Доклад на тему "Развитие связной речи у младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Насыбуллина Людмила Леонтьевна

Проблема развития связной монологической речи детей с речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой – это дошкольный возраст. Но, а у детей с тяжелыми нарушениям речи связная монологическая речь начинает развиваться только в начальной школе. Это необходимо не только для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему среднему школьному обучению и дальнейшей социализации их в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_mladshih_shkolnikov.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи учащихся.

«Развитие связной речи определяет

уровень речевого и умственного развития»

Л.С.Выготский

Проблема развития связной монологической речи детей с речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой – это дошкольный возраст. Но, а у детей с тяжелыми нарушениям речи связная монологическая речь начинает развиваться только в начальной школе. Это необходимо не только для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему среднему школьному обучению и дальнейшей социализации их в обществе.

Работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи. Ведущая задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить целостные высказывания, тексты. Этому способствует  продуктивно-поисковая деятельность учащихся с тяжелыми нарушениями речи. У каждого ребенка формируется творческая позиция к выполнению учебных задач: орфографических, грамматико – лингвистических и других.

Коррекционная работа над связной речью включает следующие задания: описание предметов по основным признакам; развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем)); сравнительное описание предметов; решение поисковых задач и нестандартных лингвистических задач; работа с проблемными вопросами; пересказ текста (сжатый и подробный); работа с деформированным текстом, воссоздание текста по плану (развернутому или краткому) и другие.

К основным методам обучения детей связной монологической речи относится обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.

Исходя из наблюдений за детьми с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности, пришли к выводу, что развитие связной речи будет хорошо осуществляться через игру. Так как во время игры детям необходимо общаться между собой и договариваться, в этом и заключается основная проблема, так как основная коммуникативная функция речи – быть средством общения. Поэтому занятия в группе продленного дня очень часто приходится проводить за круглым столом в игровой деятельности. Для этого используются игры, основной целью которых является – развитие связной речи. Начинать развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи нужно с самого простого материала.

Приведу примеры некоторых из игр.

Игра «ПАРОВОЗИК»

Игра развивает фразовую речь, увеличивает словарь, особенно прилагательные, и учит правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции. Она также активно тренирует вербальную память ребенка. Игра может проводиться в устной или письменной форме (в последнем случае игра переводит процесс письма на непроизвольный уровень). Игра не требует специального материала.

Количество играющих не должно быть меньше двух.

Возраст играющих не ограничен.

Правила игры: первый игрок называет любое слово – предмет (существительное-подлежащее), второй игрок должен сказать слово – действие (глагол-сказуемое), далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто-нибудь из игроков опустил при повторении какое-нибудь из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Выигрывает тот, кто закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова.

Играя в эту игру ребята с каждым разом составляют более распространенные предложения, лучше их повторяют и запоминают.

Игра «УЗЕЛОК»

Игра развивает фразовую речь, увеличивает словарь. Она также активно тренирует вербальную память ребенка. Игра проводиться в устной форме.

Материал: плотная веревка.

Количество играющих не должно быть меньше двух.

Возраст играющих не ограничен.

Правила игры: первый игрок называет любое слово и завязывает узелок на веревке, каждый следующий игрок добавляет слово и узелок на веревке. Последний игрок должен назвать получившееся предложение целиком. Слов в предложении будет столько, сколько узелков на веревке. В ходе игры каждый ребенок должен побыть первым игроком.

Так же для развития связной речи у детей с ТНР целесообразно проводить ролевые игры через театрализацию. Дети с удовольствием участвуют в театрализованной деятельности. Выбирать героев нужно лучше из русских народных сказок, перед этим содержание сказки нужно вспомнить, просмотреть или перечитать.

Если эти игры проводить во внеурочной деятельности три раза в неделю, то можно будет проследить положительную динамику в формировании связной речи не только устной, но и письменной.

ГБОУ «Казанская школа – интернат №7 для детей с ограниченными

возможностями здоровья»

Методическое объединение воспитателей на тему:

«Развитие связной речи учащихся»

Воспитатель:

Насыбуллина Л.Л.

первая категория

Казань, март 2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.

Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности по развитию связной описательной речи у младших школьников....

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

Формирование связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. В статье предложены методы  и  формы р...

Развитие связной речи у младших школьников

Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. В настоящее время проблема развития связной речи н...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...