Доклад на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников"
учебно-методический материал (2 класс)

Арданова Дулма Георгиевна

Выступление с докладом на метод совещание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад17.74 КБ
Файл Доклад21.33 КБ
Файл doklad_may_22.docx24.91 КБ
Файл doklad_adg1.docx18.47 КБ
Файл doklad_ad.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Период младшего школьного возраста является особым в жизни каждого ребенка. Данный период был выделен недавно, достаточно глубоко и содержательно его представили в своих работах В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и их последователей, такие как Л.И. Айдарова, А.К. Маркова, В.В. Репина и т.д.

К младшему школьному возрасту относятся дети 6-7 – 10-11 лет, которые обучаются в 1-4 классах начальной школы.

Младший школьный возраст является началом новой школьной жизни ребенка. В этот период у ребенка закладываются основные качества характера, ребенок получает не только умения, знания и навыки в рамках образовательного процесса, но и некий социальный статус, происходит становление личности, формирование внутренней позиции.

В период младшего школьного возраста детям необходимо получить навыки взаимодействия с другими детьми и научиться заводить друзей, именно эта задача является одной из первостепенных на данном этапе.

При поступлении в школу ребенок попадает в новый коллектив, который объединен в учебный класс. Под учебным классом понимается объединение более трех людей, которые находятся во взаимодействии и разделяют общие нормы, правила и цели. В этом коллективе ребенок будет обучаться, развиваться и взрослеть.

Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, то в младшем школьном возрасте на смену ей приходит учебная, в связи с этим у детей образуется новая система деловых отношений.

Межличностные отношения детей являются сложным социально-психологическим явлением, которое подчиняется определенным закономерностям. Первая закономерность заключается в обусловленности природы межличностных отношений местом, которое занимает группа в обществе. Ко второй характеристике межличностных отношений детей в коллективе относится зависимость этих отношений от определенной совместной деятельности. Третья особенность - их уровневая природа.

Систему межличностных отношений младших школьников определяет педагог через образовательный процесс, именно учитель способствует взаимодействию детей между друг другом и формированию в коллективе определенных статусов, т.к., как правило, для детей мнение учителя является авторитетным.

В системе взаимоотношений внутри коллектива наиболее благоприятное место занимают, как правило, дети, которые имеют успехи в учебе, обладают богатой фантазией, ровным характером, такие дети общительны, самостоятельны, инициативны и привлекательны внешне. На первый план выступают хорошие способности ребенка, которые обеспечивают ему особое положение внутри системы взаимоотношений, однако одних способностей не всегда достаточно для занятия благоприятного места в коллективе. Помимо этого, характерным для межличностных отношений младших школьников является выбор друга на основании общих интересов и жизненных факторов. Дети в большей степени начинают взаимодействовать с детьми, которые сидят с ними за одной партой, проживают в одном или соседних домах, интересуются схожей литературой и тому подобное. Лишь к концу четвертого класса ребенок начинает осознавать качества личности, черты характера сверстников и при совместной деятельности опираться на определенные качества детей.

В момент адаптации в новом коллективе у детей могут проявляться черты характера, которые ранее не были им свойственны. Такие проявления имеют временный характер. Дети начинают проявлять различные стили поведения в попытках найти собственную позицию среди сверстников, но в момент стабилизации отношений в коллективе эти проявления прекращаются, и ребенок проявляет присущие ему черты характера.

На первом году обучения у младших школьников возрастает уровень комфортности. Это происходит из-за новых правил поведения и социальной ситуации. Учебную деятельность ребенка стимулирует общение с другими детьми. В конце первого класса дети начинают воспринимать учебные задачи, как задачи, которые стоят перед всем классом. Они обращают внимание на поведение и успеваемость сверстников.

