«Ценность чтения как средства образования и воспитания»
статья

Проблема детского чтения не нова. Многие педагоги и психологи давно рассматривают эту проблему как наиболее важную для развития и становления личности человека. Особенно она актуальна в младшем школьном возрасте, когда происходит процесс развития интеллекта учащегося. Причины, побудившие меня заняться именно этой темой, актуальны и важны для любой школы, класса, семьи и самого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Ценность чтения как  средства образования и  воспитания»

Великая бывает польза от почитания книжнага…

 сё бо суть реки напояющи вселенную:

се суть исходища мудрости…

 Лаврентьевская летопись,  

                              год 1037 г.

1. Введение.

Современная школа, находясь на пути перемен, учитывает условия изменяющегося общества. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит не только их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, но и в совокупности судьба России, ее будущее.

Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, а читающий ребенок является главным резервом развития человеческой нации, от него зависит будущее государства. Поэтому, моя роль, как учителя – предоставить государству всесторонне грамотного, нужного обществу гражданина. Чем больше в государстве интеллектуально развитых людей, тем выше его цивилизованность.

Проблема детского чтения не нова. Многие педагоги и психологи давно рассматривают эту проблему как наиболее важную для развития и становления личности человека. Особенно она актуальна в младшем школьном возрасте, когда происходит процесс развития интеллекта учащегося. Причины, побудившие меня заняться именно этой темой, актуальны и важны для любой школы, класса, семьи и самого ребенка.

1. Помочь ребенку осознать важность чтения в его судьбе.

Поскольку  современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования, то в условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её, как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо приносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «незаменимым», творческим человеком. Всем родителям хочется, чтобы ребенку сопутствовала в жизни удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие, поэтому семья и школа должны помочь ребенку найти свое место в жизни.

Ценность книги и чтения в представлениях нынешних детей:

«Дура я, что ли, чтобы читать?»

«Читать – это классно!»

«Только и слышу: читай, читай. Надоело!»

«Чтение – это наша жизнь».

«Читать – это скучно, нудно, муторно».

«Читай – и ты полетишь!»

«Чтение – это мир, где можно понять самого себя и других».

«Чтение спасет мир».

Как видно из их реплик, отношение наших школьников к чтению весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. Кто смотрит телевизионную передачу «Умники и умницы», тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков – будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизни без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, кто «не тычет в книжку пальчик». Тревожит, что таких «мальчиков» с каждым годом становится все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Вместе с тем начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Нельзя не учитывать и прагматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий, так или иначе связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует языкового развития.

Между тем известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют читать, грамотно излагать свои мысли, полноценно общаться. Накопление подобных фактов идет по нарастающей. Нельзя не увидеть во всем этом прямой связи с ростом детской преступности, алкоголизма и наркомании. Неслучайно применительно к детскому чтению все чаще мы слышим слово «кризис», а иногда и «катастрофа».

2. Приобщить детей к чтению книг.

Американцы забили тревогу по поводу чтения ещё в 1983 году. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования». Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности – неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности. Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности, общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и авариями, катастрофами, взрывами.

Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной  цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин.

Особое значение чтение имеет для нашей страны, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Ее называли «духовной лабораторией человечества». Нашей культуре с ее традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание искусства слова. Формулу его с наибольшей точностью выразил поэт Евгений Евтушенко: «Поэт в России больше чем поэт». Великая литература для нас – это не только способ стать более информированным, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. Чтение для русской культуры – это продвижение личности к высокому духовному опыту человечества. В чтении, в сопереживании с литературными героями, в диалоге  с автором человек одухотворяет свой нравственный мир, возвышает, очеловечивает. Разницу целей чтения российских и американских школьников подчеркивает такой пример. Как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения нашей страны зашел в школу к первоклассникам и спросил, для чего они хотят научиться читать. Один из мальчиков встал и сказал: «Чтобы читать Пушкина». Президент удивился и заметил, что если бы американскому школьнику задали этот вопрос, он бы ответил: «Читать факсы». Разница, как видим, очень существенная.

Каждое высказывание знаменитых людей о чтении высвечивает свою грань ценности чтения. Но легко убедиться, что на признании важности его сходятся все. Кто-то видит в нем залог развития мысли, кто-то – нравственности, кто-то – познания самих себя и других, кто-то рост духовного начала в человеке. Вряд ли найдется хоть одна творческая личность, которая негативно бы относилась к чтению. Созданы целые тома постулатов великих людей об уникальной силе чтения. Их высказывания о роли книги и чтения говорят сами за себя. Возможно, эти люди и стали знаменитыми именно потому, что много и вдумчиво читали. Их читательский опыт, накопленный с детства, перерос в собственное научное или художественное творчество. Эти люди стали олицетворением нашей и общественной культуры, гордостью нации.

  • «Чтение выстраивает целые судьбы».

                                                                       В. Шукшин.

  • «Чтение – это соучастие в творчестве».  

                                                                      М. Цветаева.

  • «Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей».  

                                                                     Н. Рубакин.

  • «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».  

                                                                                       В. Сухомлинский.

  • «Чтение – лучшее средство от стандартизации и упрощения, свойственных нашему высоко машинизированному веку».    

                                                                   Д. Голсуорси.

  • «Нет, быть может, дней в нашем детстве, прожитых с такой полнотой, как дни, проведенные с любимой книгой».    

                                                                   М. Пруст.

  • «Повысить качество восприятия классики – повысить нравственное здоровье людей».    

                                                                     Д. Лихачев.

Я как учитель должна строить свою работу так, чтобы дети хотели читать.

3. Повысить познавательный интерес к литературе разных жанров.

Предоставить им возможность выбора литературы, направить его желания и возможности в позитивное русло. Помочь почувствовать уникальность чтения через материал литературы, которым является слово. Слово – знак второй сигнальной системы, а не первой, в отличие от остальных видов искусства, которые мы непосредственно видим (живопись) или слышим (музыка), или видим и осязаем (скульптура). В слове собираются все наши ощущения, все восприятия, все чувства. Во время чтения развивается воображение – основа творчества. Вот как обосновал это положение применительно к школьнику крупнейший российский психолог ХХ века Л.С. Выготский: «Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения… и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения школьника по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются  одной из основных сил в процессе «осуществления этой цели».

Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько знаем мы. При этом не было ни машин, ни микроскопов, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову… Без воображения нет предвидения, нет прогресса.

ВЫВОД: Для того, чтобы развить творческую личность, востребованную обществом, нужно осознать ценность чтения как  средства образования, воспитания, как залог жизненной судьбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей.

В статье поднимается проблема организации третьего урока физической культуры. Предлагается один из вариантов решения – обучение технике игры в настольный теннис....

Ценность детского чтения, детского сочинения сказок, как средства образования и воспитания школьников.

Если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с ра...

Фонд оценочных средств по учебному предмету литературное чтение начального образования 2 класс УМК "Перспектива".

Фонд оценочных средств по учебному предмету литературное чтение  начального образования 2 класс  УМК "Перспектива"....

Чтение – основа образования, развития и воспитания ребёнка

Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной л...