Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО
статья

Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samootsenki_mladshih_shkolnikov.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО

           Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на формирование личности, способной самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем. Самооценка, являясь существенной характеристикой личности, играет важную роль в её нравственном становлении и всестороннем развитии в целом. Сформированность самооценки школьника во многом определяет активность и направленность его социальной позиции, подготовленность к основным социальным ролям в обществе – труду, продолжению образования, семейной жизни, самосовершенствованию. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, т. к. именно в этом возрасте идет процесс формирования учебной деятельности как ведущей.

          Основным направлением в своей педагогической деятельности я вижу создание на уроках условий, способствующих становлению и развитию таких личностных качеств как самостоятельное целепонимание, осознанность и избирательность поведения, адекватная самооценка. И это важно! Потому что ребенок, не умеющий оценивать свои возможности, так и не становится хозяином своих интеллектуальных богатств, постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. С действия самооценки, со способности понять «что я уже умею и знаю», «этого еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже знаю и умею», начинается учебная самостоятельность младшего школьника.

            Так что же такое самооценка? Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

             Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

           Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей «группы риска» можно использовать следующие методики:

           «Лесенка». Методика имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, у детей.

Инструкция (групповой вариант) 
               У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант) 
             При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Методика самооценки «Дерево» (авт. Д.Лампен, в адаптац. Л.П.Пономаренко)

Инструкция:

            Посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение .Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

             А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение и твое положение.

               Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться.

               Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

             Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции №1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию №20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

           Работа по формирования навыков самооценки нелегкая и требует много времени. Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов? Хочу поделиться известными мне методиками формирования самооценки обучающихся начальной школы, которые использую в своей работе.

           Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

«Цветовые дорожки» позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. 

Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

 «Светофор», другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

«Линеечки, пятиуровневая шкала». После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы. На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. 

Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Учитель договаривается с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы.

«Радуга». Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках. 

«Древо творчества». Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

«Мы – вместе» «Оценочный лист» Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение. 

«Лесенка». Предлагается лесенка из 4 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. 

«Сосед по парте». Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочёты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: Оценки не совпали: Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

«Идеал – антиидеал» Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу». Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Подчеркните те, которые у вас есть (в 1 столбце «идеал», во 2 – «антиидеал»).

смелость доброта любознательность трудолюбие вежливость усидчивость честность правдивость настойчивость активность

хвастовство грубость лень трусость

зависть лживость жадность драчливость жестокость обидчивость

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке.

Рекомендации по работе с детьми с завышенным и заниженным уровнем самооценки.

           В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.

Учить слушать других.

Воспитывать чувство сопереживания.

Оценивая работы, показывать, как положительные, так и отрицательные моменты.

Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.

Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.

Вовлекать учащихся в коллективную работу.

При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.

Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

           Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

         Анализ результатов работы показал, что к 4 классу количество детей с адекватной самооценкой увеличилось, а с завышенной или заниженной сократилось. Самооценка позволяет увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления их результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

           На мой взгляд, описанные приемы по формированию самооценки младших школьников дали положительные результаты. Дети отличаются активной жизненной позицией: огромное желание принимать участие в мероприятиях класса, школы. У детей усилилась критичность и самокритичность, проявляется самостоятельность в суждениях, развивается наблюдательность, сообразительность, глубина мышления.

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.
  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
  3. Захарова А.В. Формирование самосознания и самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 2003. – С. 83
  4. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
  5. Липкина А. И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1980. – 243 с.
  6. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.
  7. Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речи младших школьников - важное условие развития личности

Дидактический материал, который можно использовать при формировании правильной речи у детей....

Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Сформированность  самооценки  школьника  во  многом  определяет  активность  и  направленность  его  социальной  позиции,  подготовлен...

Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие развития личности

В статье раскрываются основы организации иссследовательской деятельности младших школьников. Исследовательское поведение, оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и ус...

Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....

«Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО»

laquo;Формирование самооценки младшего школьника    в условиях реализации ФГОС НОО»        Важнейшей задачей  Федеральных государственных образовате...