд подопечного, попытаться раскрыть ребёнка, а вместе с ним и проблему, которая беспокоит его. Ведь мы в ответе за тех, кто будет жить далее, создавать счастливое будущее.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением ( О.С.Газман ).

Педагогическая поддержка с точки зрения обучающих и воспитательных задач носит упреждающий, превентивный характер, дающий шанс двигаться навстречу обоим – педагогу, и ребёнку – в образовательном пространстве, как желательном для обоих – взаимодействии.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:

  1. Согласие ребёнка на помощь и поддержку. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребёнка, а также в ситуациях асоциального поведения.
  2. Приоритет самого ребёнка в решении собственных проблем. Педагог лишь создаёт условия, предлагает свою помощь в поисках её решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
  3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем. В силу того, что ребёнок ещё долго не сможет разобраться во всех взаимодействиях, педагог обязан подсказать, незаметно подтолкнуть к выбору правильного во всех отношениях решения.
  4. Соблюдение принципа конфиденциальности. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребёнком.
  5. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки.

Для младшего школьного возраста вариант педагогической поддержки заключается в создании условий для социальной адаптации учащихся в различных сферах образовательного пространства и организации их деятельности и общения.

Основные принципы педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе:

 личностная направленность целостного процесса педагогического сопровождения;

 гуманизация содержательно-процессуальных сторон образовательного процесса;

 содружества, сотворчества педагога, родителей, воспитанников в организации учебно- воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциации;

 многообразия видов индивидуальной и коллективной деятельности с учётом интересов и склонностей обучаемых;

 вариативность программ и подходов в воспитательной работе;

 профессионализм и компетентность педагогов, действующих в инновационном режиме.

Важное место среди мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, принадлежит уменьшению учебной нагрузки.

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок по окружающему миру, математике, технологии. Целевые прогулки и экскурсии определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На своих уроках большое внимание уделяю здоровьесберегающим принципам: физкультминутки, упражнения на развитие мелкой моторики, гимнастику для пальчиков, смена видов деятельности. Снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность детей, контролируя её изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

Научно-познавательный аспект педагогической поддержки хорошо прослеживается в занятиях по краеведению. Содержание программы способствует формированию понятий о малой родине, основ этнического самосознания и расширению собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем, воспитанию культуры и этике общения, развитию в детях наблюдательности, самостоятельности и инициативности, обогащению речи и словарного запаса. Как можно больше целевых прогулок, экскурсий, т.е. необходимо расширение образовательного пространства.

По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, выявить сущность и условия педагогической поддержки.

Необходимость применения педагогической поддержки безусловна. В наше время развития гуманистического воспитания, педагогическая поддержка является ее составной частью. Она занимает в образовательном процессе роль ровную с воспитанием и обучением, являясь их неотъемлемой частью. А взаимодействие учителя и ученика делаются более открытыми, что способствует дифференцированному подходу. Педагогическая поддержка в наше время является и должна являться частью образовательного процесса в формировании нравственной личности ученика.

Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит – полноценно жить и учиться.




Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом совете  школы

по теме

«Профессиональная компетентность учителя начальных классов»

                                                             Подготовила:

учитель начальных классов

                                         Басова Е.Д.

2017г.

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

        Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:

  • требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
  • специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
  • система педагогической культуры учителя

        С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

        

Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:

  • понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);
  • знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);
  • понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).

        

Третье направление -  система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:

  1. Перцептивный компонент -  умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).
  1. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.
  1. Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.
  1. Инновационный компонент -  потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.
  1. Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

        Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.

Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

                        

Профессиональная компетентность учителя  - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта,  обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

  1. Общекультурный критерий.
  2. Общепрофессиональный критерий.
  3. Коммуникативный критерий.
  4. Личностный критерий.
  5. Критерий саморазвития и самообразования.
  1. Общекультурный критерий

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Таким образом, выделяют  три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

  • общая образованность и широта кругозора;
  • информированность в области культурных новинок;
  • культура речи.
  1. Общепрофессиональный критерий

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.
  1. Коммуникативный критерий

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

  • потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
  • эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
  • доброжелательный и конструктивный стиль общения.
  1. Личностный критерий

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

  • профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
  • наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.
  1. Критерий саморазвития и самообразования

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

  • самокритичность, требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности

Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности         учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.                                                                                

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.



Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом Совете по теме

«Формирование системы оценки качества обучения и развития обучающихся на основе современных пед. технологий»

                                                                 Подготовила:

учитель начальных классов

                                         Басова Е.Д.

2017г.


Формирование системы оценки качества обучения и развития обучающихся на основе современных пед. технологий

Одним  из  приоритетных  направлений  развития  системы  образования  Российской Федерации  является  обеспечение  качества  образования.  Создание  школьной  системы оценки  качества  образования  призвано  обеспечить  обучающихся  и  их  родителей, педагогические  коллективы  школ,  органы  управления  образованием  всех  уровней, работодателей  надежной  информацией  о  состоянии  и  развитии  системы  образования  на всех уровнях.

Необходимость  создания  системы  оценки  качества  образования  школьного  уровня обусловлена введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях.

Школьная система оценки качества образования

Структура школьной оценки качества образования

Составляю щие оценки

качества

Цель

Объекты

оценки

Формы исследований

Результаты

оценки

Качество

управления

школой

Обеспечение

условий для

реализации целей и задач

всеми участниками образовательного процесса в школе

Структура

управления;

методы управленческой деятельности;

стиль управленческой деятельности;

уровень профессиональной

компетентности субъектов

управления

Анкетирование, самоанализ, наблюдение, внутренняя и внешняя

экспертиза

Сильные и

слабые стороны системы

управления –

как основа для

планирования

стратегии и

тактики развития школы

Качество образовательного процесса

Обеспечение

оптимальных

условий организации образовательного

процесса

Уроки, внеурочные внутришкольные

мероприятия,

методическая и

экспериментальная работа,

здоровье учащихся и учителей

Внутришкольный контроль,

анализ работы

методических

объединений,

творческих

групп

Основа для

конструирования и корректировки целей

методической

и организационной работы,

Качество результатов образовательного процесса

Получение

объективной и

достоверной

информации о

динамике результатов образовательного

процесса. Удовлетворение

запросов родителей (законных представителей), образовательных

потребностей ученика  

 

Динамика изменений обученности, компетентностей,

личностного

развития ученика, готовность к продолжению образования,

психологическое состояние,

отношение с

учителями, родителями, друзьями, к окружающему миру, уровень

адаптации и

социализации,

состояние здоровья

Анкетирование, наблюдение, интервью,

тестирование,

контрольные

срезы, медицинское обследование, беседы с родителями

Основа для

конструирования целей

учебной и воспитательной

работы, планирование и коррекция планов

методической

работы

Качество

условий обеспечения образовательного

процесса

Создание оптимальных

условий для

реализации

эффективного

образовательного процесса

Содержание

образования,

формы обучения, методики,

кадры, материалы и техника,

инфраструктура, доступность

Анализ, учебного плана,

УМК, анкетирование, декады открытых

уроков, мастер-классы,

беседы,

наставничество, аттестация, повышение квалификации

Основа для

планирования

и коррекции

рабочих программ, УМК,

основа для

оценки,

школьного

контроля и

других видов

управленческой деятельности, повышение профессионализма

учителя

        Школьная  система  оценки  качества  образования  должна  отражать   образовательные  достижения  учеников,  и  образовательный  процесс.  Это  интегральная характеристика  системы,  отражающая  степень  соответствия  реальных  достигаемых образовательных  результатов  нормативным  требованиям,  социальным  и  личностным ожиданиям. Школьная система оценки качества образования включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

-  внешнюю  оценку,  осуществляемую  внешними  по  отношению  к  школе   службами  (результаты  ЕГЭ  и  ОГЭ,  ВПР, мониторинговые  исследования  федерального,  регионального  и муниципального уровня);

-  внутреннюю оценку (самооценка), осуществляемую  самой школой  –  обучающимися, педагогами, администрацией.

