«Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС.
презентация к уроку

Мокроусова Наталья Ивановна

Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной  работы, каким образом привлечь детей к контрольно – оценочной деятельности.

Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формирующее оценивание, которое можно ещё назвать оцениванием для обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд № 1 Тема  моего выступления «Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС.

Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования сказано, что учащиеся должны владеть основами самоконтроля, самооценки, саморегуляции, а также взаимоконтроля и взаимооценки.  

Но как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной  работы, каким образом привлечь детей к контрольно – оценочной деятельности.

Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формирующее оценивание, которое можно ещё назвать оцениванием для обучения.

Слайд № 2   Оно является самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

Слайд № 3 Формирующее оценивание для обучающихся

Формирующее  оценивание не предполагает выставления отметки в баллах. Оно даёт возможность учащимся осознать что у них получается хорошо, а что пока не удаётся, подсказывает, каким образом улучшить свои учебные достижения.

Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.

 Слайд №4  На сегодняшний день существуют информационные источники, в которых описываются теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс.

          Одно из них это учебное  пособие «Формирующее оценивание: оценивание в классе».  Автор Пинская М.А

Слайд №5  Существует  два подхода  к к оцениванию образовательных результатов учащихся

итоговое (суммативное) оценивание

формирующее (формативное) оценивание

Слайд №6  Чем  формирующая  оценка отличается от оценки в баллах, которую мы обычно ставим?

1.Во – первых формирующая оценка не рассматривает оценивание как контроль. Это не та оценка, которая карает.

2.Во-вторых она позволяет постепенно формировать знания учащихся

• ориентируясь на сильные стороны учащихся

Как обычно происходит проверка любой работы. Мы исправляем ошибки, мы указываем недостатки, т.е. мы говорим сразу, что у ученика плохо. А  надо ориентироваться на сильные стороны.

Слайд № 7    Как можно похвалить ребёнка

Не секрет, мы все любим, чтобы нас хвалили. Хороший отзыв должен содержать 4 элемента:

  1. подчёркивание и похвала того хорошего и правильного, что есть в работе
  2. выделение того что должно быть исправлено или над чем нужно поработать дополнительно
  3. подсказки, как это можно сделать
  4. совет по поводу того, в каком направлении ученик должен двигаться дальше.

Слайд № 8

•подсказывая, какие пробелы в знаниях имеются

• подсказывая, в каком направлении двигаться, чтобы эти проблемы исправить. В конечном итоге это влияет на ту оценку, которую мы привыкли называть отметкой.

Поэтому эту оценку   называют формируюшей , так как она формирует ответственность за своё обучение.

Слайд 9   Как сказал Боб Стейк: «Когда суп пробует повар — это формирующее; когда суп пробуют гости — это итоговое».

Слайд № 10      Цель формирующего оценивания

-улучшить качество учения, а не обеспечить основание для выставления отметок.

- создание непрерывной обратной связи.  Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока и бывает двух видов: устная иƒ письменная.

-результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами.

Слайд № 11   Формирующая  оценка  основана на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях.

Критерии самооценки должны быть четкими, предельно однозначными, понятными.

Если критерии будут прозрачны, т.е., учащиеся будут знать, на что мы будем обращать внимание, то ученики будут:

  • точно знать, какую работу они должны выполнить и что именно ждёт от них учитель
  • у учителя не будет проблем с оцениванием работы ученика
  • будет формироваться атмосфера доверия между учителем и учениками,  действия учеников будут более самостоятельными.

Критерии оформляются в начале изучения темы, чтобы было легко оценить итоговую работу. Критерии должны быть деференцированы: на «3»  достаточно знать то и то, на «4» то и то  + это, а на «5»  то и то  + это, это и это.

 Взаимо и самооценка

Там, где возможно, ученик должет себя оценивать. Оценочная деятельность учащихся такова:

  1. чтобы дать оценку, нужно иметь возможность сравнить работу с эталоном
  2. само и взаимооценка должны быть оцениванием, а не выставлением отметки
  3. оценщик должен выполнять следующие правила:
  • оценивается работа, а не личность
  • проверяется только то, что записано в критериях оценки
  • правильные ответы отмечаются знаком «+», неправильные «- »
  • при оценивании используются образцы ответов
  • в случае сомнений следует обратиться за помощью к учителю.

Когда ученик может сам оценить, как много он узнал и что ему необходимо сделать, чтобы достичь желаемой цели, когда учится оценивать достижения других, это не только помогает ему в процессе обучения, но и превращает в активного участника этого процесса.

