Выступление на ШМО-Выявление способностей учащихся-
материал

Сидоренко Лариса Николаевна

Выявление способностей учащихся в рамках УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_uchashchihsya.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей учащихся,

используя задания УМК «Школа России»

                                            Выступление на ШМО

Мое убеждение, что ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный момент. Значимо лишь самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

В XXI очевидно, что прогресс человечества невозможен без сохранения интеллектуального генофонда, основу которого составляют одаренные дети.

Среди наиболее характерных, а потому часто встречающихся особенностей одарённых детей зарубежными и отечественными учеными выделены следующие:

  • раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;
  • быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;
  • сформированность навыков логического мышления;
  • богатство активного словаря;
  • быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций;
  • выраженная установка на творческое выполнение заданий;
  • развитость творческого мышления и воображения (креативность);
  • владение основными компонентами умения учиться;
  • высокая личная ответственность;
  • позитивная Я – концепция, связанная с адекватной самооценкой (П. Торренс и др.)
  • выявление способностей к изобразительной деятельности;
  • выявление способностей в двигательно–ритмической сфере;
  • выявление способностей к сочинительству и художественной декламации;
  • выявление лидерских качеств, способность к коммуникации.

Существует несколько методик выявления одаренных детей, но моё мнение, что метод педагогического наблюдения за развитием детей даёт очень хорошие результаты.

А. И. Савенков выделяет некоторые особенности психического развития одаренных детей. Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Этими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания. На первой ее ступени стоят все дети – одаренные, и неодаренные. Однако только у части детей любопытство переходит в любознательность, развивается стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, нагрузке характерна для одаренных детей.

УМК «Школа России» дает широкие возможности для наблюдения за детьми и их познавательной активностью. В учебнике математики (М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова) с первых страниц: на 16 – 17 страницах «Странички для любознательных», на стр. 23 задание повышенной сложности (задания с несколькими решениями, задания по выполнению проектов и т. д.),и такие задания наблюдаются на протяжении всего учебника [2; с.16 – 17, 23]. Работая над такими заданиями учебника, сразу видно у кого из детей любопытство не переходит в познавательную потребность, а кого решение нестандартных задач вызывает интерес и желание найти решение, довести дело до конца.

Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, один из признаков одаренности (Д. Гилфорд и др.).Так, например, при работе с учебником «Окружающий мир» А. А. Плешакова (1 класс), используя проблемно-диалогическую технологию постановки учебной задачи «Кто такие птицы?», видно, что многие дети, ответив, что птицы - это животные имеющие крылья, и узнав, что это не так, не стремятся решить проблему[3; с. 34 - 35]. Нет познавательной активности. Применяя на уроках проблемно-диалогическую технологию достаточно быстро выявляются дети со сверхчувствительностью к проблемам.

Склонность к задачам дивергентного типа. Под задачами дивергентного типа понимают самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач, в том, что они допускают множество правильных ответов. Одаренные дети любят решать такие задачи, в 3 – 4 классах пытаются найти, выбрать наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Дети 1 – 2 класса, находят все решения. Наиболее простой пример для 1 класса. В электронном приложении «Азбука» УМК «Школа России» - какие слова спрятались в слове, подбери слова к схеме слова и т. д. В Азбуке (В. И. Горецкий и д. р.) учащихся просят выполнить задания: «Кто больше назовёт слов с звуком _?», «Продолжи перечисление» [4; с. 26, 29, 44] . Много задач подобного типа в «Читалочке» (А. В. Абрамов, М. И. Самойлова): «Имена» - продолжи цепочку имен; «Кто больше» - составь слова из букв данного слова; «Чудесное превращение», «Цепочка слов» и т. д. [5; с. 6, 8, 10- 11,14, 16, 18, 20]

Математика - Составьте бусы из геометрических фигур, используя повтор[2; с. 11,15, 25,96], разбей на группы [4; с. 91]

hello_html_255d672b.gifhello_html_6f8c1e8f.gifhello_html_6f8c1e8f.gifhello_html_27f5ee28.gifhello_html_27f5ee28.gifhello_html_6f8c1e8f.gifhello_html_6f8c1e8f.gifhello_html_255d672b.gifhello_html_38ef63b1.gif

Есть задания дивергентного типа и в «Окружающем мире» А. А. Плешакова [3; с. 43,57].