К индикаторам качества образовательного процесса следует отнести:

-  процент детей, получающих основное образование в разных формах ;

- процент урочных и внеурочных занятий;

-процент   внеучебной   деятельности  (проектной, интеллектуальной , художественной, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной);

-  процент занятий с использованием современных образовательных технологий, в том

числе информационных;

К индикаторам результатов учебной деятельности относятся:

- процент учащихся, имеющих собственный индивидуальный прогресс в образовании;

-  промежуточные и итоговые когнитивные (учебные) достижения учащихся;

-  внеучебные  достижения,  их  соотношение  в  оценке  деятельности  детей  (по  ступеням образования);

- процент второгодников, отсева;

- процент детей, поступивших на следующую ступень образования;

К  индикаторам  условий  и   ресурсов  общеобразовательного  учреждения  можно

отнести:

- финансирование образования по источникам;

- общие  затраты  времени  («цена»  образования)  на  освоение  основной  образовательной программы основного общего образования;

- квалификация учителей и преподавателей;

- эффективность  использования  образовательных  технологий  и  информационных

ресурсов.

Внешняя оценка качества обучения в начальной школе – Всероссийские проверочные работы (ВПР), которые проводятся во 2 (русский язык) и 4 классах (русский язык, математика, окружающий мир) с целью систематического обновления содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях.

4 классы

ВПР октябрь 2017. 2 класс – русский язык

Статистика по отметкам

ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1364900

2.4

15.5

36.5

45.6

Смоленская обл.

5522

1.7

14.2

37.7

46.4

город Десногорск

60

5

16.7

33.3

45

(sch673054) МБОУ "Средняя школа № 2" г. Десногорска    

60

5

16.7

33.3

45

Внутренняя оценка качества обучения в начальной школе –самооценка, которую проводит образовательное учреждение.

Основные виды оценки качества образования в общеобразовательном учреждении

  • мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных уровнях обучения (диагностика: входная и итоговая, промежуточная аттестация: предметные результаты – итоговые контрольные работы; метапредметные результаты – комплексная работа в конце учебного года 1 – 4 классы);
  • анализ творческих достижений школьников (портфолио, рейтинговая система учебных и внеучебных достижений);
  • внутришкольный контроль (текущий контроль);
  • результаты  психологических  измерений  (например,  скрининг  психологического комфорта, готовности детей к обучению в школе и др.)

Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями.

Первый уровень индивидуальный (персональный) - осуществляет его учитель отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков).

На втором (внутришкольном) уровне ежегодно проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ:

  •  стартовый (входной) - определяется степень устойчивости знаний обучающихся, выясняются причины потери знаний за летний период и намечаются меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет
  •  промежуточный (тематический, четвертной, полугодовой) отслеживается динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости;
  •  итоговый (годовой) - определяется уровень сформированности знаний, умений и навыков при переходе обучающихся в следующий класс, прогнозируется результативность дальнейшего обучения обучающихся, выявляются недостатки в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.

Текущий контроль проводится после изучения крупных тем программы.

Основные принципы текущей контролирующе-оценочной деятельности следующие:

  1. Принцип «блокового» контроля. Он заключается в том, что по завершению изучения определенного блока учебного материала, учитель предлагает учащимся выполнить проверочные работы.
  2. Принцип дифференциации. Организация дифференцированного контроля предоставляет ученикам право выбора уровня сложности работы (базовый (обязательный минимум) или повышенный уровень), в зависимости от того, как он оценивает свои силы и возможности, а учителю дает возможность ориентироваться на индивидуальный темп продвижения каждого ученика. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости.
  3. Принцип выбора. Данный принцип тесно связан с принципом дифференциации. Наличие двух уровней в проверочной работы ставит ученика в ситуацию выбора: выполнить только обязательный минимум или попробовать свои силы при выполнении повышенного уровня сложности.