Подытоживающая оценка (отметка) выражается баллом, она даёт учащемуся информацию лишь о том, насколько его работа близка к идеалу или отдалена от него.

Слайд №12.        Итак, подведем итоги.

•        Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и обучения.

•        От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом

•        Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание

Слайд 13       Конечно, сложно применять знания теории на практике. Но, как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».

Завершить  своё выступление хотелось бы словами В.Шекспира: «Опытность приобретается деятельностью, совершенствуется временем»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирующее оценивание в условиях ФГОС Понимание , подходы , способы реализации

Слайд 2

2

Слайд 3

может помогать учиться на ошибках ; может помогать понять , что важно ; может помогать понять , что у них получается ; может помогать обнаруживать , что они не знают ; может помогать обнаруживать , что они не умеют делать . Формирующее оценивание для учащихся

Слайд 4

4

Слайд 5

Два подхода к использованию оценивания

Слайд 6

Чем ф.о. отличается от оценки в баллах? 1.Формирующая оценка не рассматривает оценивание как контроль. 2.Она позволяет постепенно формировать знания учащихся • ориентируясь на сильные стороны учащихся , . • подсказывая, какие пробелы в знаниях имеются, • подсказывая, в каком направлении двигаться дальше посредством специально организованной обратной связи, которую ученик может учесть либо игнорировать. что в конечном итоге влияет на итоговую суммирующую оценку (отметку).

Слайд 7

Безупречная работа! Радуюсь, глядя на тебя! С тебя можно брать пример! Видишь, какие у тебя способности Чудесно! Я знала, что ты можешь это сделать! Сложная работа, но ты выполнил ее отлично! Нет слов, чтобы оценить твою работу Ты это заслужил! Потрудился на совесть! Так держать! У тебя светлая голова! В следующий раз будет лучше! Это лучше, чем когда-либо Не работа, а загляденье! На такое приятно смотреть! Видишь, какие у тебя способности! Как сказать ребенку, что он молодец

Слайд 8

Чем ф.о. отличается от оценки в баллах? 1.Формирующая оценка не рассматривает оценивание как контроль. 2.Она позволяет постепенно формировать знания учащихся • ориентируясь на сильные стороны учащихся, . • подсказывая, какие пробелы в знаниях имеются , • подсказывая, в каком направлении двигаться дальше посредством специально организованной обратной связи, которую ученик может учесть либо игнорировать. что в конечном итоге влияет на итоговую суммирующую оценку (отметку).

Слайд 9

Два подхода: учимся находить разницу « Когда суп пробует повар — это формирующее; когда суп пробуют гости — это итоговое ». Боб Стейк Формирующее оценивание – это осознание пути, который привел к результату. Итоговое оценивание – это осознание результата.

Слайд 11

11

Слайд 13

13

Слайд 14

Стандартное оценивание Формирующее оценивание Жёсткая шкала оценивания Малоинформативно Для ученика Обеспечивает участие ученика в процессе оценивания Формирование адекватной самооценки Непрерывно Формирует учебный процесс, обеспечивая основание для выставления отметок Формирует учебный процесс, улучшая качество учения Обеспечивает индивидуальный подход (не усредняет) Может травмировать ученика и снижать его самооценку Оценивание на конечной стадии процесса обучения Принципы самооценки и способы улучшения результата Обеспечение обратной связи Функции: обучающая, воспитательная, ориентирующая, стимулирующая, диагностическая, формирование самооценки Диаграмма Венна

Слайд 15

15

Слайд 16

«Дорогу осилит идущий». народная мудрость 16 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание как инструмент повышения учебной мотивации в условиях реализации ФГОС.

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирующее оценивание. Критерии и оценки"....

Система оценивания в условиях реализации ФГОС

Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом....

Система оценивания в условиях реализации ФГОС

Задача  современной школы – это «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за свои  решения, находить пути их ре...

Система оценивания в условиях реализации ФГОС

Структура оценки. Методы и формы оценки...

Формирующее оценивание в начальной школе как условие реализации ФГОС

Формирующее оценивание - это осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащихся.Формирующее оцениван...

Система оценивания в условиях реализации ФГОС

      Школа, ориентированная лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков, уходит в прошлое. Задача  современной школы – «формирование человека, совершенств...

Формирующее оценивание как средство реализации ФГОС 3 поколения

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результато...