К третьему-четвертому году обучения позиция учителя в системе межличностных отношений со сверстниками ослабляется и отношения детей становятся более дифференцированными и тесными. Темы и мотивы общения претерпевают изменения, это происходит в связи с изменением не только внешнего характера общения, но и его внутренней содержательной структуры. Если на первом и втором году обучения в системе межличностных отношений важную роль играли успеваемость, способности ребенка, то к последующим годам обучения появляется другая мотивация, которая проявляется в независимой оценке школьных и личностных достоинств и поведения. Отношения со сверстниками приобретают особую важность и начинают оказывать влияние как на социальное, так и на личностное развитие детей. Общение по степени эмоционального вовлечения ребенка может быть приятельским и товарищеским. Приятельское общение реализуется как в классе, так и за его приделами, обычно это ребенок того же пола. Товарищеское общение является эмоционально менее глубоким и осуществляется в основном в пределах класса. 

 Именно в период младшего школьного возраста возникает такой феномен как дружба, он проявляется как индивидуально-избирательные глубокие межличностные отношения между детьми. Такие отношения основываются на взаимной симпатии и принятии друг друга и характеризуются взаимной привязанностью. Также, в младшем школьном возрасте распространена групповая дружба. Дружеские отношения считаются наиболее значимыми для людей среди различных видов межличностных отношений. К функциям дружбы относятся самосознание и формирование чувства причастности к обществу. Но дружеские отношения в данный возрастной период являются нестабильными, так как младшему школьному возрасту характерны изменения в интересах и предпочтениях. К третьему классу у детей пропадает предпочтение дружить с детьми своего пола и появляются смешанные группы, пол больше не играет главенствующую роль, эту роль занимают схожие интересы, навыки общения, умение оказывать поддержку и духовная близость.

Для психического развития ребенка младшего школьного возраста важным условием становится общение, поэтому необходимо развитие коммуникативных способностей, это позволит ребенку лучше адаптироваться, реализовывать себя и находить общий язык с людьми. Одним из важных показателей развития коммуникативных способностей является социальная перцепция, в младшем возрасте она имеет свои специфичные черты: ситуативность, стереотипность, ориентация на внешние признаки.

Также, стоит стоить обратить внимание на то, что в момент поступления в школу, ребенку предъявляются новые требования в отношении его речевого развития. Речь ребенка при ответе должна быть грамотной, выразительной, четкой, при общении со сверстниками речь должна соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям.

В школе ребенок берет на себя ответственность за свою речь, теперь ему необходимо самостоятельно организовывать свою речь, чтобы установить взаимоотношения как со сверстниками, так и с учителем.

Культура речевого общения заключается как в правильном произношении и построении речи, так и в наличии волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно средства эффективного общения, которые ребенок усваивает и использует в младшем школьном возрасте, определяют отношение к нему окружающих. Младшие школьники на данном этапе бессознательно открывают существование различных стилей общения и используют их, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.

Трудности общения со сверстниками или его недостаток могут приводить к эмоциональному неблагополучию, такие дети чувствуют себя уязвленными, наблюдается снижение самооценки, замкнутость, робость, формируется тревожность или агрессия в поведении. Ребенок сосредоточен на своем “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах или недостатках. Все это приводит не только к затруднению общения в школьном коллективе, но и может принести множество проблем в будущем ребенка.

Для развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста основой является адекватная самооценка. В этом возрасте дети способны оценить свои коммуникативные навыки и если ребенок осознает свои коммуникативные особенности и имеет возможность для их реализации, то это служит условием развития адекватной самооценки. Ребенку необходимо осознавать себя в процессе общения, с помощью этого у ребенка зарождается коммуникативная рефлексия. 

В психологии принято выделять три круга общения детей младшего школьного возраста, такие круги характерны для каждого класса. В первый круг входят одноклассники, которые вызывают симпатию и эмоциональное тяготение у ребенка, среди этих детей присутствуют те, которые так же отдают предпочтение данному школьнику. Первый круг общения может включать в себя как отдельного ребенка, так и целую группировку. Таких детей объединяет взаимная связь. Второй круг общения составляют одноклассники, к которым ребенок испытывает меньшую симпатию. Психологическая основа коллектива — это та его часть, где ученики взаимно составляют друг для друга второй круг желаемого общения. Третий круг является самым масштабным, его составляют все дети, обучающиеся в классе, этот круг находится во взаимодействии со всеми предыдущими.  Стоит отметить, что круги являются явлением непостоянным. Общение может претерпевать изменения и дети, которые раньше составляли первый круг, могут выйти во второй и наоборот. Также, некоторые дети могут не испытывать стойкую симпатию ни к одному из одноклассников, это приводит к отсутствию первого круга желаемого общения.

