Педагогические технологии. Обобщение опыта.
статья

Панфилова Наталья Владимировна

В статье я делюсь своим опытом использования современных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современное образование невозможно без применения новейших технологий, позволяющих сделать обучение наиболее эффективным. В своей работе я применяю такие технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии 
  • Технология уровневой дифференциации 
  • Информационно-коммуникативные технологии. 

Здоровьесберегающие технологии .

Быть здоровым означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Активно  использую  в урочной и внеурочной  деятельности здоровье сберегающие технологии, строю уроки таким образом, чтобы  один  вид деятельности  сменялся другим. Слежу во время проведения урока  за правильностью посадки  учащихся, периодически (раз в месяц) меняю их положение  в классе по отношению к источнику света, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев и кистей рук и другие. В своей работе использую тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены. Применяю на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки и тесно связана с развитием мышления  и речи детей.

        В воспитательную деятельность на уроке включаю сведения о способах поддержания физического и психологического здоровья учащихся, организую учебно -предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности учеников, стараюсь обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся на  урочную работу. Обеспечиваю  возможность разностороннего восприятия объектов познания через слух, зрение, атмосферу взаимного уважения в коллективе, психологического комфорта (ситуация успеха).

 В 2011году мною и учителями начальных классов нашей школы была разработана программа по курсу «Здоровый образ жизни».  Программа предусматривает получение учениками знаний, навыков гигиены, профилактики заболеваний, рационального питания, ухода за телом, укреплением здоровья. Данная программа реализуется в тесном контакте учителей, психологов, мед персонала, воспитателей. (программа в приложении)

 Методы, приемы и формы обучения, способствующие сохранению и укреплению здоровья:

  • Комфортное начало и окончание урока.
  • Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Чередование различных видов учебной деятельности.
  • Проведение на уроке разнообразных упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
  • Объем домашнего задания и степень их сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика.
  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, физминуток, поговорок,

небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

  • Включение в содержание уроков упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
  • Личный пример учителя. Сама веду здоровый образ жизни. Занимаюсь плаванием, оздоровительной аэробикой. Являюсь членом команды «Фабрика здоровья», занявшей в 2014 году 2 место в IV Республиканском Фестивале оздоровительной аэробики.

    Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни считаю не только физические нагрузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовности в целом. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность на занятиях – все эти качества  считаю неотъемлемым атрибутом обучения и воспитания учащихся.

Диагностика изменения состояния здоровья учащихся на момент поступления в школу и в течение обучения в начальной школе.(данные диспансеризации)

До школы

1 класс

2 класс

3класс

Хронические заболевания.

1

1

1

1

Заболевание ОРВИ

8

7

4

2

Недостаток массы тела.

1

1

0

0

Нарушение зрения.

2

2

1

1

Нарушение осанки.

1

1

1

0

-у учащихся не наблюдается рост хронических заболеваний;

-идет стабильное снижение частоты острых респираторных заболеваний;

-нет снижения остроты зрения и нарушения осанки;

-происходит изменение массы тела в лучшую сторону;

-улучшается психологическое состояние школьников и их адаптация.

Применение здоровье сберегающих технологий способствует снижению заболеваний учащихся, повышению работоспособности, обеспечению возрастных темпов роста и развития детей, формированию у младших школьников необходимых ЗУН по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Технология уровневой дифференциации.

В процессе дифференцированного обучения использую личностно-ориентированный подход .Это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Цель этого обучения – создание  условий для проявления познавательной активности учащихся.

        Использование мной дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи:

  • подготовить учащихся к усвоению новых знаний;
  • обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;
  • содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.

По возможностям обучения учащихся 3 класса можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют ученики, наиболее успешно обучающиеся в классе (их 4 человека).В ходе обучения они понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно, но иногда нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия учащихся в основном не затрудняет

Ко второй группе, (3 человека), относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания.

К третьей группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне (2 человека). При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой специальной (коррекционной) школы.

Прежде чем использовать разноуровневые задания провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Мною проведены психодиагностические обследования каждого ребенка, которые позволили установить особенности его интеллектуального развития, степень и направление отклонения от нормы, помогли объективно выявить особенности психического и физического развития ребенка, что имело практическое значение при выборе адекватных, оптимальных форм и методов урочной и внеурочной работы с детьми.  Диагностическое исследование позволило мне выявить сильные и слабые стороны индивидуального развития познавательной сферы и динамику развития личности ребенка.АСТАХОВ К.  БОЖЕЕВА В.  ГУРАНОВ И. ДЕМЧЕНКО М. ДЕРЕВИНА Ю. МОЛЧАНОВ Д. МОЛЧАНОВА М. НИКОЛАЕВА Л. ХАМУЕВ В.

Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения. Детям с интеллектуальной недостаточностью учеба дается с большим трудом.  Я организую дополнительные  групповые или индивидуальные занятия, которые проходят во внеурочное время и позволяют уделить как можно больше внимания каждому ученику.  Благодаря, в том числе, и этим занятиям, степень усвоения материала во 3 классе стабильно повышается, что можно проследить по итогам  контрольных письменных работ.

