Развитие soft skills навыков как способа реализации федерального государственного образовательного стандарта
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гончарук Елена Анатольевна

Методическая тема на 2019-2020 учебный год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soft skills навыки38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарук Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Каратузская СОШ»

Методическая работа на 2019-2020 учебный год

Развитие soft skills навыков как способа реализации

федерального государственного образовательного стандарта

Ой, как я стала понимать родителей выпускников! Еще несколько лет, и моя девочка вступит во взрослую жизнь. Есть о чем попереживать… Нынешняя обстановка на рынке труда требует колоссальных знаний и навыков, особенно от молодежи. На советском и постсоветском пространстве, в мою молодость, было все гораздо проще. На развитие каких навыков стоит делать упор, чтобы сегодняшний выпускник смог успешно реализоваться в профессии, сделать карьеру?

Эксперты форсайт-сессий, спикеры важнейших экономических  форумов, представители бизнеса в один голос заверяют:

 «…Российским топ-менеджерам не хватает прежде всего soft-навыков…» - Максим Гришаков, коммерческий директор Яндекс;

«Бизнес переориентировался с hard skills на soft…» - Сергей Мацоцкий, совладелец и председатель правления группы компаний IBS;

«…побеждают те, кто инвестировал в soft skills…» - Герман Греф, председатель правления Сбербанка России.

        Впервые термин «soft skills» я услышала на краевой августовской конференции в 2018 году. У меня возникла масса вопросов: что это за навыки, которые являются одним из хитов динамично меняющегося мира? Почему работодателям недостаточно профессиональных навыков работников?  Если об этом заговорило педагогическое сообщество, значит soft skills навыки возможно развивать в процессе обучения и воспитания школьников. Следовательно, как  навыки  soft skills «ложатся» в ФГОС? Какие из навыков  soft skills я могу формировать у учащихся начальной школы, если это возможно?

        Что же такое soft skills? Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки») — это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам. Для навыков soft skills характерна универсальность. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Вне зависимости от того, где мы работаем, нам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы.

Навыки soft skills рассматриваются как «комплекс». Следовательно, и формировать их необходимо именно в комплексе, параллельно. Именно тогда они начнут усиливать друг друга и  давать синергетический эффект. 

Какие же навыки можно отнести к «soft skills»? В первую очередь  -социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций: коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов. Кроме этого - сбор информации,  мышление «результатами» и «процессами», системное мышление.

Приоритетной целью ФГОС второго поколения является полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат  - научить учиться. Разбираясь в тонкостях «гибких» навыков я предположила, что soft skills являлись прототипом федеральных стандартов, либо развивались одновременно в разных областях.  Судите сами (я остановлюсь на тех навыках и педагогических технологиях, которые я уже развиваю и применяю в своей работе).

Навыки «soft skills»

Педтехнологии по ФГОС

Коммуникация:

умение слушать, убеждение и аргументация, ведение переговоров

проведение презентаций, самопрезентация, публичные выступления

командная работа, нацеленность на результат

проектная деятельность

проектная задача

Управление собой:

управление собственным развитием

планирование и целеполагание

инициативность / настойчивость

рефлексия

целеполагание

планирование деятельности

рефлексия

Мышление:

креативное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации

выработка и принятие решений,

проектное мышление

проектная деятельность

критическое мышление

Управленческие навыки:

управление исполнением, планирование,

постановка задач, мотивирование,

контроль реализации задач,

ситуационное руководство и лидерство

Проектная деятельность

Работа по ФГОС развивает и навыки soft skills. Однако, для их полноценного формирования я в своей работе сделала несколько акцентов.

С целью развития коммуникативных навыков использую арт-технологию (театрализацию учебного материала, ролевые игры, живые картинки, театральные минутки, инсценирование эпизодов,  кукольный театр. Инсценируем не только художественные произведения, но и жизненные ситуации (например, инструктаж по ТБ – как вести себя на льду)); учу детей использовать и считывать «язык тела» (мимику, жесты), находить «точки соприкосновения» с собеседником, устанавливать устные соглашения и договоренности.