Таким образом, общение является важным условием для психического развития школьников. В младшем школьном возрасте у детей значительно меняется характер общения и межличностных отношений в целом. В период обучения в третьем и четвертом классе критерии приемлемости у детей терпят изменения. Дети по-прежнему ставят на первое место общественную активность ребенка, но уже начинают ценить организаторские способности. Большую роль играет и внешность, но главную роль в выборе партнера для общения начинают играть личностные качества, уверенность, честность, самостоятельность. На второй план отходит успеваемость и успехи в учебе.

 



Предварительный просмотр:

ГБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ V ВИДА»

Доклад на тему:

«Организация формирования коммуникативной компетенции учащихся во внеурочное время»

Воспитатель: Арданова Д. Г.

2021-2022 уч. г.

Организация формирования коммуникативной компетенции учащихся во внеурочное время.

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
   Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные:
-социальная компетентность;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-учёт позиции других людей;
-взаимодействие;
-сотрудничество.
Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.
От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка во многом зависит процесс адаптации его в школе. Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь.
Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.
Одной из форм организации внеурочной деятельности является наша работа.
Во внеурочную деятельность входит:

- выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь);

 - индивидуальные занятия с детьми;

- кружки;

 - организация питания;

- организация прогулок;

- организация занятий по интересам и досуговой деятельности учащихся.


Коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. Дети общаются между собой не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда, прогулок и т. д. На занятиях дети совместно играют, учатся, занимаются творческой деятельностью, что способствует развитию социального опыта общения.

В процессе общения дети познают друг друга, у них появляется возможность сравнивать себя с другими. Дети разных возрастов с удовольствием работают вместе.
В классе проводятся интеллектуально-познавательные беседы, игры, конкурсы, викторины на разную тематику: математические викторины, интеллектуально-познавательные игры, игры по ПДД, экологические и т.п. Во время этих занятий дети играют, общаются, познают что-то новое. Все эти мероприятия способствуют развитию коммуникативных умений и навыков учащихся: высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, развивать речь, обогащать словарный запас.
Проводятся и индивидуальные беседы с детьми, при которых ребенок может поделиться своими проблемами. По мере возможностей стараюсь помочь ему в них разобраться. Обсудить причины плохого поведения и вместе сделать соответствующие выводы.
В классе проводятся прогулки – это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом в более естественной обстановке, что помогает детям сбросить накопившуюся усталость и восстановить свои силы. Подвижные игры, которые организуются во время прогулки, способствуют развитию физической силы, ловкости, организованности, внимательности, умения договариваться и действовать в команде. Это такие игры, как: «Вышибала», «Цепи», «Салки», «Прятки», «Футбол», строительные игры из снега, и другие. В процессе проведения игр, дети учатся отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с другим мнением. Прогулка играет огромную роль в формировании умения вести себя в свободном общении, в играх.
Основным образовательным мероприятием является самостоятельная работа, то есть, время, выделенное для выполнения домашнего задания. Самоподготовка учит детей планировать   свою деятельность, ответственно относиться к работе, помогать друг другу. Организация учебной деятельности во время самоподготовки предполагает общение между учениками и воспитателем, между самими учащимися с целью взаимопомощи. Во время самостоятельной работы у детей возникают различные трудности из-за пробелов в знаниях учащихся, на которые я обязательно обращаю внимание, стараюсь помочь их восполнить.
Большое внимание уделяю досуговой деятельности детей. В свободное время объединяются и чередуются различные виды деятельности: рисование, работа с раскрасками, работа с бумагой и другими материалами, а также настольные развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, находить ошибки и недостатки. Назову некоторые из этих развивающих игр: «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт», «Что изменилось», «Зрительная память», «Запрещённая буква», «Исключение лишнего», «Найди отличия», разгадывание ребусов и кроссвордов и другие.
В условиях занимательной развивающей игры дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Эти развлечения включают в себя творческую деятельность. На таких занятиях дети принимают активное и осознанное участие, используют свои знания и учат других – совместная работа выставляется на всеобщее обозрение. В связи с этим  раскрывается потенциал детей, создается благоприятный психологический климат, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Мои воспитанники участвуют в различных творческих конкурсах - необходимое условие развития их творческих способностей и потенциала. Результат - призовые места моих учеников в конкурсах различного уровня. Считаю, что именно с опытом творческой деятельности связана возможность формирования определенных качеств личности.