Проверочные работы составлены в двух вариантах, которые соответствуют двум уровням сложности.

  1. вариант предусмотрен для учеников со средней успеваемостью и испытывающих трудности в обучении (базовый уровень). Это обязательный минимум знаний, которыми должен овладеть школьник.
  2. вариант – для хорошо успевающих учеников (повышенный уровень). Здесь встречаются задания, в которых нужно не только показать высокий уровень усвоения материала, но и проявить способность применять знания в нестандартной ситуации.

         По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Цель итогового контроля – проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы (учебная четверть, год). В итоговый контроль входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.

В начальной школе широко применяются следующие виды контроля:

  1. проверочные работы (текущий контроль)

Формы проверочных работ:

  • Диагностические задания, выполняемые в начале и в конце изучения темы (дают представление об уровне подготовки, на котором находится каждый ученик, и вместе с тем отражают его продвижение в учении, сформированности учебной деятельности, самостоятельности, навыков самоконтроля и самооценки, а также влияние обучения на развитие учащихся);
  • Разноуровнеые задания по изучаемой теме;
  • Словарные диктанты;
  • Арифметические диктанты;
  • Списывание;
  • Тесты (в том числе и разноуровневые);
  • Диктанты с грамматическим заданием;
  • Изложения.
  1. контрольные работы (текущий и итоговый контроль)

Формы контрольных  работ:

  • контрльные работы по предметам;
  • тесты;
  • диктанты с грамматическим заданием;
  • изложение (1 – в конце 4 класса)

        Для достижения качества обучения учителя начальных классов кроме традиционной контрольно-оценочной деятельности активно используют инновационные системы оценивания:

  1. технология обучения в сотрудничестве через два взаимосвязанных аспекта:
  • контроль и самоконтроль со стороны учителя
  • контроль и самоконтроль со стороны ученика

             С точки зрения учителя, это ответы на вопросы: чему я научила; что нужно скорректировать в будущем; какие ошибки допущены при изучении конкретных тем. С точки зрения ученика, это ответы на вопросы: чему я научился; что у меня полуается; какие и почему я допустил ошибки и как их устранить.

  1. система оценивания достижений учащихся:
  • рейтинговая система оценивания (учитывается урочная деятельность и внеурочная деятельность по учебным предметам: олимпиады, интеллектуальные конкурсы, викторины, предметные марафоны и т.д.)
  • накопительная система оценивания (ученик зарабатывает баллы в течение нескольких уроков)
  • технология «портфолио» (личное портфолио ученика и классное портфолио).
  1. различные формы организации учебных занятий (наряду с  традиционной урочной формой и внеурочные формы организации занятий).
  2. современные образовательные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные (проводят уроки с привлечением средств технологии мультимедиа, работают с учащимися на интерактивной доске, у многих учителей начальных классов создана электронная тестовая база типа «Репетитор» по ведущим предметам).

                Все перечисленное выше позволяет в полной мере реализовать следующие функции контроля и оценки:

  • воспитательную (ученики не боятся контроля, а видят в нем возможность проявить свои способности и самостоятельно оценить результат своей работы);
  • образовательную (учитель определяет качество усвоения учащимися учебного материала, устанавливает динамику успеваемости);
  • ориентировочную (учитель видит конкретные перспективы работы с каждым учащимся на основе анализа его индивидуальных успехов или неуспехов);
  • управления (учитель выявляет ошибки в своей деятельности; ученик развивает умение анализировать и правильно оценивать свою деятельность, учится адекватно воспринимать оценку педагога);
  • корректировки (учитель оказывает своевременную помощь ученику, согласовывая процесс обучения с индивидуальным темпом обучаемости, уровнем развития и достижения )каждого школьника;
  • эмоциональную (любой вид оценки, включая и отметки, должен создавать положительный фон и вызывать адекватную эмоциональную реакцию ученика. Младший школьник должен учиться в ситуации успеха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...