Учу детей собирать информацию (работа над проектом) и вообще работать с ней: задавать точные «толстые и тонкие» вопросы используя прием «Кубик Блума» (технология критического мышления), фиксировать информацию, представлять её в наглядном и понятном виде (метод моделирования условия использую при решении задач, графическом обозначении орфограмм, при работе с текстом), а также уметь передать другим без искажений и упущений. Это позволяет развивать у моих учеников универсальные учебные действия.

Метод моделирования в младшем школьном возрасте делает учебную деятельность более осмысленной, приближает учащихся к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие. Моделирование позволяет учащимся переходить от словесной модели (текста) к мысленной модели (представлению ситуации), а от неё - к знаково-символической модели (записи символов).

Всегда понимала, что детство ребенка должно быть насыщено эмоционально. Поэтому в приоритете классные праздники,  детско-родительские театрализованные новогодние утренники, посещение театра, ДШИ, библиотеки («Воскресные чтения» совместно с родителями), музеев. Но есть еще одна популярнейшая тема, которая сегодня набирает обороты и вызывает бурный интерес  - эмоциональный интеллект.  Для меня стало открытием, что умение распознавать, выражать, говорить и регулировать эмоции, умение замечать и вовремя использовать эмоции для того, чтобы, например, придумать нечто новое или заняться планированием — то есть использовать эмоцию для выполнения своих задач,  напрямую связано с «высоким EQ».  В этом мне предстоит еще разобраться.

С первого класса учу детей формулировать свою позицию, уметь донести её понятно и аргументированно: всё это составляющие критического мышления.

Мышление «результатами» и «процессами» в образовании можно назвать «умением учиться».  Считаю своей первостепенной задачей научить детей ставить понятные и достижимые цели, раскладывать их на составляющие, искать и находить ресурсы для их достижения. Уверена, что используемая мною технология критериального оценивания является тем инструментом, с помощью которого ученик способен улучшить собственную деятельность (учебную, социальную и т.п.).

Критериальному оцениванию, выбранному мною, предшествовал тематический контроль, которым я увлеклась с 2007 года. Впервые проанализировав не оценки учеников, а ошибки детей в контрольной работе, я увидела собственные ошибки в преподавании. С тех пор в «моем» журнале накопительная система знаний и умений каждого ребенка по каждой теме. Вначале я это делала исключительно для себя, позже стала  озвучивать критерии оценивания детям и родителям и пришла к выводу, что это мощнейший рычаг к повышению качества образования.

Почему я «за» критериальное оценивание?

  • Оценка относительна. Она не всегда понятна учащимся, родителям и педагогам.
  • Оценки не дают представлений об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы.
  • Оценка не мотивирует к обучению, а превращается в некий «кнут».
  • Критериальное оценивание призвано формировать положительную мотивацию, поддерживать успешность школьника, снижать тревожность.
  • Критериальное оценивание позволяет определить уровень  подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса. Дифференцируется  значимость оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности.
  • Отслеживается эффективность изучения учебной программы.
  • Оцениваться может только то, чему учу, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей.
  • Ученик получает возможность сравнения собственных достижений с эталоном.
  • Критериальное оценивание позволяет контролировать саморазвитие ребенка, ставить собственные цели и задачи.
  • В листах достижений ученики и родители видят все критерии, формирующие в дальнейшем отметку по данной теме. Обеспечивается  обратная связь между учителем, учеником и родителями, прозрачность и объективность отметок.
  • При полноценном построении модели критериального оценивания в образовательной организации каждый школьник может получить право на свою индивидуальную образовательную траекторию, ее коррекцию,  личный темп изучения учебного материала.

В условиях оценочной системы нет возможности полноценно перейти на критериальное оценивание. В идеале формативное (формирующее/текущее) оценивание призвано давать обратную связь по ходу обучения, помогать всем участникам учебного процесса скорректировать и спланировать свою работу.         Констатирующее (итоговое) оценивание, проводимое в конце темы, четверти, дает возможность ученикам показать, чему они научились и дает заключительное суждение о степени усвоения материала.