Пребывание ребенка в школе создает условия для посещения различных кружков и секций, что способствует самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше нравится и что лучше получается.
Обучающиеся развивают свои творческие способности в кружках дополнительного образования: «Ритм», «Природа и фантазия», «Волшебный мир бумаги», «Узор», а также в спортивных секциях. Посещение всех форм дополнительного образования способствует формированию разновозрастного коллектива. Я стараюсь работать в тесном контакте с классными руководителями, педагогами дополнительного образования.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что деятельность группы продленного дня способствует обеспечению необходимыми условиями для реализации внеурочной деятельности.
Совместная учебная, игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и любая другая досуговая деятельность школьников разного возраста в условиях ГПД – это получение позитивного социального опыта общения, взаимодействия и развития.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

Здоровье никогда не может

потерять своей цены

 в глазах человека,

потому что и в довольстве

и в роскоши плохо жить без здоровья.

Чернышевский Н. Г.

На современном этапе развития общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Здоровье человека - высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности младших школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Для успешного решения этой задачи важно беречь здоровье смолоду, укреплять его с первых дней жизни. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

Своей главной задачей считаю создание условий и научение ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса и полноценная подготовка младших школьников к самостоятельной жизни. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

- в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

- в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

 - в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности;

- в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Как утверждал В. А. Сухомлинский,  «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.

Состояние здоровья влияет на успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни младших школьников: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Учитывая сказанное, я  своей работе придерживаюсь здоровье сберегающей организации учебного процесса. Главная цель на уроках — это обеспечение младшему школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе. Для этого реализую в своей практической деятельности следующие задачи:

- организация учебного процесса с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

- воспитание культуры здорового образа жизни;

- развитие творческих способностей;

- мотивация на здоровый образ жизни;

- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;

- внедрение инновационных педагогических технологий.

Считаю, что образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить творческий характер. Творческий характер образовательного процесса, как считает Л. С. Выготский , крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы-развитию личности младшего школьника, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда-неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Включая ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, а это в свою очередь снижает наступление утомления. Это достигают путем использования:

- игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков;

- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;

 - подвижными играми на переменах;

- занимательных упражнений на уроках;

- творческого характера домашних заданий и дифференциации домашнего задавания.

Все это способствует развитию коммуникативных компетенций, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение и повышает интерес к урокам. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому во время уроков чередуют различные виды учебной деятельности: - чтение; - письмо; - слушание; - рассказ; - рассматривание наглядных пособий; - ответы на вопросы и. т.д.

Обязательно проводят на уроках физкультурные минутки:

- упражнения по формированию осанки;

- упражнения для ног

- расслабление кисти рук;

- массаж пальцев рук;

- предупреждение утомление глаз и. т.д.

Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма младших школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

       Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

       Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

      Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

       Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

      При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

      Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

2. использование проблемных творческих заданий;

3. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов  

    выполнения задания;  

4. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала  

    (словесную,  графическую, условно-символическую);

5. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были  

    исправлены.

      Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

      Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

        Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

      Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

            Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

       Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.



Предварительный просмотр:

ГБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  V ВИДА»

Доклад на тему:

«Гражданско-патриотическое воспитание детей

в начальной школе»

Составила:

Воспитатель: Арданова Д. Г.

2021-2022 уч. г.

