Обобщение опыта" Творческий подход к организационному моменту на уроках начальной школы."
методическая разработка (1 класс)

Шелимова Татьяна Александровна

Обобщение опыта. "Творческий подход к организационному подходу на уроках  в начальной школе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обобщение опыта на тему: « Творческий подход к рганизационному моменту на уроках в начальной школе.»

Урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”, но и место встречи с личностью ученика.Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с организационного этапа. Это кратковременный, но важный этап. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Для того чтобы быстро включить детей в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу мне помогают рифмованные стихи, психологические настрои, различные установки на урок, девизы. Благодаря этому дети становятся более раскованными, открытыми, у них возникает положительный эмоциональный настрой на весь урок. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя "как дома”. Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.

Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.

Оргмомент традиционного урока включает в себя:

- предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

- мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);

- актуализация знаний учащихся.

Особенностями начала нетрадиционного урока являются:

- рифмованное начало урока;

- с элементами театрализации;

- с загадки;

- с эпиграфа к уроку;

- с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;

- с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;

- с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания

проблемной ситуации.

Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков.

Хочу поделиться тем материалом, который я собрала из различных источников. Возможно, он кого-нибудь заинтересует. Буду рада поделиться.

Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков.

Русский язык

Проверь,                                                            
Готов ли ты начать урок?                                    Тетрадь правильно кладу,                        
Всё ль в порядке                                                  Ручку правильно держу.                          
Книжка, ручка и тетрадка?                                  За посадкою слежу.                                  
Проверили? Садитесь!                                        С чистотою я дружу,                                                      
С усердием трудитесь!                                        На «отлично» напишу!                          

                       

 

Математика                                                            Окружающий мир

Тут затеи, и задачи,                                          «Равнины и горы России»
Игры, шутки, всё для вас!                                Над Россией Солнце светит,
Пожелаем всем удачи -                                    И дожди шумят над ней ,
За работу, в добрый час!                                  В целом свете, в целом свете

                                                                            Нет страны ее родней!      

Шуточная загадка может быть предложена при изучении темы «Звездное небо».

Две медведицы смеются:

Эти звезды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли!

Неординарное решение для введения в урок. 

- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна.

Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)

Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

- Грамоте учится – всегда пригодиться.

- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

- Делу время, потехе час.

- Больше знай, меньше болтай.

Оргмомент проблемного урока.

В оргмоменте проблемного урока особое место занимает актуализация прежних знаний.

Основная цель актуализации – посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала, т.е. прежние знания сделать актуальными в данный момент.

Основная задача данного этапа урока – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы, возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы.       Можно показать пример с деревом.

Организационный момент

предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.

Требует от учителя:

  • творческого подхода;
  • вариации различных приёмов;
  • поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.

Включает в себя:

  • Организацию внимания учащихся;
  • Мобилизирующее начало урока ( исходная мотивация);
  • Актуализацию знаний учащихся.
  • Цель данного этапа:Психологический настрой учащихся;
  • Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Психологический настрой- эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива , определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Исходная мотивация:

  • Актуализация мотивов предыдущих достижений;
  • Вызов мотивов относительной неудовлетворённости;
  • Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность.

Сравните начало урока в различных типах организации урока

 развернуть таблицу

Традиционное начало

Нетрадиционное начало

Необычное начало урока

  1. Предварительная организация класса (проверка рабочего места, организация внимания)
  2. Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация)
  3. Актуализация знаний учащихся.
  1. Рифмованное начало урока.
  2. Начало урока с элементами театрализации
  3. С эпиграфа к уроку.
  4. С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
  5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации.
  1. Психологическая установка на урок.
  2. Создание мотивации урока: включение элементов новизны, необычности, занимательности, противоречивости, личной значимости, творческого мышления, сообразительности, инициирование фантазий.
  3. Эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своею, музыка в подарок, цвет и настроение, моменты радости и т.д.
  4. Введение в тему урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Организационный момент нетрадиционного урока

Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности....

Организационный момент нетрадиционного урока

Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. Включить ребят в работу — важная задача учителя. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей.  В этом помогает правильно под...

Приемы проведения организационного момента на уроке

  Начало урока – один из важнейших его моментов.       Организационный момент предназначен для создания у учащихся   рабочей настроенности. Каждый ...

Приемы проведения организационного момента на уроке

Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу....

Организационный момент на уроках.

Примеры организационного момента на уроках....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Обобщение по разделу «Как рождается герой». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний детей по разделу «Как рождается герой?»; формирование представлений о способах анализа произведений; формирование правильного п...