Критериальное оценивание отличается от традиционного еще и тем, что критерии суммируются при  подведении итогов, а у традиционной оценки есть  некий максимум, от которого за  допущенные ошибки баллы отнимаются. А это далеко не мотивация.

Критериальное оценивание применяю не только к предметным знаниям, но и к личностным и метапредметным достижениям учеников. Оцениваю умение работать в команде, коммуникативные и поведенческие навыки, внимательное прочтение заданий, старательность, трудолюбие и многое другое. Но самое важное – учу детей оценивать свои и другие работы в соответствии с четкими критериями, понятными всем участникам образовательного процесса. Ведь «глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству». У. Джеймс.

В отличие от листов самооценки, используемых ранее мною и моими коллегами, листы достижений фиксируют наработку отдельно взятых знаний, умений, навыков. В листах же самооценки чаще оценивается качество работы ученика на конкретном этапе урока,  что не имеет дальнейшего развития.

Цифровизация образовательного процесса значительно усиливает обратную связь с учениками и родителями. Работа в образовательном онлайн - ресурсе «Я-класс» позволяет комментировать выполнение конкретных видов заданий, давать рекомендации по устранению пробелов в знаниях. В дальнейшем планирую подобную работу проводить и в электронном журнале.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами формирования навыков soft skills в рамках современных педагогических технологий являются дидактические игры. При ведущей игровой деятельности в младшем школьном возрасте  Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Соглашусь с ним: в  игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью… Высоко ценю роль дидактической игры в обучении. Она  аккумулирует множество целей и технологий, разжигает умственную активность детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к познанию. Вот некоторые из них, используемые мною: «Мозговой штурм», «Создание викторины», «Крестики-нолики», «Уголки», «Буквоед», «Лото», «Китайская грамота», «Правда-ложь» и т.п.

Мотивация и самомотивация — основа любой деятельности. Только мотивированный ребенок может быть успешен в образовательном процессе. Роль «мотиватора» младшего школьника исключительно у педагога и родителей, поскольку детям трудно сосредоточиться на монотонной тяжелой умственной работе. В ход идет все: эмоции,  ролевые игры, импровизация, сказочные путешествия, дидактические игры, жетоны за разные виды работ на уроке, которые в дальнейшем можно обменять на оценки; листы достижений и т.п.

Развивать системное мышление мне позволяет метапредмет. Формирование УУД в учебной и внеурочной деятельности, в проектной деятельности и при решении проектных задач учит детей структурировать и анализировать сложные объекты исследования, использовать знания из разных областей.

Где есть цель, там есть препятствия на пути к ней. Везде, где трудятся несколько человек, важно умение разрешать проблемы и  конфликты, находить способы реализовать интересы всех сторон, умение вникнуть в точку зрения другого и найти взаимовыгодное решение.  Этот навык, который важен в любой сфере и на любой работе, формирую через коммуникативные УУД (сотрудничество детей в паре и группе)

Сложно оценить уровень сформированности навыков soft skills у моих третьеклассников, не имея на то критериев оценивания. Однако, качество обучения учеников класса стабильно высокое. Имею положительную динамику и потенциал усвоения опорной системы знаний по математике, русскому языку, речевым и коммуникативным метапредметным действиям.

Все дети мотивированы на учебный процесс, легко общаются в мини группах, класс отличается высокой работоспособностью. Уже сейчас подхватывают на «ура» мои идеи, «креативят», проявляют самостоятельность. С ними легко и интересно любое начинание. Они мои вдохновители, музы. И я стараюсь отвечать их ожиданиям, научить их полезному и нужному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

Развитие soft skills и интереса к математике в условиях группы продленного дня

В условиях группы продлённого дня создаются условия и ситуации, используются различные педагогические технологии и приёмы для развития soft skills и достижения метапредметных результатов освоения осно...

Развитие Soft Skills при помощи игр на иностранном языке

Softskills, так называемые гибкие навыки, это комплекс важных для карьеры навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с кон...

Ранняя профориентация, развитие soft skills и компетенций XXI века у младших школьников

Тезисы и презентация к выступлению по теме формирования гибких навыков...