«Всякая благородная личность глубоко 
осознает свое кровное родство, 
свои кровные связи с Отечеством». 
В.Г. Белинский

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. В настоящее время заметно возрос интерес ученых и педагогов к проблеме патриотического воспитания.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

По мере вырастания, у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), который требует реализации, и который, как ни обидно это констатировать, чаще всего остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в антиобщественных организациях, поток которых от года к году растёт, и это – тревожные симптомы современности.

Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:

        между социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;

        между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;

        между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.

Выявление противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса патриотического воспитания школьников. Именно мы, педагоги, ответственны за будущее своих воспитанников.

Цель и задачи по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников в учебно - воспитательном процессе.

Ведущей моей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, определяю задачи:

 Формирование представления об историческом прошлом, пробуждение интереса к малой родине.

 Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

 Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

 Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

 Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:

1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи города и библиотеки, изучают народные праздники в школьном краеведческом музее, возлагают цветы к памятнику Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами Вов, проводятся праздники к 23 февраля «Богатырские забавы» (2кл.) и «О рыцарстве, о доблести, о славе» (3кл.)

2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.

По этому направлению проводили беседы «Родина- где я живу», «Символы страны», «Национальные праздники», «Ответственность и право», участвовали в ролевой игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин», урок мужества «Войной опалённые строки».

3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).

Для более глубокого понимания произведения обращаемся в картинную галерею. Учу учеников рассматривать и описывать картины, выражать своё отношение к увиденному, писать сочинения.

4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».

На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

По окончании учебного года мы выходим в поход в лес вместе с родителями и играем в «Зарницу» и другие игры.

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», изучают лекарственные растения своего края.

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

 

 



Предварительный просмотр:

ГБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  V ВИДА»

Доклад на тему:

«Гражданско-патриотическое воспитание детей

в начальной школе»

Составила:

Воспитатель: Арданова Д. Г.

2021-2022 уч. г.

«Всякая благородная личность глубоко 
осознает свое кровное родство, 
свои кровные связи с Отечеством». 
В.Г. Белинский

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. В настоящее время заметно возрос интерес ученых и педагогов к проблеме патриотического воспитания.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

По мере вырастания, у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), который требует реализации, и который, как ни обидно это констатировать, чаще всего остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в антиобщественных организациях, поток которых от года к году растёт, и это – тревожные симптомы современности.

Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:

        между социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;

        между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;

        между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.

Выявление противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса патриотического воспитания школьников. Именно мы, педагоги, ответственны за будущее своих воспитанников.

Цель и задачи по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников в учебно - воспитательном процессе.

Ведущей моей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, определяю задачи:

 Формирование представления об историческом прошлом, пробуждение интереса к малой родине.

 Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

 Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

 Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

 Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:

1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи города и библиотеки, изучают народные праздники в школьном краеведческом музее, возлагают цветы к памятнику Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами Вов, проводятся праздники к 23 февраля «Богатырские забавы» (2кл.) и «О рыцарстве, о доблести, о славе» (3кл.)

2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.

По этому направлению проводили беседы «Родина- где я живу», «Символы страны», «Национальные праздники», «Ответственность и право», участвовали в ролевой игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин», урок мужества «Войной опалённые строки».

3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).

Для более глубокого понимания произведения обращаемся в картинную галерею. Учу учеников рассматривать и описывать картины, выражать своё отношение к увиденному, писать сочинения.

4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».

На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

По окончании учебного года мы выходим в поход в лес вместе с родителями и играем в «Зарницу» и другие игры.

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», изучают лекарственные растения своего края.

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание в программе изобразительного искусства"

Патриотическое воспитание. В программе ИЗО искусства предусмотрены задания по обеспечению воспитания гражданственности, толерантности, привития общечеловеческих ценностей....

Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"

В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Выступление на тему "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в ГПД"

Текст моего выступления на конференции на тему "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в ГПД"...

Доклад "Игра - как важное средство воспитания младшего школьника"

Доклад на тему: "Игра - как важное средство воспитания младшего школьника"...