        Дифференцированный подход позволил добиться в классе хороших результатов у учащихся. По итогам промежуточных и итоговых проверочных работ по предметам русский язык и математика 95%-98% ребят справляются с заданиями. Качество знаний учащихся составляет 85%, процент успеваемости – 100%.

        Другой эффективной образовательной технологией, которую использую, является информационно-коммуникационная технология.

Использование информационно- коммуникационных технологий в специальной (коррекционной) школе является необходимым условием эффективности коррекционно-развивающего обучения, позволяет проводить как фронтальную так и индивидуальную работу на уроке, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом. Я активно использую компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, а также при организации  досуговой деятельности.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Использование компьютера позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения я провожу с учётом санитарно–гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. В течение уроков проводятся физкультурные минутки, для снятия зрительного напряжения проводятся различные «минутки отдыха», специальные упражнения для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.

Использую Интернет ресурсы для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с учащимися. Интересно проходят уроки-экскурсии, уроки-сказки с применением информационных ресурсов.

На уроках внедряю следующие мультимедийные дидактические средства:

Слайд. Слайды могут использоваться на любых этапах урока. Путешествуя по слайдам, ребята работают с интересом и увлечением. Мною созданы презентации по темам: «Задача и её составные части», «Домашние животные», «Зимующие птицы», «Чтение слов с буквой «Й», «Городецкая роспись», «Бурятский орнамент» и др.

Видеовыдержки из словаря – это точные выдержки словарной статьи, демонстрируемые на экране компьютера или через мультимедийный проектор. В них раскрывается лексическое значение слова, дается анимированное изображение объекта, о котором идет речь. Изображение объекта может быть строго реалистическим и с элементами условности. Видеовыдержки из словаря имеют звуковое сопровождение.

Показ написания слова на экране позволяет проводить и словарно–орфографическую работу. Красочное оформление таких выдержек способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографического образа.

Видеозадачи – это упражнения, которые выполняются на уроках русского языка и чтения посредством умозаключений с использованием текстового материала, предъявляемого на экране компьютера. Видеозадачи решаются школьниками при объяснении учителем нового материала или организации работы над ошибками, а также в ходе обобщающего повторения. Эти задания выполняются с помощью программы WindowsPowerPoint.

Например, учащимся дается задание «Собери предложение из слов»: учитель предлагает учащимся набор слов (на мониторе они располагаются хаотично), а учащимся необходимо разместить их в порядке, чтобы получилось предложение. Выполнив задание в тетради, проверить можно на экране компьютера (правильный ответ).Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся.

Видеопросмотры на уроках особенно важны для повышения общей культуры учащихся, обучения их «умному сопереживанию», формированию визуальной культуры. В настоящее время нет комплекта учебных кино или видеофильмов, разработанных специально для коррекционной школы VIII вида. Поэтому я  пользуюсь учебными фильмами, созданными для учащихся общеобразовательных школ, научно–популярными фильмами отечественного и зарубежного производства, а также собственной видеопродукцией. Мною собрана целая коллекция развивающих видеороликов по темам: «Одежда», «Части тела человека»,  «Как животные зимуют», «Заяц», «Кролик», «Геометрические фигуры», «Насекомые», «Маша – хозяюшка» «Зимующе птицы» и многие другие.

Обзор основных сайтов, используемых мною в профессиональной деятельности.

Ссылка

Аннотация

Цифровые образовательные ресурсы.

1

http://fclor.edu.ru/

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР)

2

http://nachalka.info/

Сайт «Кирилл и Мефодий»

3

http://school-collektion.edu.ru/

Единая коллекция ЦОЗ

4

http://www.openclass.ru/

Сайт «Открытый класс»

5

http://festival.1september.ru/

Фестиваль «Открытый урок»

6

http://pedsovet.org/

Всероссийский Интернет-педсовет.

7

http://viki.rdf.ru/

Детские электронные презентации и клипы.

Специализированные сайты для учителей.

1

http://playroom.com.ru/kross.php#1

Кроссворды, чайнворды, загадки в алфавитном порядке, ребусы, потешки.

2

http://www.raskraska.com

Раскраски

3

. http://www.proshkolu.ru/

Школьный портал «Про школу ру»

4

http://www.uchportal.ru//

Учительский портал.

5

http://nsportal.ru/

Социальная сеть работников образования. В этой сети я создала свой сайт.

6

http://www.zavuch.info/

Методические и дидактические материалы.

Уроки с применением ИКТ позволяют:

1) каждому ребенку работать в своем темпе;

2) вовлекать в работу всех детей без исключения;

3) увеличить объем учебного материала;

4) составлять ответы, дополнять предложения и т.д.;

5) поэтапно предъявлять учебный материал под постоянным контролем;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии. Обобщение опыта.

Тема: " Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения"1) игры "посредством рук и зрения";2) игры на развитие у ученик...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...

современные педагогические технологии (из опыта работы)

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Урок остается основным элементом образовательного процесса. Основной целью мое...

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Развитие познавательных интересов младших школьников. Применение игровых технологий. (обобщение опыта)

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.Это предполага...