Обычно дети подбирают 1 – 2 слова, а одаренные стараются продолжить цепочку как можно дальше, они не довольны, если их работу приходится прерывать.

Легкость ассоциирования. Одарённый ребёнок значительно быстрее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимают связи и отношения между явлениями, предметами, событиями. УМК «Школа России». Первый урок Азбуки – «Здравствуй, школа!» [4; с.4]. Задание 1 – Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? (Ответы детей: форма, рюкзак, класс и т. д.) И только одна девочка ответила:- Пока ничего, проснулась как в садик, форма школьная, но и в садике одежда разная, рюкзак, и в сад носили игрушки, пока не знаю, наверно ответ я узнаю позднее…)Еще пример: стр. 31 (Азбука). Придумай с другом другой конец сказки, стр. 40 – Придумай рассказ по рисунку. Ответ я узнаю позднее, это уже способность к прогнозированию. Одаренные дети в большей степени способны к прогнозу, чем их сверстники [4; с. 31, 40].

Одаренный ребенок способен на яркое и гибкое мышление, проявляет способность выдвигать новые неожиданные идеи.

Такие дети при подведении итога урока (УНЗ), задаются вопросом: «Что будем делать на следующем уроке?» им интересно продолжение, стремление узнать, научиться новому.

Одаренных детей отличает хорошая память и высокая концентрация внимания, потребность в самоактуализации.

Это дети, с интересом работают над проектами, ищущие дополнительный материал к уроку, выполняющие творческие задания.

Для них характерны: устойчивость и широта интересов, упорство в достижении целей, они стремятся не только закончить работу, но и выполнить как можно качественнее.

Социальная автономность - одна из отличительных особенностей одаренных детей. Уроки, занятия в традиционном режиме им просты и однообразны, а оттого скучны и неинтересны.

Поэтому для плодотворной работы надо не только выявлять этих детей, но знать их отличительные черты, знатьсовременные образовательные технологии, возможности УМК, для создания благоприятных условий для обогащения и развития психики.

В учебной деятельности работу основываю на дифференцированном подходе. Поэтому работа, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

К урочной деятельности относятся следующие виды:

·         проблемно-развивающее обучение,

·         проектно-исследовательская деятельность,

·         игровые технологии (деловые игры и путешествия),

·         информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

·         развития способностей (разно уровневые тесты, презентации)

·         творческие и нестандартные задания.

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания (задания с *). Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные формы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект и мн. др. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.

Одной из форм работы с одарёнными детьми считаю проектную деятельность учащихся. Работая над проектом, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная деятельность развивает ребёнка в целом.

Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности.

Список литературы:

  1. Канакина В. П. Русский язык.1 кл: учеб. для общеобразов. орг. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 8-е изд., испр. — Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России).
  2. Моро М. И. Математика .1 кл: учеб. для общеобразов. орг. : в 2-х ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. — 7-е изд.— Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России).
  3. Плешаков А. А. Окружающий мир: учеб. для общеобразов. орг. 1 кл. : в 2-х ч. / А. А. Плешаков. — 8-е изд. — Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России)/
  4. В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. «Русская азбука». учеб. для общеобразов. орг. 1 кл. : в 2-х ч. /— 8-е изд. — Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России)/
  5. А. В. Абрамов, М. И. Самойлова. «Читалочка». Учебное пособие для общеобразов. орг. 1 кл. 2-е изд. — Москва : Просвещение, 2015. — (Школа России)/
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"...

Выступление на педсовете: "Выявление и развитие творческих способностей у учащихся начальной ступени"

Данный материал содержит рекомендации по обучению детей разного уровня готовности к школе в 1 классе....

Инструментарий для диагностики по выявлению способностей учащихся

Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать опред...

Методики для выявления способностей учащихся

Список методик для мониторинга УУД«Лесенка» (1- 4 класс).Оценка школьной мотивации (1-2 класс). Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) ( 3 -  4 клас...

выявление способностей учащихся

Материалы работы по мониторингу...

Методика для выявления способностей учащихся

Список методик для мониторинга УУД«Лесенка» (1- 4 класс).Оценка школьной мотивации (1-2 класс).Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) ( 3 -  4 класс...

Методики для выявления способностей учащихся

Методики для выявления способностей учащихся...